Смекни!
smekni.com

Александр Леонидович Дворкин (стр. 168 из 219)

Итак, «люди подошли к новой ступени своего развития...» Теория прогресса, заложенная в советского человека еще со школьной скамьи, в соединении с ньюэйджевскими построениями делает учение Виссариона весьма привлекательным для постсоветской технической интеллигенции, отчаянно ищущей знакомой точки опоры в стремительно меняющемся мире. Но как же обойти ясные предостережения Спасителя: «Многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят» (Мк 13:22), «восстанут лжехристы и лжепророки» (Мк 13:22); столь же недвусмысленно сказано о Втором Пришествии: «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою» (Мк 13:26). Прямо опровергнуть слова Христа Его «второй реинкарнации (sic! — А.Д.)» не с руки — можно распугать потенциальных адептов столь явным противоречием. Тороп выходит из этого сложного положения, заявляя о некой «божественной хитрости» (чем не «трансцендентальное лукавство»?), к которой прибегает Христос — говорит-де одно, а имеет в виду совсем другое: «Но кто сказал вам, что вы вправе толковать и предопределять будущие деяния Отца вашего?» — сурово вопрошает «Предначертанная Плоть», и продолжает:

То, что не было Им сказано, совершенно не означает, что не будет Им свершено. Не все могут знать чада малые. Необходимость сказания о Втором Пришествии на облаках была для того, чтобы, явившись тайно в предначертанное Отцом Моим время, легко изобличить лицемеров и выявить истинных чад Божиих[1175].

Виссарион очень любит цитировать Священное Писание, но в свою пользу. Если у него спросить о тех примерах, которые явно Писанию не соответствуют, то ответу него один: Писание — книга таинственная и зашифрованная, поэтому никто его до конца не понимает. Но это слово письменное и мертвое, а он — это Слово Живое. Письменное слово никто не может понимать без слова живого, поэтому его слово преобладает над Писанием. Это тот ответ, который он дает, если его прижать к стенке.

Вообще говорить с Торопом очень трудно: он страдает невероятным словоблудием, вошел в роль. На вопрос он никогда не отвечает конкретно и постоянно уходит от ответа или ходит вокруг да около. Вместе с тем остановить его невозможно: на простой вопрос он отвечает пространной тирадой, потом замолчит, потом посмотрит на небо, и тут уже становится все равно, что он скажет, только бы замолчал. Интересна фраза, которая мелькает во многих проповедях Виссариона: «Отключи свой мозг, воспринимай все сердцем». Эта фраза дословно совпадает с тем, что говорят своим адептам лидеры многих упомянутых выше тоталитарных сект.

С ловкостью бывалого наперсточника Сергей Анатольевич вытаскивает из рукава все новые и новые «тайны»:

Отныне открываются вам тайны о сущности Славы Божией и зарождении диавола[1176]; о путях, ведущих ко спасению души, а также к ее гибели; о переселении душ и многих тайнах, кои были сокрыты от людского разума[1177].

Что же из всего этого следует? Объявленная цель «Последнего Завета» — «великое священное соединение всех существующих религий»[1178], что в свою очередь приведет к полному раскрытию вашей души и должному воссоединению с Богом, что невозможно было сотворить ранее. <...> Последний Завет призван привести ко спасению тех чад, кои способны пройти через Врата Царства Божия. Се есть (! — А.Д.) человеки, стремящиеся к единению меж собой, дабы в едином порыве безмерно отдавать тепло души окружающему миру, и могущие переживать боль Земли-Матушки[1179].

В реальной жизни это значит, что уверовавшие по слову Виссариона в «Пятерицу» (Единый, Дух Жизни, Отец Небесный, Святой Дух, Матушка-Земля) плюс в Неземной Мир и Разум Вселенной следуют за своим «Христом» в Красноярский край, где живет и действует его община-коммуна. Там они учатся «раскрытию и самосовершенствованию потаенных возможностей человека в гармонии с Единым»[1180], для того чтобы наступила «новая эра Царства души» (так и хочется добавить слова Манилова: «Майский день, именины сердца»). Естественно, эта эра наступит лишь для принявших «Последний Завет», а остальных ожидает «дикость и ничтожество»[1181]. Предлагаются два пути самосовершенствования: либо тесная связь с Богом (для избранных) и бесконечное услаждение своей души, либо бесконечное удовлетворение плоти. Однако полный отказ от удовлетворения плоти неверен: нужно удовлетворять ее умеренно, дополняя это удовлетворение воображаемыми удовольствиями[1182].

Отметим, что православный христианин отвечает в той же степени за мысленное удовлетворение похоти, как и за физическое. Но главное в программе самоусовершенствования — бесконечное развитие воображения, абсолютно не стесненного трезвым разумом. А такое развитие экзальтации и мистифицированного сознания способствует подчинению воли сектанта воле лидера секты.

4. От членов секты требуется продать всю собственность, отдать деньги и все, что у них есть, и никогда более не вспоминать об этом

По свидетельству бывших членов секты, «самые сокровенные тайны» Виссарион открывает в доверительных беседах[1183]. Так, в своем «устном предании» он сообщает, что каждая человеческая душа переживает некое ограниченное количество переселений, которое он оценивает по-разному, по всей видимости, в зависимости от вдохновения: от 7 до 110 раз[1184]. Но, каково бы ни было это количество, главное в том, что сейчас человечество подошло к своей последней реинкарнации. Последнее воплощение его, Сергея, — это как раз и есть Христос Виссарион. Каждый сейчас пришел к своему последнему воплощению, поэтому все зависит от того, какое решение мы примем, потому что новых реинкарнаций больше не будет. Виссарионовцы цитируют следующие слова своего «Учителя»:

Земля относится к вредному человечеству, как к насморку, и готовится принять самые радикальные меры. Спасутся немногие, причем только те, кто окажется в решающий момент на Тиберкуле[1185].

Итак, либо мы пропадем, либо сможем достичь некоего нового единства души и тела («Помните! Когда внешнее станет внутренним и когда внутреннее станет внешним, душа ваша обретет праведный путь»[1186]), которое переживет экологическую катастрофу, выживет в ядерной войне (поселки Малой Минусы — это и будет земля обетованная, где люди, подготовившись диетой и всем остальным, выживут), и тогда начнется новая жизнь. Согласно Виссариону, грядущий конец света начнется в 2003 году. Сейчас идут последние 15 лет земного существования, которые сопровождаются эпидемиями, войнами, болезнями. В 2003 году придет конец нашему биологическому виду. Только у «Общины единой веры» есть шанс выжить в течение предстоящих последних лет. В эти годы они могут получить код для генетического преобразования в следующий вид, то есть в новую расу людей.

Но покуда есть время, поселяться нужно в Сибири, где сектанты (общее их число в этом регионе приближается к 5 тысячам[1187]) строят новый город, который называется Слово, или Город Солнца (он же Город Мастеров), или, как виссарионовцы называют его для «внешних», «Экспериментальное экологическое поселение экополис «Тиберкуль»». Город планируется на арендованном Виссарионом участке в 250 гектаров в Курагинском районе Красноярского края. В центре участка — гора Сухая (более 700 м высоты), на ней и строится город. Подъем на гору — несколько километров по узенькой тропинке. В соответствии с экологическим уклоном все там построено из дерева.

И молвил Виссарион детям: «…Люди должны знать, что отныне именно этой земле должно стать обетованной. А вы — те, кто живет на этой земле. Это великое счастье, ибо пред вами рождается История... Многие люди знали о великом Храме в лесу, где спасутся многие. Но большинство не знает, кто будет строить этот Храм. А первыми возложите свои камни вы!»[1188].

По проекту город запланирован вокруг храма и дворца Виссариона; другой массивный трехэтажный дворец Виссариона сооружен в селе Петропавловское, теперь он называется «гостевой дом». Высота храма для деревянного строения довольно впечатляюща. Рядом — дворец, в котором Виссарион живет со всей своей семьей. Поблизости — беседка с деревянными пухленькими ангелочками, которая именуется «Символом»: «Учитель вошел под свод Символа, погладил ангелов, опустился на ступеньку и, оперевшись спиной на строение, закрыл глаза. И запечатлелось навсегда тихое мгновение, залитое солнечным днем, — Символ в единстве со Христом...»[1189] Все эти строения находятся на плато почти на самой вершине горы. Рядом — дома ближайших сподвижников Виссариона, апостолов: Вадима Редькина, Сергея Чевалкова и др. Верхнее плато называется «Небесной обителью» (считается, что она стоит прямо над «камнем, являющимся Сердцем Земли-Матери»[1190]), и, не считая непосредственно живущих, туда, кроме изредка проводящихся под строгим надзором «паломничеств», не допускается никто: за соблюдением этого запрета следит личная гвардия Виссариона, которую называют «ангелы Господни». Зато можно снизу подойти к крутому краю верхнего плато: Виссарион иногда выходит туда и произносит «нагорные проповеди», а все почтительно внимают ему, задравши головы. Группа «особо избранных» виссарионовцев (первоначально их было 47 семей) живет на плато пониже в нескольких срубах, а по большей части — в утепленных армейских палатках и дощатых типовых дачных времянках — хотя город строится уже семь лет, для большинства строителей подходящих домов так еще не построили. Морозы зимой там доходят до 55 градусов, условия жизни ужасающие, место глухое, отдаленное — до ближайшего поселения 20 км.