Основательница секты — жительница города Миасса Челябинской области Евдокия Дмитриевна Марченко (она предпочитает, чтобы ее называли Дусей) — на данный момент издала уже более ста собственных книг, являющихся сакральной литературой для членов секты. Марченко — выпускница факультета астрофизики и геодезии Уральского гос. университета с пятнадцатилетним стажем работы в ракетных войсках. В начале перестройки Марченко направилась в Москву, где прошла несколько курсов по экстрасенсорике и целительству. В конце 80-х гг. Марченко стала президентом «Ассоциации экстрасенсов на Урале», сразу же переименовав эту организацию в «Исцеление через духовность» и зарегистрировав ее в федеральную общественную организацию. Вскоре Марченко увлекается «Агни-Йогой» и «Тайной Доктриной» и вновь переименовывает свое детище в «Знание Майтрейи». И, наконец, в 1991 г. движение получает свое четвертое название — «Радастея». Ее внутренним содержанием становится «ритмология». По словарю радастейцев, «ритмология» «учит узнавать долги, сортировать их на свои-чужие и платить за себя, сообщает человеку его постоянные, ставит цель, до которой нужно дойти и какие константы приобрести»[1413]. А «ритм», по тому же словарю, это — «субстанция, вынимающая из трещин, или снимающая с вершин»[1414]. Как видим, типичный пример сектантского новояза, в котором объяснения слов абсолютно бессмысленны для «внешнего» человека. Более того, определение слова, данное в одном радастейском словарике, может коренным образом отличаться от определения того же слова в другой книге.
Итак, «Радастея» — это секта, созданная в среде советской технической интеллигенции (с типичным для нее сочетанием рериховщины, экстрасенсорики и псевдонаукообразия) и предназначенная, в первую очередь, для нее же. Радастейщики активно занимаются вербовкой среди завсегдатаев оккультных и эзотерических кружков, которые рассматриваются как подготовительные ступени к «Радастее». Учение, предлагаемое Марченко, является перепевом все тех же блававатско-рериховских доктрин — характерный пакет идей для многих ньюэйджевских сект.
Вот основные моменты учения секты в изложении свящ. Владимира Зайцева.
Мироздание состоит из Непроявленного — высший план и Проявленного — видимого, осязаемого, понимаемого. Что касается Земли, то она состоит из двух изначально порочных планов — времени и пространства, и проживание на ней характеризуется существованием в них. Жизнь на Земле произошла от 200 духов, которые, расщепившись, стали миллиардами людей. История человечества делится на шесть рас: 1. Сыны Солнца; 2. Потомрожденные; 3. Лемурийская; 4. Атлантическая; 5. Арийско-Вавилонянская (!). Членами же шестой расы сможем стать мы, но только если пойдем «Лучом света». Для двух планов существования людей на Земле характерны: предметы, еда, одежда, окруженные деньгами, как символами перемещения — для пространства; и слова, мысли, движения — для окруженного стыдом времени, из которого, собственно, и состоит человечество. Человек на земле — луч, имеющий строго нормированное время на изучение планеты. Его назначение здесь — накапливать информацию и пользоваться энергией так, чтобы стать «Человеком Лучистым» (знающим форму и содержание объекта наблюдения с любой скоростью перемещения и изменения). Рождение человека — приход в мир «энергопакета», и от характера прихода, от принятия родов зависит его судьба. Движение по жизни напрямую связано с количеством денег, которое удается приобрести, ибо деньги являются «наполнителями энергопакета» с одной стороны, а с другой — «индикатором обладания энергией». Отсюда Марченко делает вывод, что во время существования на Земле важно верно определять, какие явления относятся к информации, а какие к энергии. Если человек не выполнит свое высшее назначение, он попадает под влияние закона кармы и вновь возвращается на эту Землю. Если план выполнен, человек перемещается в Непроявленное, где действует как свободный и независимый луч. Собственно, тот, кто приходит на землю, должен ощущать себя не землянином, не человеком, а членом космической экспедиции. Успех его миссии зависит в первую очередь от правильно построенной жизни. Тут и выходит на первый план «ритмология» как способ не только пройти все уроки, в том числе жизни и смерти на земле, но сделать эти уроки приятными и эффективными.
Божества других религий признаются Марченко в качестве «жителей тонкого мира», но в рамках ритмологии любой человек может, последовательно пройдя ступени «Я-обыкновенное», «Свободный философ», «Богочеловек», достичь превосходящей любое божество степени «живого луча». Время от времени Непроявленное посылает на землю «Экспедиторов», чтобы напомнить людям о главном. В отличие от простых людей, являющихся микроскопическими частицами изначальных духов, «Экспедиторы» — это воплощение целого, нерасщепившегося духа. Само собой, «Экспедитором» нашего времени является сама «Дуся» Марченко.
Одной из наиболее законспирированных тем в «Радастее» является ожидание Майтрейи, которого, по некоторым сведениям, радастейцы намерены вырастить в своей среде, воспитывая его с самого раннего возраста. Возможно, это и является ключом к таинственной гибели (исчезновению?) двух мальчиков в секте[1415].
Но главное в секте, как и положено, не столько ее достаточно банальное учение, а метод. Обещается, что при помощи «ритмов» можно запрограммировать любую ситуацию, проявить изначально заданную ситуацию и устранить препятствия на пути. Учитель (Марченко) получает ритмы из Непроявленного и доносит их до своих последователей на личных встречах (со сцены), а затем публикует в книгах. Согласно Евдокии Дмитриевне, каждое слово является носителем либо информации, либо энергии, а с помощью нужных ритмов можно этими информацией и энергией пользоваться. На сектантском новоязе это называется «переизлучать». Вхождение в «Радастею» обычно начинается с «переизлучения» собственного имени. Каждая буква имени вновь завербованного сектанта вписывается между букв слова «Радастея» (ну, например, «Рнаидкаослтаейя»), и полученное слово «переизлучается по хладастеям и радастеям» (типы ритмов). Переизлучение происходит по Алфавиту, Омегавиту и Радавиту. Каждая буква и цифра — это особый ритм, записанный под собственным номером. К примеру, «радастея-2» звучит так:
Сто распределяется
Милостью падших
Силы нашедших
Для возврата в пенаты
Ангелы свободны
Состоялось![1416]
На каждую букву нужно продекламировать подобный чудовищный графоманский опус (иногда по размерам они достигают нескольких страниц). Значит, нашему гипотетическому Николаю, чтобы только переизлучить свое имя, потребуется прочитать (а вообще-то заучить наизусть) пятнадцать подобных творений. А ведь есть еще и отчество и фамилия.
Ритмы есть на все случаи жизни, причем всегда двойные — на энергию и информацию. Есть ритмы, посвященные социальной жизни человека, ритмы «на здоровье» (с указанием конкретных болезней), ритмы «на окружающую природу», «на погоду»[1417], «на космос», «на карму». Есть ритмы на устранение препятствий («аннигиляцию»). Для этого человек должен сначала «переизлучить» свое имя, затем «сделать лук, стрелу, натянуть тетиву и произвести выстрел», назвав и «переизлучив» цель. Каждый предмет соответствует нескольким ритмам, и для того, чтобы хоть что-нибудь аннигилировать, человек должен прочитать несколько десятков страниц различных ритмов. Наиболее часто употребляемые ритмы: танки и янтры — должны заучиваться наизусть. Такими базовыми являются, например, «танка Майтрейи» и «янтра Сохранения». Члены «Радастеи» с утра до вечера заняты тем, что по каждому поводу отыскивают и читают абсолютно бессмысленные и безграмотные, написанные чудовищным корявым языком графоманские стишата. Но это погружение в бессмыслицу не проходит безнаказанно. Все логические связи разрушаются, и человек утрачивает способность самостоятельного мышления. В ходе «устранения препятствия» он давно забывает, в чем было само препятствие, и, по завершении чтения ритмов, он решает, что цель достигнута.
«Ритмология», естественно, провозглашается наукой, которой, как и положено, можно овладеть. Однако проблема в том, что «источником знаний является одна-единственная Евдокия Дмитриевна, причем Непроявленное склонно посылать ей весьма разные и, зачастую, совсем не согласующиеся, а то и противоречащие друг другу ритмы. Очевидно, бывший астрофизик Марченко напрочь забыла, что такое наука и каковы ее критерии.
Как и в любой тоталитарной секте, нравственные оценки и категории в «Радастее» носят относительный характер. Нравственно то, что полезно для получения энергии и информации. Заповеди Ветхого Завета, согласно Марченко, даны одним из предшествовавших ей Экспедиторов для того, чтобы выпрямить свой ритм. Соблюдать их невредно, так как они помогают выровнять вибрацию, но, само собой, чтение ритмов несравненно превосходит соблюдение любых заповедей.
Все в этой жизни зависит от человека: насколько он готов стать лучом и почувствовать себя им. Адепт «Радастеи» должен перестать ощущать себя землянином и человеком: он — «Существо», а в идеале «Лучистый человек». Тем, кто стремится к безраздельной власти (по-радастейски — свободе), а также не желает страданий и возвращения в «мир смерти», необходимо разорвать связи со всем этим миром. Все отношения с внешним миром строятся только на основании ритмов — прочитайте их правильно, и у вас появится все желаемое. Не чужды радастейцы и метода «позитивного мышления». Например, слово «проблема» лучше не произносить, но сразу ее устранять (естественно, посредством «переизлучения»).