[65] Или, по более ранней версии Смита, Нефием (см. выше).
[66] Smith J. The History of the Church of Jesus Christ of Utter-day Saints. Salt Lake City, 1972. IV, 461.
[67] Tanner J. & S. Mormon ism: Shadow or Reality? Salt Lake City, 1982. P. 89.
[68] Times and Seasons. Vol. 4. Р. 194.
[69] Хотя еще в 1979 г. в редакционном материале официальной мормонской газеты «Church News» заявляется, что возбуждать в умах людей сомнения в подлинности указанного местонахождения холма Кумора в штате Нью-Йорк, где Мороний захоронил свои пластинки. — чрезвычайно опасно — так как таким образом подвергаются сомнению слова пророков (Editorial // Church News. 1979 Jul.29. P. 16.).
[70] См. Приложение к главе, с. 146.
[71] См. Ropp. P. 57.
[72] См. Ropp. P. 40-41.
[73] «And it came to pass...». В современном мормонском переводе: «И было так...» или «И было...». В некоторых главах почти каждый стих начинается с этих слов. Всего в «Книге Мормона» это характерное для «Библии короля Иакова» выражение встречается более 2000 раз.
[74] Марк Твен. Налегке. С. 90-91.
[75] Одна из трех главных священных книг мормонов (см. ниже).
[76] Newell L. K. & Avery V. N. Mormon Enigma: Emma Hale Smith, Prophet's Wife, «Elect Lady». Polygamy's Foe, 1804-1879. Garden City, N.Y. 1984. P. 47.
[77] Имя умершего, в усыпальницу которого был вложен этот папирус.
[78] Baer K. The Breathing Permit of Hor // Dialogue. 3. No. 3. Autumn. 1968. P. 119-120.
[79] History of the Church. Vol. 6. Salt Lake City. 1843. P. 408-409.
[80] History of the Church. Vol. 7. Salt Lake City. 1844. P. 103.
[81] В 2000 г. она была переименована в «Community of Chrict» («Община Христа»).
[82] Journal of Discourses. Vol. 13. P. 95.
[83] См.: Deseret News. 1855. November. 14; цит. по: Tanner J. & S. The Changing World of Mormonism. Chicago, 1980. P. 266.
[84] Deseret News. 1962. Aug. 6.
[85] Millenial Star. T. 72. C. 673.
[86] Stewart J. A BrighamYoung and His Wifes. Salt Lake City. 1861. Р. 71.
[87] Как сообщается в фильме «The God-Makers», Бригам Янг говорил даже, что мормоны, вступающие в браке чернокожими, подлежат немедленной казни.
[88] Интересно, что еще в конце 60-х гг. официальные мормонские лица заявляли, что «неравенство негров и белых имеет божественное происхождение и посему негры никогда не смогут быть мормонскими священниками, и «церковь» бессильна изменить такое положение дел.
[89] Его можно найти на последних страницах «Учения и заветов/Драгоценной жемчужины».
[90] Цит. по: Ropp. P. 65.
[91] Разумеется, астрономам такая звезда неизвестна.
[92] Hunter M. R. The Gospel Through the Ages. Salt Lake City, 1957. P. 114.
[93] Times and Seasons. Vol. 5. P. 613-614. Цит. по: Tanner J. AS. The Changing World of Mormonism, Р. 173.
[94] Smith Joseph Fielding. Doctrines of Salvation. Salt Lake City. 1969. V. 1. P. 12.
[95] Journal of Discourses, by Brigbam Young, President of the Church of JesusChrist of Latter-day Saints, His Two Councilors, the Twelve Apostles, and Others. 26 vbls. Liverpol. 1854-1886. Vol. 7. P. 333.
[96] Widtsoe J. A., ed. Discourses of Brigham Young. Salt Lake City. 1991. P. 227.
[97] Hunter M. The Gospel through the Ages. Salt Lake City. 1958. P. 113.
[98] Scousen W. C. The First 2000 Years. Salt Lake City, 1979. Р. 355.
[99] Journal of Discourses. Vol. 1. P. 50.
[100] Church News Section // Deseret News. 1976. October 9. P. 11.
[101] Hauth R. Die Mormonen. Secte oder neue Kirche…
[102] Милтон Хантер так и пишет: «Иисус — духовный брат людей. <...> Он наш старший брат» (Hunter М. Указ. соч. С. 21).
[103] Мормоны среди нас // Коммерсантъ-Власть. № 22 (274). 1998.16 июня.
[104] Там же.
[105] Journal of Discourses. Vol. 1. P. 51. Однако в «Книге Мормона» ясно и недвусмысленно утверждается обратное (Алма 7:10). Отметим и то, что, развивая свою мысль, Янг доходит до грубейшего кощунства: «Я повторю маленький анекдот. Как-то я обсуждал эту тему с одним ученым профессором и возразил ему так: «Если Сын был зачат Святым Духом, то было бы очень опасно крестить и конфирмировать женщин и давать им Духа Святого, а то он, прячась в руках Старейшин, зачинал бы детей и ставил бы старейшин в чрезвычайно неловкое положение перед людьми» (Journal of Discourses. Vol.1. P. 51).
[106] Journal of Discourses. Vol. 8. P. 115.
[107] The Seer. S. I., 1853. Р. 158.
[108] Серия буклетов «Mormon Miscellaneous», февраль 1982.
[109] McConkie B. R. Mormon Doctrine. Salt Lake City. 1979. P. 319.
[110] См., напр., слова Opco Ha Xa Ciflaf Journal of Discourses. Vol. 4. P. 259.
[111] Journal of Discourses. Vol. 4. P. 54.
[112] Ibid. Vol. 3. P. 247.
[113] Это слова самого «пророка» Бригама Янгэ, написанные 8 февраля 1857 г., были опубликованы в «Deseret News» (1857, Febr. 18) и «Journal of Discourses» (Vol. 44. P. 219, 220).
[114] «Книга Мормона» ясно и недвусмысленно говорит о причащении хлебом и вином (3 Неф. 18:3; Морон. 4-5).
[115] Roberts B. H. Comprehensive History of the Church of Jesus Christ of the Latter-day Saints. 6 vols. Salt Lake City. 1930. Op. cit Vol. 2. P. 135-136.
[116] Apostle John A. Widtsoe. Evidences and Reconciliations (first edition). Salt Lake City, 1963. Vol. 3. P. 358.
[117] History of Freemasonry in Illinois. P. 184. Цит. по: S. H. Goodwin. Mormonism and Masonry. N. p., n. d. P. 34.
[118] Hauth Ruediger. Die Mormonen: Sekte oder neue Kirche Jesu Cristi? (Пер. Ю.С. Терентьева.) Z.129.
[119] Здесь и выше цит. по: Hauth Ruediger. Die Mormonen: Sekte Oder neue Kirche Jesu Cristi? Z. 98-99.
[120] Об этом же напоминают и горизонтальные разрезы на «святом белье».
[121] Рассказ о тайных храмовых церемониях мормонов приведен со слов их участника, бывшего члена секты и по описанию Рюдигера Хауга в его книге Hauth Ruediger. Die Mormonen: Sekte Oder neue Kirche Jesu Crist?
[122] Journal of Discourses. Vol. 19. P. 229.
[123] Tan. Encyclopedia of 7770 Illustrations. P. 414. Цит. по: Tucker. Strange Gospels. P. 80.
[124] См.: Коммерсант-daily. 1999.12 марта.
[125] http://www.mormons.org/basic/temples/listing/htm
[126] http://www.mormons.org/faq/index.htm
[127] Английский текст заявления опубликован в: Where Does It Say That? Разд. 9/5.
[128] Russel Charles Tase. Studies in the Scriptures (7 vols.). Brooklyn. N. Y. 1917. Vol. 3. P. 327.
[129] Так Свидетелей Иеговы часто называют в нашем обществе. Однако, употребляя этот привычный термин, следует оговориться, что, во-первых, сами «Свидетели, так себя не именуют, а во-вторых, имеется еще несколько иеговистских сект (т.н. «ильницы» и др.), правда, довольно малочисленных и маловлиятельных. Но все-таки употребление этого термина в отношении Свидетелей Иеговы вполне верно с богословской точки зрения: религии, как правило, называются по имени Бога или высшего существа, в которого веруют их приверженцы (ср. христиане, кришнаиты, буддисты, муниты, сатанисты и т.д.). То, что «Свидетели Иеговы», отрицая божество Христа, называют себя христианами, — типичный пример лжи, к которой прибегает секта.
[130] Для «внешних» официальные представители секты часто говорят, что отказываются переливать кровь из-за боязни заразиться или оттого, что «бескровное лечение намного более передовое». На самом деле это еще один пример сектантской лжи.
[131] Об истории отношения «Свидетелей Иеговы» к переливанию крови см.: Православный информационно-просветительский журнал «Прозрение». 1999. 2 (3). С. 90-91.
[132] Во всяком случае, в 2000 г. руководство секты дало понять, что если человек, переливший себе кровь под страхом смерти, покается, к нему не будут применены дисциплинарные меры. Тогда же было заявлено о допустимости применения составных элементов крови. Однако пока это решение не будет доведено до сведения рядовых сектантов через публикацию в «Сторожевой Башне», мы не можем воспринимать его как вступившее в силу.
[133] Сами иеговисты местоимения, относящиеся к Иегове, часто пишут с маленькой буквы.
[134] Иваненко С. О людях, никогда не расстающихся с Библией. М., 1999. С. 23.
[135] Кретъен Л. и М. Свидетели Иеговы. СПб., б. г. С. 2.
[136] Эта супружеская пара успела родить детей еще до своего перевода в Вефиль.
[137] Там же. С. 3.
[138] И это число постоянно растет: по данным Центра апологетических исследований, в мире ежеминутно появляется новый иеговист. Правда, эта статистика не учитывает число выбывающих из секты.
[139] Данные на 1 января 2001 г.
[140] Иваненко С. О людях, никогда не расстающихся с Библией. С. 23.
[141] См., напр.: Организованы проводить наше служение. Watch Tower Bibleand Tract Society of Pennsylvania, 1990. C. 119, 127; а так же: Сторожевая Башня. 01.11.1996. С. 30-31; 01.11.1997. С. 27, 29.
[142] Qualified To Be Ministers. New York, S. a. C. 197.
[143] Watch Tower. N. Y. 01.06.1960. C. 352.
[144] Цит. по: Стратегия теократической войны. СПб., б. г. С. 1.
[145] Russel Ch. T. Studies in the Scriptures. N. Y.. 1891. P. 410. Цит. по: Tucker Ruth. Strange Gospels. London, 1991. P. 137.