Труды Береславского написаны на особом «новоязе», несомненно, играющем важную роль в контролировании сознания адептов. Многие обычные слова употребляются в новом смысле, используется много неологизмов и странных словосочетаний:
Нечестивая мать, не выпускающая сына из духовной утробы, родового гнезда, продолжает обогревать его и в 10 и в 20 и в 50 лет, из-за чего происходит варварское прободение тонкого тела и преселение жупела. Пробитый мужчина начинает греть, что для него неестественно. Девять десятых современных мужчин греют. Женоподобный греющий мужчина — человек с преселенцем, упырно одержимый[1019].
К сектантскому новоязу относятся и такие, весьма часто употребляемые в «богородичной» литературе выражения (случайная выборка): «сублимированная похоть», «астральный блуд», «прободенное слово, прободенная совесть», «блудный флюид», «раненый, приголгофский слух», «прободенное, обрезанное сердце», «окрадывание», «медоточивая Псалтирь», «родовой поток» и т.п.
Получив первые откровения, Береславский решил приобрести «законный статус». В Русской Православной Церкви у него ничего не вышло, и даже «Евфросиньюшка» порвала с ним. Тогда наш «провидец» занялся поисками в дебрях различных групп и группировок, именовавших себя «катакомбными» и «истинно-православными» церквами. Сегодня сам «Богородичный центр» провозглашает себя единственной истинно православной церковью; Береславский говорит, что рукоположен в катакомбной Церкви и что-де оттуда, от Российской Православной Церкви, у него легитимная преемственность, которую Московская Патриархия утратила в связи с декларацией 1927 года митрополита Сергия (Страгородского).
Сектанты очень любят выстраивать некое фантастическое генеалогическое древо, по которому они восходят к катакомбной Церкви, к патриарху Тихону и к «старцам Соловецким»: «Архиереи и священство Церкви Пресвятой Богородицы имеют прямое преемство от патриарха Тихона и от архиереев Тихоновской Церкви»[1020]. На «богородичном» сайте утверждается:
В 1985 г. в катакомбном монастыре архиереями Синода катакомбной Церкви — канонической ветви, идущей от патриарха Тихона и его преемника, патриарха ИПЦ Серафима (Поздеева), — схимитрополитом Геннадием (Секачем), схимитрополитом Феодосием (Гуменниковым) и схимитрополитом Григорием Вениамин (Береславский) был пострижен в монахи с именем Иоанн и рукоположен в сан иерея (каким образом три митрополита рукоположили одного иеромонаха, автор текста не поясняет. Очевидно, тут действует принцип, что маслом каши не испортишь. — А.Д.). После посвящения в сан иеромонах Иоанн (Береславский) получил архиерейское Благословение главы ИПЦ схимитрополита Геннадия и затем его преемника схимитрополита Феодосия на свидетельство и проповедь от лица катакомбной Церкви на устроение Новой Святой Руси[1021].
Во-первых, эта группировка является совершенно самозванческой, не имеющей апостольского преемства[1022]. А во-вторых, документы рисуют совсем иную картину происшедшего, сильно отличающуюся от картины, рисуемой сектантскими пропагандистами. Согласно «Окружному посланию иерархии Тихоновской катакомбной Истинной Православной Церкви от 21/3 мая 1992 г»., подписанному «схимитрополитом Феодосием» и «митрополитом Епифанием», а также согласно справке «Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви — Московского епархиального управления от 13.02.93», подписанной «епископом Никоном (Ламекиным)»[1023], Береславский и «Петр» Большаков (настоящее имя — Сергей Юрьевич, по образованию математик, ныне второе лицо в иерархии БЦ, так называемый генерал-епископ, по крещению, как сообщается, римо-католик,) были рукоположены во священство только в 1988 г. (т.е. уже после смерти Геннадия Секача) «митрополитом Феодосием», который в 1992 г. вместе с «митрополитом Епифанием» запретил их в служении, а потом изверг из сана и отлучил от своей церкви за «параклитскую ересь третьего завета». Но на это «богородичники» сообщают, что «в феврале 1991 г. по благословению митр. Иоанна (Боднарчука) «состоялась» хиротония в катакомбном храме в Москве о. Иоанна, архимандрита катакомбной Истинно-Православной Церкви, в епископы Российской Автокефальной Православной кафолической Церкви»[1024] (сведений из других источников об этой хиротонии не имеется). Иоанн Боднарчук был бывшим епископом РПЦ, извергнутым из сана за раскол в 1989 г. и перешедшим вначале в самосвятскую «Украинскую автокефальную церковь», а затем до своей гибели в автокатастрофе в 1995 г. несколько раз менявшим равно неканонические украинские юрисдикции. Просился он и назад, в РПЦ, но его покаяние было сочтено неискренним и не было принято. Таким образом, никакой легитимности ни на одно из рукоположений Береславский не имеет (если, конечно, принять за факт, что второе рукоположение вообще имело место), не говоря уж о том, что те, кто рукоположил их во иереи, сами же и извергли их из мнимого священнического сана и из своей «церкви». А уж тем более епископство «богородичников» — это совсем уже чистой воды самозванство. Но с тех пор Береславский уже сам присваивает себе все свои звонкозвучные и пустопорожние титулы: «архиепископ», «патриарх», «матриарх» и пр.[1025] Отметим и то, что Береславский не выдерживает логику и внутри собственных мифологем: Боднарчук, к которому он возводит свою легитимность, не имеет никакого отношения к «катакомбникам», но является вполне «сергианским» (в терминологии Береславского) ставленником — т.е. легитимность его рукоположения такая же, как и у всех прочих епископов Русской Православной Церкви, законность, каноничность и благодатность которой Береславский столь рьяно отрицает.
Осознавая сомнительность своих канонических претензий, Береславский постоянно говорит об ином — «духовном» преемстве своей «церкви» от всех святых некоего особого «истинного» русского православия:
Наследие отцов-новомучеников, богородичная церковь несет апостольское преемство, свидетельствует дух глубокого покаяния, духовной нищеты, святой любви и евангельского служения, печати старцев-нестяжателей от Антония и Феодосия Киево-Печерских, Нила Сорского, Серафима Саровского, до собора новомучеников и старцев соловецких. Наследует благословение собора всех святых, от века просиявших[1026].
Еще когда Береславский был «иеромонахом», «Богородица» велела ему рукоположить во епископы своего товарища и сподвижника «иеромонаха Серафима», а тот с ходу стал рукополагать других «иереев»[1027]. Уже здесь мы видим зачатки будущего учения «богородичников» о «внутренней церковности», когда священство можно получить «от руки Самой Пречистой».
Первым самоназванием созданной Береславским организации было «Российская автокефальная Православная Церковь». В 1991 г. эта группа зарегистрировалась в Москве под сложным названием «Московская городская профсоюзная организация священников и монашествующих». В 1991 г. профсоюзная организация была преобразована в общественно-просветительский фонд «Богородичный центр» (именуемый с 27 апреля 1993 г. «Фондом Новой Святой Руси») и зарегистрирована Управлением юстиции Мосгорисполкома 4 июня 1991 г. (регистрационное свидетельство № 169). И хотя в 1992 г. Береславский создал еще одну структуру — «Церковь Божией Матери Преображающейся» (регистрационный номер 268 от 31.07.92 г.), название «Богородичный центр» навсегда закрепилось за сектой. Активную роль в создании новой секты играли его первые сподвижники: ранее упоминавшийся «генерал-епископ» Петр и Александр Долаберидзе — ныне «епископ». В феврале 1997 г. Минюстом РФ зарегистрировано централизованное религиозное объединение «Православная Церковь Божией Матери Державная» (регистрационный номер 388 от 4.02.97). 16 декабря 1998 г. Управление Юстиции г. Москвы перерегистрировало (в соответствии с Законом РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях») местную религиозную организацию: «Общину Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы» (регистрационный номер 747).
Первоначально сектанты появились в Москве в среде прихожан храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» на Ордынке. В 1989 г. возникли первые «монашеские» поселения на Украине и на Волге. В июне 1991 г. в Москве состоялся первый «Богородичный собор», на котором было принято официальное наименование «Церковь Божией Матери».
С самого начала БЦ активно вмешивался в политическую жизнь под громкими антикоммунистическими лозунгами. Это позволило секте привлечь к себе внимание СМИ и сделать хорошую рекламу. Заявляя о своем монархизме, «богородичники» в то же самое время утверждают, что нахождение в данное время демократов у власти благословенно: Богородица помогла им в августе 1991 г. и в октябре 1993 г. Имеется ряд косвенных доказательств, что на разных этапах их истории «богородичников» поддерживали академик Велихов, Минобороны, «Демократическая Россия», некоторые крупные тресты министерского подчинения. Прямых доказательств у нас нет, но, например, некоторые родители «богородичников» видели в лагерях БЦ палатки с инвентарными номерами Минобороны, а в их печатном органе «Рыцарь веры» было опубликовано очень умилительное интервью с маршалом Язовым: ««Знаю я вашего Христоса», — сказал он как-то глубоко, слегка поникнув головой...»[1028], и прочая паточно-сиропная чушь.
Труды Береславского известны под общим названием «Белое Евангелие». Эти писания производят такое впечатление, что первый вопрос, который обычно задают их непредвзятые читатели, всегда один: сумасшедший ли автор или он просто симулирует? Я не врач и однозначного ответа на этот вопрос дать не могу. Мы знаем, что Береславский лечился в «психушке», но психиатрическое прошлое, особенно в советские времена, не обязательно означало, что человек действительно болен. Хотя очень многие признаки указывают на настоящую психическую болезнь. Может быть, это род индуцированного безумия, то есть он сам себя распаляет до психотического состояния. Может быть, это полное отсутствие внутренних тормозов, может быть — просчитанная и отрепетированная игра. А может — и все вместе взятое.