Смекни!
smekni.com

Александр Леонидович Дворкин (стр. 178 из 219)

О воскресении Христа Иванов ничего не пишет. Судя по всему, он ни в какое воскресение не верит:

Иисуса Христа умертвили мучительным образом на кресте. А потом сняли и положили в гроб, а гроб где-то делся. <...> Но по истории людей, верующих в Него, так они за последующее говорили: якобы Он воскрес из мертвых — вместе был с ними. <...> А по нашему пророчеству Иисус Христос должен за тех умерших пострадать и умереть на веки веков, чтобы люди знали за все прошедшее время[1294].

Итак, для Иванова Христос остался мертвым навсегда, потому что до смерти оставался «вечно зависимым человеком»: «Все это время, в котором пришлось явиться к людям, которые провели два Завета никто не заслужил безсмертие»[1295]. Пришествие Христа не смогло принести никаких изменений в человеческую жизнь и ограничилось лишь призывом к социальной справедливости:

Ни Моисеевские руки, ни Иисуса Христа слова ни от кого не произошло в Природе такого, чтобы всем живущим жилось на всей земле хорошо. <...> Все люди за это дело боролись: и Моисей, и Иисус Христос. А как Природа не захотела у себя такого духа слышать — так по ея все и определилось. У нея силы в этом деле[1296].

Смысл же пришествия Христа был прежде всего в том, чтобы приготовить человечество к грядущему явлению «Учителя» Иванова:

Он [Христос] людям не сказал, когда то время придет, в котором Человек с Востока придет и начнет людям рассказывать, писать, практически делать то, чего надо всем. Он говорил за это время, из времен одно время: тогда оно придет на землю, когда эти церкви запустеют и все цари, все богатства от человека отпадут. Иисус показал на великую Мать, Он назвал человека выше Себя Отцом Богом, Кто будет это дело знать. Ему это все порученное хорошо Сам сделает для всех[1297].

Однако несмотря на то, что Христу не удалось воскреснуть, воскресение в принципе было возможным:

Он в одно время бедного умершего Лазаря, брата богача, воскресил — он умер от голода. Это силы не Иисуса Христа — самого народа, кто хотел жить, а не хотел умерать[1298].

Но поскольку выражением силы народной является сам Иванов, то «Паршек поднимет всех мертвых, а живых не пустит в землю»[1299].

Вот-вот грянет гром, ударит молния она укажет Хозяина одного всей Природы, перед Кем будут отчитываться как нарушители закона. Он у них спросит: — Что вы делали до этого? Вы видели Его, а Он был наг и голоден. Он у вас просил, а вы Ему не дали. Он тогда скажет Свое слово веское перед всеми: Уйдите от Меня, все неверующие в Меня! А придите те, кто сохранил Мое лично тело. А их очень немного. Кто не знал Меня — Я ему прощу. <...> Он говорит: — и солнце потухнет и не будет сиять тихо. Люди поймут, что это будет Он и все повернут на это все умы и скажут в один голос: «За все наше сделанное прости!» Бог будет судить нас всех, пусть уже верующих: это дело не простится. <...> А вот Портрет (Иванов. — А.Д.) один между нами такой, кому надо поклониться. У Него мысль такая своя: сделаться человеком в людях полным. Всех живых и мертвых поднять людей на ноги, у них спросить: для чего они это дело начинали делать и не доделали свое дело — взяли и умерли? <...> Эти люди лежат и ждут Мое имя для того, чтобы их всех оттудова поднять, но и заставить их всех до единого за свое, ими сделанное, отвечать. <...> Я приду Сам, подниму всех, как умерших — воскрешу из мертвых в живые. Когда люди Меня признают и назовут Богом — вот тогда-то Я вас попрогоняю всех и скажу вам: — отойдите от Меня и сотворите такое в жизни свое благо. Я полюбил все на свете, самое главное — это надо любить Природу: воздух, воду и землю, а между этим всем — людей[1300]

При этом Иванов был абсолютно уверен в собственном бессмертии:

Милые Мои вы все люди, лежащие в своих могилах, в своем прахе! Вы нас к себе тащите, вы нам чуть вслух не скажете: «У вас там на белом свете родился человек, Он Учитель народа, Он Победитель Природы, не боится даже Своей смерти». Он умерать не будет, Он Бог земли, против тюрем и больниц. Он хочет обратно вернуть нас в жизнь свою. <...> А вот когда Бог об этом стал мыслить Его в этом привело жить плохо и холодно. Он так и поступил: Он хуже от всех живет, Ему холодней всех. Меня хранит Природа, Я уверен, что Я не буду умерать. Посмотрите на Мое бронзовое тело — Ему надо в Природе плохое и холодное, чем оно базируется. Это Моя сторона рожденная. Поверьте Моей жизни, Моему труду! <...> Паршек Имя Свое займет безсмертного человека. <...> Иванов не собирается с этими силами так жить, как жили все наши люди, кому пришлось не жить, а умереть. Этого Иванов не получит от Природы. Он получит жизнь от Природы, а смерть прогонит от себя. <...> Это не поступок вежливости и не уход за собою, чтобы сердце выходить молодое, здоровое, закаленное — 25 лет человека. Я его выходил, теперь оно у Меня независимое: не боится оно врага, не страшится ничего — даже своей смерти, ея не будет. <...> Бог докажет своею правотою: умирать Он не будет через Природу, через свое дело в ней. <...> Бог жил, Бог живет, будет Бог жить (до боли знакомые строки. — А.Д.), а люди будут умерать как оне умерали из-за одного незнания. Они Меня не понимают и не хотят признавать[1301].

В собственном бессмертии были уверены и ближайшие ученики Иванова. Говорил он и о бессмертии своей второй жены Валентины Сухаревской, которую иногда также называл Богом[1302]. О посмертной участи человека Иванов ничего не писал. По всей видимости, как «последовательный материалист», он в нее не верил, главное было достичь вечной жизни на земле. Но, увы, скончались и все те, кому «Учитель» через «Природу» обещал бессмертие. Справедливости ради надо сказать, что в смертях своих учеников Иванов винил только их самих:

Учитель когда в Москве — хорошо, а когда он уезжает — люди умерают. Так скажи, почему люди не просили Учителя, чтобы остался? Видели, что хорошо стало, то зачем Учитель?! А когда Учитель уехал, то и смерть там. Так скажи всем: Учитель не виноват, надо просить, чтобы он не уезжал[1303]

Но остается резонный вопрос: кого же надо винить в смерти самого Иванова?

7. «Учителево тело есть красота из красот. Оно пахнет ароматом, оно освещенное. Я со Своим запахом всем был в этом нужен»

Когда ивановцы говорят о своей вере, они часто ссылаются на то, что Иванов учил только хорошему и что душа его была полна жертвенной любовью, смирением, кротостью, покаянием, радостью, миром, долготерпением, милосердием, необычайной скромностью, сдержанностью и добротой, — то есть он, по их мнению, явил в себе все нравственные идеалы христианства. Иванов, естественно, был согласен с такой оценкой своей личности, о чем неоднократно писал в своих сочинениях. Однако факты его жизни не соответствуют такому его благостному образу:

Председатель сельсовета на Паршека с кулаками набросился, хотел Паршека ударить. Ему сказал Паршек: это хорошо тебе будет, а когда Я тебя ударю, то плохо тебе будет. Он за это смертью потерпел. <...> [свидетельство В.Л. Сухаревской] Учитель так разошелся, бегает, кричит на них [на милицию, районное и областное начальство]: все вы поумераете! И говорит Чернову: а ты первый помрешь! А Бабушкин берет Библию, показывает: «Вот тут написано...» Учитель как закричит: раз написано, такты и выполняй! А ты что?! И стал бегать по залу взад и вперед, огромный, большой я никогда таким Его не видела[1304].

А вот что Иванов говорит на суде людям, обвинявшим его в вымогательстве:

...Убьют вас люди за Мою идею, что она была гонимая. Этого вы права не получите от Природы, а вас осудит народ, когда узнают за провакацию Сухаревского; умрет судья, умрет юрист и умрет Сухаревский со своими свидетелями, которых он привел в защиту неправды[1305].

С необычайной «скромностью» «Учителя» мы уже имели возможность познакомиться; приведем еще несколько характерных цитат: «Посмотрите на Его [Иванова] такой образ: Он похож Своим телом на Саваофа на самое высокое Лицо»[1306]. Иванов не мог налюбоваться на самого себя: «Учителево тело есть красота из красот. <...> Оно пахнет ароматом, оно освещенное. Я со Своим запахом всем был в этом нужен»[1307].

Естественно, Иванов ощущал неадекватность собственного положения по отношению к своему великому призванию:

Только утро настает, ясно солнышко встает, а у Меня родятся слова, как у какого-то короля. Когда-то король своим слугам приказывал, чтобы ему в один миг был приготовлен завтрак. Король это Учитель. Об этом всем слышали и знали Мои люди, их удивляло это, но все знающие промолчали, как воды в рот набрали. Учителя сделали своим королем сами люди. Он не смог от этого уйти, чтобы отказаться от этого места Природы. Природа захотела, чтобы наш дорогой Учитель Свое имя на имя «Король» переменил[1308].

Обратите внимание: не сам скромный «Учитель» захотел называться королем, а лишь природа захотела.

Любопытен и взгляд Иванова на цель существования человека:

Холод это наша есть жизнь. <...> Надо сознательно искать холодное и плохое и им огородиться. Вот тогда-то и будут силы твои, ты будешь Победитель Природы и Учитель народа учить не богатству, а бедности, сознанию к холоду и плохому. <...> Как хорошее и теплое умирало, так умирает и будет умирать до тех пор, пока не возьмутся люди за врага и не дадут ему сокрушительный отпор. Это сделает все холодное и плохое[1309].