Смекни!
smekni.com

Александр Леонидович Дворкин (стр. 192 из 219)

Очевидно, что Божия Истина Христос не имеет ничего общего со звездочетами и наблюдателями небес.

Какие-то «доктора» и «магистры» «астрологических наук» постоянно публикуют свои пророчества в отечественных газетах, вещают с экранов телевизоров. Но ни одно из событий, предреченных отечественными астрологами, не сбылось. Но почему-то наши поклонники астрологии страдают очень короткой памятью, хотя достаточно было бы поднять подшивки газет пятилетней давности и посмотреть, что, например, предрекали тогда бывшие супруги Глоба и сбылось ли хоть что-нибудь из их предсказаний? — Не сбылось даже их пророчество о нерушимости собственного брака. Значит, они лжепророки, и к ним относятся слова Писания:

И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложноеименем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего (Иер 14:14). Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении (2 Пет 2:1-2).

Почему же люди все-таки верят в астрологию? Очевидно, причина популярности гороскопов в том, что хотя они безусловно относятся к сфере религии, но в них есть определенная наукообразность, как бы выводящая их за рамки чисто религиозного феномена. Но при этом они доступны всем: каждый может прочитать в вечерней газете астрологический прогноз и выискать в нем хоть что-то вроде бы относящееся к нему. И наконец, с верующего в гороскопы человека в определенном смысле снимается всякая ответственность: так уж расположились звезды, ничего не поделаешь. Такой я есть и иным быть не могу — звездам не прикажешь. Очень удобная позиция — ведь бороться с грехом и пытаться измениться к лучшему гораздо сложнее. Одного не замечает человек — он отказывает себе в свободе и делается рабом даже не звезд, а людей, объявляющих себя их толкователями. Вновь повторим слова Г.К. Честертона, что, когда люди отказываются от веры в Бога, они начинают верить во все остальное. И попадают в рабскую зависимость от всего остального, — добавим мы.

А от астрологии рукой подать до другой характерной составляющей НЭ — уфологии, то есть увлечения «летающими тарелками» и пришельцами из «иных миров». Уже достаточно много говорилось о том, что контакты с «маленькими зелеными человечками» из инопланетных летающих кораблей по всем параметрам со в падают с ранее описанными контактами с «человечками» рогатыми и хвостатыми. Известно, что бесы — горячие сторонники технического прогресса и в каждый век являются людям в наиболее соответствующем ему виде. По словам одного из недавних лидеров НЭ, более 70 процентов людей, принадлежащих к субкультуре НЭ, верят, что в самом недалеком будущем на Земле произойдет массовая высадка инопланетян[1391]. Чем кончаются такие увлечения, мы видели совсем недавно, весной 1997 года, когда 39 членов уфологической компьютерной секты «Небесные врата» (Калифорния) отправились автостопом на летающую тарелку, предварительно приняв смертельную дозу снотворного и надев себе на голову пластмассовые мешки. И это, как мы помним, далеко не единственное массовое самоубийство, происшедшее в ньюэйджевской секте.

17. Холизм, аюрведическая медицина и рейки

Существует также ньюэйджевская медицина, основной декларированный принцип которой — «холизм», то есть целостность. Эта медицина прежде всего фокусируется на общем ощущении благополучия, а не на предотвращении или лечении болезни. НЭ любит «аюрведическую медицину», построенную на определенных индийских философских принципах, направленных на поддержание баланса в человеческом организме («наука жизни»). Аюрведа окутана сложной, трудной для понимания терминологией. Согласно принципам этой медицины, первое условие для того, чтобы исцелить себя и других, — это четкое понимание трех дош, или гуморов (так называемая тридоша), то есть баланса между кафой[1392], питтой и ватой. Концепция кафа-питта-вата уникальна для аюрведы, и в ней якобы содержится потенциал для революционизирования исцелительных систем Запада. Основное утверждение этой философии: баланс тридоша необходим для здоровья. На самом деле вата («ветер») — это некий принцип движения. Все, что движется, называется ватой: например, весь воздух, который содержится в теле, относится к вате. Питта переводится как «огонь» или «желчь». Питта руководит пищеварением, всасыванием, ассимиляцией, обменом веществ, температурой тела, цветом кожи и т.д. Кафа — это биологическая вода (или «флегма»), то, что смазывает суставы, дает влажность коже, помогает исцелять раны, заполняет пустые места в организме, дает биологическую силу и т.д. Научность всего этого вызывает сильные сомнения, хотя все больше «современных» врачей начинают увлекаться аюрведическими идеями. Но главное в том, что в принципе это религиозная система. Врач, практикующий ее, невольно входит в рамки чуждого ему религиозного мировоззрения и затягивает туда ничего не подозревающего пациента.

Но, наверное, самой известной ньюэйджевской медицинской (или, точнее, псевдомедицинской) практикой, широко распространенной в современном мире, является рейки (рэйки), или «Система Естественного Исцеления Усуи». Рейки — не просто целительская практика, но сложившаяся организация коммерческо-пирамидального типа, и о ней стоит рассказать немного подробнее.

Елена Балашова, ранее бывшая мастером рейки, определяет ее так:

Рэйки — это оккультно-религиозная практика, основанная, в том числе, на буддийско-синтоистском мировосприятии. Она включает в себя языческие ритуалы и элементы оккультизма, которые «пробуждают скрытые силы в человеке», а также «священное тайное знание» — символы и ритуалы[1393].

Рейкисты уверяют, что рейки — это древнейшая техника исцеления, практиковавшаяся в самых различных культурах, но забытая в новой истории. Восстановителем рейки они называют японца Микао Усуи (Юсуи) — первого «Мастера восстановленного Рейки». Реально о «докторе» Микао Усуи ничего не известно, кроме того, что человек с таким именем, возможно, жил в Японии в конце XIX — начале XX вв. В различных рейкистских источниках он называется то католическим священником, то протестантским проповедником, то президентом небольшого христианского университета, то католическим монахом, то просто монахом без указания вероисповедания, то буддийским монахом. Обычно рассказывается о том, что в какой-то момент своей жизни Микао Усуи, много лет искавший «путь обретения духовного равновесия и физического здоровья», задумался: почему Иисус мог излечивать больных, а современные христиане не могут? После семилетних поисков в Европе, Америке и Азии, изучения древних христианских и буддийских санскритских манускриптов Усуи отыскал поучение Будды о том, как излечивать телесные заболевания. Затем он направился на священную гору Кираяма близ Киото, для того чтобы поститься и медитировать 21 день, хотя настоятель близлежащего буддийского монастыря предупредил смельчака, что это может быть опасно для жизни. На 21-й день Усуи ощутил луч света, нисходящий на него с неба и пронизавший его насквозь, а перед ним — проплывающие радужные пузырьки с символами рейки. Усуи впал в трансовое состояние и отключился, как апостол Павел на пути в Дамаск. Когда Усуи пришел в себя и спустился с горы, он обнаружил, что может излечивать людей наложением рук[1394].

Многие критики сомневаются в реальности всей этой истории, и противоречивость данных о «докторе» Усуи указывает на небезосновательность этих сомнений. Мы не знаем, существовал ли реально такой человек или нет. Все, что от него осталось, — это фотография неизвестного пожилого японца, публикуемая рейкистами, и место захоронения праха некоего Микао Усуи (достаточно распространенное имя в Японии), которое они указывают. На могиле написано, что рейки — это «тайный способ достижения счастья». Ни то, ни другое не является доказательством реальности приводимой ими легендарной истории, столь схожей с легендами о десятках основателей различных сект.

На прошедшей в январе 1999 г. международной конференции «Тоталитарные секты в Сибири» немецкий сектовед Томас Гандоу высказал следующую гипотезу. В конце XIX — начале XX вв. в мире были весьма широко распространены дешевые римо-католические литографии, на которых изображался Христос с лучами, исходящими от Его ладоней, что, очевидно, должно было обозначать свет Христовой Истины. Возможно, кто-то из столкнувшихся с христианскими миссионерами буддистов-японцев воспринял эту картинку буквально и решил, что на ней изображены целительные лучи-энергии, исходящие от рук Христа. Так зародилась идея рейки.

Первым несомненно реальным историческим персонажем в иерархии рейки был бывший японский морской офицер «доктор» Чуджиро Хайаши, называвший себя учеником Усуи, которому тот перед смертью якобы доверил «сохранение в неприкосновенности сущности его поучений» и дар исцелений. Хайаши основал клинику в Токио, где в 1935 г. излечил и инициировал молодую пациентку Хавайо Такату, которая впоследствии стала апостолом рейки на Западе.

После смерти Хайаши (он сделал себе харакири незадолго до начала войны Японии с США) Таката стала его преемницей. Она проповедовала рейки, путешествуя по США и Канаде в течение более чем 40 лет, и обратила очень многих. За свою жизнь она инициировала 22 мастера рейки. Таката скончалась в декабре 1980 г. Сегодня международную «Рейки» возглавляет внучка Такаты Филис Фурумото, получившая инициацию от своей бабушки. За эти годы рейкистская организация совершила количественный скачок: если в 1980 г. в мире имелось всего 22 мастера третьего уровня (Usui Shiki Ryoho), то сегодня это число достигло уже нескольких тысяч. И это не считая тех, кто практикует 2-ю и 1-ю степени. В России, куда рейки впервые попало в 1990 г., к началу 2000 г. было уже более 250 мастеров, каждый из которых в своей деятельности (исцеления, семинары) затрагивает тысячи людей.