В личном общении Береславский производит странное впечатление. С одной стороны, каждый жест у него отработан; у него есть актерские способности, и похоже, он долго репетирует перед зеркалом, как и что будет делать. С другой стороны, он все время себя накачивает: то у него начинают фонтаном литься слезы, он кричит, впадает в истерику, потом резко замолкает и говорит вполне деловым тоном: «Выключите кондиционер» — и опять начинает плакать. Потом вдруг опять совершенно спокойно приказывает: «Отодвиньте вентилятор на двадцать сантиметров» — и опять «включает» слезы. Если нельзя с уверенностью утверждать, что Береславский сумасшедший, то, что он человек явно злонамеренный — вполне очевидно. Своих мальчиков, которых он называет священниками и епископами, он сводит с ума очень успешно. Вводить их в заблуждение он тоже умеет. Он, например, говорит им: «Нас приняли во Всемирный совет Церквей», хотя сам знает, что это неправда. Таким образом, они могут искренне заблуждаться, но он лжет вполне сознательно. Откровения, которые получает Береславский, тоже достаточно характерны (мы еще будем говорить о его учении, если его можно так назвать). С одной стороны, это явления глобальные: «Богоматерь объявляет Себя Царицей Руси. Каждый должен принять на свое чело Ее печать». А с другой — Богоматерь говорит примерно следующее: «Нам должны пожертвовать три новых компьютера» или «Наш автомобиль «вольво» устарел, нужен «мерседес»». При этом любое исходящее от «Богородицы» слово — высшее откровение, намного превосходящее даже Библию, единственный на сегодняшний день источник спасения:
Дети мои! Спасайтесь словом Пречистой. Каждая буква — спасительный круг, каждая фраза — небесный град... Окормляйтесь от источника нетленного! Цените Слово не просто как источник света, но как Дароносицу печатей. Хочу, чтобы слово Мое дошло до сердца и проницало всю плоть... Слово Мое — злак жизни... Ибо настал час Третьего Завета, момент решительного выбора[1029].
Начал БЦ с резкой конфронтации с христианскими церквами, в основном с Православной Церковью; поначалу заигрывал (да и до сих пор заигрывает) с римо-католиками. Достоверно известно, что какую-то поддержку от Римо-католической церкви (через Польшу) он получал. Можно себе представить: приходит в некое польское (итальянское, немецкое) католическое епархиальное управление импозантный седобородый человек прямо-таки из глубин Православия и говорит, что мы-де православная группа, очень почитаем Божию Матерь и работаем на объединение с католичеством. Как же католики могут не раскошелиться ради такой благой цели? Береславский рассыпался в комплиментах в адрес римо-католичества. Приведем лишь одну из многочисленных цитат (говорит якобы Божия Матерь):
Святейший Папа Иоанн Павел Второй чтит Меня высочайшим образом. Это глава Вселенской Церкви. Без помощи и благословения Римского престола в России не осуществить намерения по обращению в огонь веры всей страны. Российским православным многому надлежит учиться. Пусть Россия возносит молитвы к Папе Иоанну Павлу Второму, ибо его святое, умное и чуткое сердце молится обо всех страждущих и падших мира, и о России в том числе. И ангел-хранитель, приставленный к его вселенскому державному величию как к наместнику Спасителя и проводнику воли Божией, часто внушает Папе скорбь о России[1030].
Правда, сейчас Римо-католическая церковь официально заявляет, что не имеет к «богородичникам» никакого отношения. Зато береславцы наладили хорошие отношения с мунизмом. Эмиссар БЦ на Западе, профессор глубоко провинциального Алабамского университета Чарльз Мерсиека является членом мунитской «Ассоциации преподавателей за мир во всем мире», а сам «архиепископ Иоанн» «от лица Православной Церкви» в 1999 г. громогласно благословлял мунитский блессинг на нью-йоркском стадионе.
Любовь к римо-католикам, а также к мунитам и иным интересным организациям компенсируется у «богородичников» ненавистью к Православию. В одном из своих документов БЦ заявляет, что «для победы над красным драконом (коммунизмом. — А.Д.) необходимо отрубить три его головы. Две уже отрублены — КПСС и КГБ, осталось отрубить третью — РПЦ». Этот и многие другие подобные перлы можно найти в книгах БЦ «Красная патриархия. Волки в овечьей шкуре»[1031] и «Трагедия Красной Церкви»:
Заключение Сергием завета с дьяволом позволило собрать жатву из ста миллионов жертв и учинить кровавую резню по всей России. Первым в ней виновен митрополит Сергий, и вина падет на всех, его поддерживающих (в т. ч. на нынешнюю РПЦ). <...> ...Красная церковь исповедала более полувека <чудовищную ересь> (коммунистическое демонизированное православие). <...> ...Полвека назад Россия и Ее официальная церковь присягнула дьяволице, поклонилась Красному Дракону. <...> <Митрополит> Сергий — чудовищный враг Церкви, величайший еретик, сектант и предатель, более страшный, чем Иуда Искариот (с которым он покоится на адском дне). <...> <Русская Православная Церковь> — огромная, страшная по своим духовным извращениям сущности Христова учения, секта красноцерковников, возглавляемая Советской Красной Патриархией. <...> Красноцерковники совершили три страшных отречения: 1. отреклись от Христа; 2. отреклись от Божией Матери; 3. отреклись от святых отцов. <...> Они — Христоубийцы... отцеубийцы... братоубийцы, детоубийцы. <...> Гигантское юридическое уродливое образование... остается не чем иным как сектой, независимо от количества насчитываемых членов. <...> ...Магический треугольник, кодировавший всю советскую структуру, являющийся тайной причиной ее внешней и внутренней крепости, сложился окончательно — «КПСС, КГБ, Красная Патриархия»... <...> ...На сегодняшний момент единственной преградой для всенародного обращения ко Христу и Марии служит Московская Патриархия[1032]...
Зачастую «духовные пастыри» БЦ просто выливают на Московскую Патриархию ворох нецензурных и матерных выражений.
Поначалу в Москве у «богородичников» была большая конкуренция с другими, так же как и они, претендующими на вселенскость самозванцами. Был конфликт с «Белым братством»; как и другим сектам, им сильно подпортила репутацию «Аум Синрикё» своей историей в токийском метро. Еще в начале 1993 года БЦ заявил, что «Богородица» благословила им для дальнейшей деятельности Петербург, который они переименовали в Мариенград. Там в ДК им. Горького они провели «покаянный собор», который был сорван членами «Белого братства»: те явились на собор и устроили потасовку. История была скандальная: Марина Цвигун рассчитывала на то, что Береславский ее признает (подобно тому, как царица Мария Нагая признала Гришку Отрепьева за своего сына), но ничего не вышло. С тех пор и до самого киевского апофеоза «Белого братства» две эти секты откровенно друг друга поносили. Впрочем, народ до сих пор путает обе секты: слишком одновременно они приобрели скандальную известность и слишком похожими были их методы работы.
С некоторых пор «богородичники» стали сворачивать свою шумную публичную деятельность и перешли на полуконспиративный режим работы. Сейчас они несколько менее заметны, но это не значит, что их нет. Внешне они все больше мимикрируют под Православие, и многие маловоцерковленные люди делаются жертвой этого обмана: так, сектантам удается проникать в больницы и школы, собирать щедрые пожертвования от предпринимателей и пр.
Постепенно они начали присматриваться к другим регионам, перебираться за Уральские горы, но и там чувствуют себя комфортно далеко не везде. Например, в феврале 1996 года областной суд Иркутска запретил деятельность «Богородичного центра» на территории Иркутской области.
Одновременно береславцы ищут союзников среди родственных сект за рубежом — из так называемых марианских церквей: либо из маргинальных католических групп, которые особое внимание уделяют почитанию Девы Марии, либо из отколовшихся от римо-католичества церквей. Главный признак всех этих союзников — это то, что у них Христос постепенно замещается Божией Матерью и христианство превращается в марианство.
Учение БЦ — это смесь из монтанизма, хилиастического апокалиптизма (идея тысячелетнего Царства Божиего на земле), гностицизма преломленного через учение Рерихов), откровенных суеверий (сглаз, порча, энергетические вампиры и т.д.) и личных фекально-генитальных комплексов самого Береславского. Группа проповедует «третий Завет», который был заключен накануне скорого конца света и должен реализоваться в юнце нынешнего тысячелетия — Завет, который был заключен со Святым Духом, воплощенным в Богоматери. В соответствии с этим «третьим Заветом» была основана новая «Параклитская, Свято-Духовская, Богородичная Церковь» — «Церковь» наступившего «Третьего, Новейшего Завета»:
Воздвигнута Церковь церквей, светоносная святыня, ангельский алтарь! <...> Покорись, земля, Пречистой Деве![1033]
Церковь третьего Завета — Ковчег спасения для всех: в ней совершатся и исполнятся чаяния всего рода Адамова от сотворения мира[1034].
Не бойтесь учить о новой религии или о Третьем завете. Традиционные формы вероисповедания уходят в прошлое и запечатываются навсегда[1035].