Согласно Пузакову, Анастасия происходит из рода, который в течение тысячелетий живет отдельно от остального человечества, лишь иногда вступая в контакт с людьми. Этот род создал древнеегипетскую, а заодно и кельтскую друидическую цивилизацию (видно, Пузаков сам еще до конца не определился). Используя модную экологическую тему, Пузаков выдвигает Анастасию в учителя человечества. Она изрекает пошлейшие банальности, которые ее создатель выдает за глубочайшую мудрость. Алогичность, малограмотность и бредовость изречений Анастасии должны восприниматься как ограниченность нашего ума, неспособного воспринять «духовные забытые законы из глубин Вселенной». Все свое время Анастасия размышляет о судьбах человечества и корректирует ход мировых событий. Она даже смогла предотвратить массированную высадку инопланетян и уничтожить их оружие. Поэтому Пузаков в конце концов провозглашает ее «Мессией». Более того, на самом деле Анастасия призвана заменить христианского Бога:
Создается впечатление, что в среде живущего на земле сообщества людей начинает происходить реакция, которую мы не в состоянии контролировать, а следовательно, остановить. Основным фактором, подтверждающим ее [Анастасии] существование, служит психологическая реакция соприкоснувшихся с книгой людей... данный образ по своему психологическому воздействию превосходит на несколько порядков все ранее известные, включая классические и библейские[1406].
Естественно, что, помимо Пузакова, Анастасию не видел никто. Предвидя требование показать миру свою красавицу, Пузаков вложил в ее уста предусмотрительное высказывание: «Существую для тех, для кого существую» (дескать, не увидел — виноват сам). Но на всякий случай Пузаков еще с первого тома исподволь начал намекать на неизбежную смерть (исчезновение) своей возлюбленной. Так что можно с большой вероятностью предсказать, что в конце восьмого тома таежного сериала читателям придется проститься с полюбившейся им лесной жительницей.
Что же предлагает Анастасия людям? Важным компонентом учения анастасийщины является поклонение сибирским кедрам, почему-то уравненным Пузаковым с кедрами ливанскими. Божественное предназначение кедра — служить накопителем космической энергии, которая в свою очередь есть светлое человеческое излучение, полученное и возвращенное «Космосом». Кусочек кедровой древесины нужно носить на груди и шлифовать пальцами, а он будет излечивать своего носителя от всех болезней и оберегать от всех напастей. Кроме того, нужно есть кедровые орешки и использовать кедровое масло, а также по возможности сажать кедры на своих садовых участках. Помимо кедра, сектанты поклоняются геленджикским дольменам (палеолитическим памятникам), которые являются «информационными приемниками» для связи с соорудившими их предками Анастасии. Идеалом провозглашается жизнь на собственном огороде и питание овощами, политыми водой, которой до того помылся хозяин участка. Овощи, дескать, считывают с воды всю информацию о болезнях хозяина и делаются целебными.
Это — самое оригинальное из всего, что предлагает лесная красотка. Все остальное — банальнейшая и безграмотнейшая мешанина из среднеобщеньюэйджевских понятий и представлений. Бог — это некий безличный межпланетный интеллект, рассеянный по вселенной, подобный большому компьютеру. Человек одновременно рождается в нескольких мирах, а затем его душа странствует от тела к телу. Но при помощи наставления Анастасии можно преодолеть свою карму (очевидно, Пузаков в свое время зачитывался «Диагностикой кармы» С. Лазарева). Человек владеет всей информацией, в том числе и той, которую долго добывали шамбалические мудрецы Индии и Тибета, но не может правильно пользоваться силой своей мысли. Если научиться как следует мечтать, то ваши мечты претворятся в реальность. Иными словами, мы имеем дело с вульгарной визуализацией.
«Анастасиюшка» (так любовно-ласкательно Пузаков именует придуманную им супервумен. — А.Д.) учит, что «мечтой», только не абстрактной, а детализированной до мельчайших подробностей, можно сотворить все что угодно. Пузакову, собравшемуся было при посредстве мысли сотворить автомобиль, она объясняет, что предварительно необходимо в своем сознании представить все компоненты машины, до последнего винтика, и тогда чудо совершится. Представьте себе «Анастасийцев», натужно заучивающих на память чертежи автомобилей в напряженных попытках сотворить себе из ничего средство для передвижения[1407].
Интересны и потуги Анастасии в области научно-технической мысли. Некоторые из них приводите. Петр Иванов. Анастасия, к примеру, «объясняет», как устроены «летающие тарелки» (в реальное существование которых Пузаков свято верит). «Тарелка», оказывается, являет собой гигантский гриб, в стенках которого живут микроорганизмы, питающиеся «воздухом». Всасывая его, они создают перед «тарелкой вакуум и способствуют ее быстрому передвижению в пространстве... Анастасию нисколько не смущает то обстоятельство, что в космическом пространстве отсутствует «воздух», которым питаются мифические микроорганизмы. Зато она помогла инопланетянам отремонтировать сломавшуюся «тарелку».
Еще одно открытие: необходимо подвешивать под бамперами автомобилей коробочки с дырочками, и загрязнение воздуха снизится на 40%... Это открытие пока что, насколько известно, на отечественном рынке не раскручено ни самим Пузаковым, ни его предприимчивыми последователями[1408]. Может быть, этого не произошло потому, что лукавая лесная красавица так и не открыла своему туповатому возлюбленному Мегре, что именно нужно класть в эти коробочки — сам, дескать, Владимир, догадайся: это же так просто![1409]
Входе повествования Анастасия сходится с Пузаковым (кстати, женатым) и рожает от него сына, которому, судя по глухим намекам в книгах, отводится большая роль в будущем. А пока за сыном ухаживает медведица (в качестве колыбели для младенца используется ее пах) и прочая лесная живность. Попутно дается множество советов для беременных и кормящих матерей. Вот некоторые из них: зачатие должно совершаться под семейным кедром и при участии звезд. Последние влияют и на беременную, которая должна их непрестанно наблюдать. Роды же обязательно должны произойти на месте зачатия, то есть в идеале — в семейном саду.
Книги наполнены нападками на Православие и Русскую Православную Церковь, что, впрочем, неизбежно, ибо Пузаков тщится предложить некую альтернативу христианству. Оккультные корни анастасийщины тоже очевидны. Пузаков ссылается на Рерихов (обилие рериховских терминов в вокабулярии Анастасии бросается в глаза). Есть в книгах отсылы и к Порфирию Иванову, и к Сергею Торопу (Виссариону).
Для чего же все это нужно? Ответ на это легко найти на последних страницах анастасийных книг. Созданный Пузаковым «Московский исследовательский центр «ИЦ Анастасии»» предлагает за умеренную плату экскурсии к дольменам и таежным местам, освященным босой ногой лесной красавицы. Предлагается семенная кедровая шишка для выращивания «Кедра» в домашних условиях, кедровое масло и целебные настои, мебель и другие изделия из сибирского кедра, кедровые деревяшки для ношения на груди, писания самого Мегре и газета «В луче Анастасии» и прочая неконкурентоспособная продукция, для продажи которой необходимо создание значительной идеологической надстройки. Не брезгует Пузаков и попрошайничеством: уже несколько лет он собирает средства на съемку художественного фильма об Анастасии. Фильма, правда, все еще нет как нет. Иными словами, мы имеем дело с типичным коммерческим культом. В своих книгах, продажа которых также является весьма прибыльным бизнесом (по подсчетам прессы, их совокупный тираж достиг уже 3 млн. экземпляров[1410], Мегре пишет о том, что его первоначальный сибирский бизнес разорился. Ну что ж, создание «Анастасии» показало, что все же он оказался весьма способным предпринимателем, умеющим учитывать реалии современной жизни и делать на них хороший бизнес.
А пока движение «Анастасия» скупает недвижимость, организует для «наиболее продвинутых» сторонников «экопоселение во Владимирской области и активно формируется в секту. Интересна и полученная из Воронежа информация о том, что в этом городе «анастасисты» объединились с местными поклонниками сахаджа-йоги, в результате чего уже фактически возникла и активно действует новая секта. Не исключено, что ее ожидает большое будущее.
«Радастея» являет собой пример локальной секты, которая сравнительно долгое время после своего основания действовала, практически не выходя за границы нескольких областей уральского региона. Однако в течение последних двух-трех лет она резко вышла на общероссийский уровень. Широкую известность секта приобрела весной 2001 г. после телепередачи компании REN-TV, в которой рассказывалось о загадочном исчезновении двух мальчиков в летнем лагере «Радастеи» в 2000 г. (секта объявила их погибшими) и о еще более загадочном бездействии правоохранительных органов, фактически отказавшихся расследовать обстоятельства этой трагедии. Это не единственный случай[1412]. Несколько лет назад в Нижнем Тагиле, на одной из выездных «школ» секты погиб десятилетний мальчик. По воспоминаниям бывшей адептки «Радастеи», планировалось, что погибнет тридцатилетний мужчина (!), но произошел какой-то срыв. В 1999 г. в городе Заречном близ Екатеринбурга одна из последовательниц секты совершила самосожжение, а в августе 2000 г. другая сектантка из Екатеринбурга выбросилась с восьмого этажа. Это данные, которыми мы располагаем. Но мы уверены, что смертей, связанных с «Радастеей», по России гораздо больше.