Американский ученый Норман Гайслер выдвигает 12 специфических доктрин НЭ:
1. Безличный Бог.
2. Вечная вселенная.
3. Иллюзорная природа материи.
4. Цикличная природа жизни.
5. Необходимость перевоплощений.
6. Эволюция человека в Божество.
7. Продолжающиеся откровения от неземных существ.
8. Тождество человека с Богом.
9. Оккультные практики.
10. Вегетарианство и холистические (целостные) методы охраны здоровья.
11. Всемирный глобальный порядок.
12. Синкретизм (единство всех религий)[1400].
Другой американский исследователь Уолтер Мартин выделил следующие критерии, при помощи которых группу можно отнести к НЭ:
1. Группа открыто призвана содействовать новому времени, то есть эре Водолея.
2. Группа открыто поддерживает характерные веяния нового времени (монизм — «все едино», пантеизм — «все есть Бог», гностицизм — «спасение или исцеление приходит с помощью особых познаний», карма и перевоплощение, духовная эволюция, восшедшие учителя, равные Христу, и т.д.).
3. Группа открыто отстаивает оккультные практики нового времени (ченнелинг, медиумизм, астрология, психическое исцеление, нумерология, магия, различные способы достижения измененного состояния сознания, то есть медитация, монотонные песнопения, потеря чувствительности, гипноз и т.д.; использование кристаллов и пирамид в психотерапевтических и мистических целях).
4. Группа пользуется специфической терминологией НЭ (чакры, космическое сознание, всемирная энергия, глобальная деревня, самореализация, высшая самость, сотвори свою собственную действительность, сила Кундалини, Инь и Янь и др.)[1401].
Вот еще одна попытка сформулировать эти признаки:
1. Бог не является Личностью, это — абстрактный Дух, который пронизывает Вселенную и проявляется во всем существующем.
2. Человек является носителем этого Духа, по своей природе он божественен и несет в себе запас скрытых духовных сил. Задача человека заключается в том, чтобы пробудить их в себе и стать человекобогом.
3. После смерти душа воплощается в другое тело, судьба человека при этом определяется законом кармы — влиянием совершенных в прошлых перерождениях добрых дел и злых поступков.
4. Совершенствуясь на протяжении многих перерождений, человек может достигнуть сверхъестественного мира; души, существующие в нем, в зависимости от степени своего совершенства, входят в иерархию, которая оказывает влияние на ход земной истории.
5. Высшие духи могут воплощаться в нашем мире, чтобы принести людям сокровенное знание; они становятся учителями человечества, ими были Будда, Кришна, Иисус, Конфуций, Магомет и др. Их учения являются элементами одной всеобщей религии.
6. Особую роль в сознании New Age играет само представление о близости рождения Новой эры, которая во многих случаях связывается с приходом «спасителя». При этом Новая эра воспринимается ньюэйджерами как состояние всего человечества. Характерной чертой сознания New Age является дух глобальности. Ньюэйджеры полагают, что результатом рождения Новой эры будет возникновение «нового человека». Возглавлявшая Ассоциацию гуманистической психологии Джин Хаустон (ее «сеансы» по раскрытию «внутреннего я» описаны выше) замечала, что это будет скачок, сравнимый по своим масштабам с расстоянием между неандертальцем и современным человеком. В результате глобальной трансформации сознания на планете возникнет раса человекобогов[1402].
Как легко можно заметить, многие из этих признаков или критериев так или иначе свойственны каждой из сект, о которых говорилось в этой книге, поэтому между ними постоянно происходит узнавание: они признают друг друга своими. Если вы придете в «Путь к себе» — самый известный московский магазин НЭ, то увидите, что большинство из этих групп, их символы, их книги вполне мирно уживаются рядом друг с другом — при том, что их учения между собой, как правило, несовместимы. Однако все вместе они — ядовитая поросль, произрастающая из одного и того же ньюэйджевского болота.
То же самое происходит и на обиходном уровне, например, все разговоры об энергии и энергетике — вполне ньюэйджевские. В частности, когда медицинские проблемы рассматриваются в свете различных энергий, которые перетекают от одного к другому, — это и есть пресловутый «холистический подход» (всплывает соответствующий жаргон: внутренние энергии, обмен энергиями, энергетические вампиры, энергетический донор, деревья энергоносители и деревья-вампиры и т.д.). Широка популярность различных «экстрасенсов», могущих «доходчиво» объяснить энергетические принципы оказываемой ими помощи. Все это народ очень любит, и вокруг этого делаются громадные деньги. И весь этот ньюэйджевский язык сегодня определяет мышление большинства населения громадной страны. Поэтому так много россиян делаются легкой добычей тоталитарных сект.
В Россию сознание НЭ проникло уже давно — с учением Рерихов («Живая этика» и «Агни-йога»). В современных рерихианских кругах мы находим тот же самый «джентльменский набор» идей: представление о Земле как о живом разумном механизме, предупреждение о грозящей планете экологической катастрофе и упование на мистическое возрождение человечества, которое готовится Шамбалой и ее посланниками — летающими тарелками. Так что наша интеллигенция оказалась готовой к тому потоку идей, который хлынул в страну после падения железного занавеса, и учение Рерихов сразу стало давать ядовитые ростки — «Белое братство», секта Виссариона, отчасти «Богородичный центр», секта «Радастея» и др. Частично вдохновлена Рерихами и популярная на Урале секта «бажовцев», и даже волгоградская секта «Космических коммунистов (Всеволод)» — фантастические в своей гротескности произведения постсоветской действительности.
Вместе с тем западные ньюэйджеры рассматривают падение коммунистических режимов Восточной Европы как важнейший шаг на пути к интеграции мира, которая видится им необходимым условием для глобального торжества идей НЭ. Весьма характерно, что абсолютно неудобочитаемая брошюра Горбачева «Перестройка и новое мышление для нас и для всего мира» приобрела громадную популярность среди ньюэйджеров. Они рассматривают Горбачева как человека, выполняющего планы Иерархии по объединению мира и подготовке прихода «Спасителя». Лидер известной тоталитарной секты Шри Чинмой, проводящий медитации мира при ООН в Нью-Йорке, посвятил «Махатме Горбачеву» целую серию гимнов и песен.
Все это принесло свои плоды. Сегодня, по словам диакона Андрея Кураева, Россия по праву может считаться «страной победившего оккультизма». «Нью эйдж» окружает нас со всех сторон. Есть в России ньюэйджевские печатные органы — например, некогда атеистический, журнал «Наука и религия», официально зарегистрированный журнал «Путь к себе» (это не только журнал, но целая корпорация, включающая магазины, лектории, кафе и т.п.; раньше был только один такой магазин на Белорусской, сейчас есть филиалы по всей Москве). Ньюэйджевские передачи транслируются по всем телеканалам. И все это подготовило питательную почву для обильного произрастания отечественных сект.
Впрочем, и западные ньюэйджевские секты не оставляют Россию без своего внимания: одно из самых старых и самых известных ньюэйджевских поселений Финдхорн (Findhorn) на побережье Шотландии установило прочные связи с несколькими детскими домами Калужской области и Карелии и даже создало программу духовного (!) усыновления российских детей.
Необходимо рассказать и о наиболее известных ньюэйджевских сектах отечественного происхождения. Еще раз напомню, что постсоветские секты, вошедшие в предыдущий раздел, в равной степени являются производной движения «Нью эйдж» и его идеологического ареала. В особый раздел они были выделены для удобства обучающихся и из-за их широкой скандальной известности («Белое братство») сложившихся организационных структур (БЦ, «Церковь последнего завета») или из-за их сравнительной давности существования (культ Порфирия Иванова).
Сейчас мы можем наблюдать за созданием нового культа — культа «Анастасии». Глава быстро обрастающей мясом секты — сибирский предприниматель Владимир Пузаков[1404], избравший себе «изящный» западный псевдоним «Мегре». Он написал уже пять книг[1405] (всего обещано восемь), являющихся главными сакральными текстами зарождающейся секты. В книгах повествуется о встрече Мегре с необычайной красавицей, проживающей в глубокой тайге. Эта воплотившаяся в пошлый суконный стиль сексуальная фантазия автора ходит по тайге голая, дружит с медведицей и волчицей, которые исполняют при ней роль домашней прислуги, питается травой и орешками, приносимыми ей белками, и обладает невообразимыми сверхъестественными способностями. Может медведицу через всю тайгу перекинуть, может лучше Аллы Пугачевой спеть ее песню и сплясать рок-н-ролл «круче любого профессионального танцора, может говорить на языках всех стран мира (очевидно, в том числе и на швейцарском, аргентинском, бельгийском и канадском).
Но главное, в чем пытается нас убедить Пузаков, что Анастасия — исключительная представительница человеческого рода способная вступать в особые, личные отношения с Богом. Анастасия якобы может непосредственно общаться с «высшим разумом» (понимай, с Богом). Она предвидит будущее, может его изменять, способна исцелять болезни, переноситься в пространстве не только мыслью, но и телепортируясь, посещать разные части Земли и даже иные планеты. Ее защищает летающий по воздуху светящийся шар, символизирующий божёство. Шар показывает нехорошим захватчикам все муки ада.