Мормонские миссионеры выглядят всегда одинаково: черные брюки, белые рубашки, скромный галстук, на груди черная бирочка, на которой написано, к примеру: «старейшина Джонсон» или «старейшина Стивене». Ходят они всегда парами, часто с темными рюкзаками за спиной. Обычно это очень молодые ребята, лет 19-20, коротко постриженные, с военно-спортивной выправкой. В Москве мне как-то встретились даже «старейшина Щукасевич» и «старейшина Опанасенко». Они тоже были иностранцами — один из Белоруссии, а другой со Львовщины.
В России мормонов, как правило, принимают за одну из протестантских деноминаций. Сами они очень этому рады и всегда настаивают, что являются христианами, а если и отличаются от других, то только подчеркнутым консерватизмом, идеальными семейными устоями, строгой нравственностью и вообще образцовой показательностью во всех отношениях. Всегда гладко выбритые, аккуратно постриженные, строго одетые — просто образец консервативного добропорядочного человека и гражданина.
Вся жизнь мормонов очень строго регламентирована: в воскресенье у них богослужение, причастие и церковная школа, в понедельник — семейный день: все должны проводить его в кругу семьи и играть в спортивные игры, чаще всего в волейбол (и все играют), вереду — молитвенное собрание[41]. Специально назначенные надзиратели (в России их называют «домашние учителя») ежемесячно посещают дом каждого прихожанина и проверяют, живет ли он, как положено настоящему мормону.
Интересно, что каждый мормон обязан иметь дома годовой неприкосновенный запас продуктов. Каждый год этот н/з обновляется. Хранилища продуктов (а также одежды и всего необходимого для хозяйства) имеются в каждом мормонском селе или городе. Это все предназначено для тяжелых времен перед Вторым пришествием, когда остальной народ будет умирать от голода. Благодаря этим запасам мормоны смогут безболезненно пережить последние времена и среди вымирающих от голода «язычников» (то есть не мормонов)[42] спокойно дожидаться Второго пришествия и Страшного Суда, который вообще-то для добропорядочного мормона совсем и не должен быть страшным. В этом они абсолютно убеждены.
Один московский священник как-то сообщил мне, что принимал в Церковь бывших мормонов, обратившихся в Православие, без Крещения, лишь через Миропомазание, как «реформатов». Это было ошибкой, потому что мормоны — не реформаты и не протестанты, а языческая секта, и принимать их нужно только через Крещение, по образцу того, как принимают язычников[43].
Официальное название этой секты — «Церковь Иисуса Христа святых последних дней». Основателя ее зовут Джозеф (Иосиф) Смит. Он родился в 1805 г. в местечке Шарон, штат Вермонт, в США. В 1816 г. его семья переехала в городок Пальмира (штат Нью-Йорк), где и прошла юность будущего мормонского «пророка». Вот как американский исследователь описывает обстановку тех лет:
Первая половина XIX в. была весьма плодотворна как для появления новых религиозных движений, так и для широкого роста различных протестантских деноминаций. В 1817 г. Дженима Уилкинсон, считавшая себя Христом, основала религиозную колонию всего в двадцати пяти милях к югу от Пальмиры, Нью-Йорк, в общине под названием Иерусалим. Группа «Джен и мы» стала известной под названием «Общественные всеобщие друзья». Баптисты поселились в штате Нью-Йорк и начали делиться на мелкие секты. Между 1814 и 1830 гг. были созданы такие группы, как «Реформированные баптисты», «Твердопанцирные баптисты», «Баптисты свободной воли», «Баптисты седьмого дня», «Мойщики ног», и целый ряд других баптистских групп.
В конце 1830 гг. самой многочисленной деноминацией в США стали методисты. Их число возросло с менее чем 15 тыс. в 1785 г. до почти 900 тыс. к 1839 г. Пресвитериане в начале XIX в. проживали компактно на Восточном побережье; лишь несколько их церквей были в Кентукки и в Пенсильвании. К1820 г. они настолько евангелизировали район к западу от Аллеганских гор, что получили разрешение основать Питтсбургский Синод. В момент своего создания Синод состоял из 216 общин и 94 пасторов[44].
Джозеф Смит рос посреди всего этого религиозного брожения. Семья его была настолько бедна, что соседние фермеры не очень общались с ними, хотя и сами были весьма небогаты. Если вспомнить, что в Америке, особенно в северных штатах, царило мнение, что подлинное благочестие вознаграждается Богом и бедные люди — это неудачники, которые наказаны за свои грехи, то такое отношение соседей к семье Смитов становится понятным. Может быть, в данном конкретном случае это мнение было справедливым, потому что хотя формально Смиты были христианами, в церковь они не ходили, считая, что ни одна из церквей не содержит истины: ее можно найти лишь в личных отношениях с потусторонним миром. По-своему они были людьми религиозными; все семейство было склонно к экзальтации и различным «видениям». Были такие «видения»у отца — то ли во сне, то ли наяву, об этом рассказывала мать Джозефа Смита.
У Смитов было семеро детей. Так как семья была очень бедна, в ней часто шли разговоры об индейских сокровищах, которые где-то закопаны и которые надо только найти и раскопать, и тогда они, наконец, разбогатеют. В первой половине XIX века в Америке был бум кладоискательства: все искали индейские сокровища (вспомним хотя бы историю Тома Сойера, в конце концов нашедшего «клад» индейца Джо), и Джозеф с детства ходил и всюду искал клады. У него даже был «магический камень» (какой-то необработанный кусок кристаллического вещества местного происхождения), который должен был показать ему, где зарыт клад. Не получив никакого образования и всю жизнь оставаясь полуграмотным, юный Смит обладал незаурядной силой убеждения, и ему удалось внушить окружающим, что этот магический камень может отыскивать клады. Какой-то фермер даже приехал издалека, чтобы попросить Джозефа найти минеральные ископаемые на принадлежащей ему земле.
Вот важное свидетельство о семействе Смитов, подписанное шестьюдесятью двумя жителями Пальмиры, штат Нью-Йорк, знавшими их лично:
Мы, нижеподписавшиеся, были знакомы с семьей Смитов в течение ряда лет, когда они жили неподалеку, и мы без колебаний заявляем, что считаем их лишенными моральных качеств, которые могли бы вызвать к ним доверие общества. Они были особо знамениты своими иллюзорными проектами, много времени проводили за раскопками кладов, которые, по их мнению, были зарыты в земле, и по сей день рядом с их домом сохранились следы их постоянных занятий поисками спрятанных сокровищ. Иосиф Смит-старший и его сын Иосиф особенно отличались отсутствием моральных качеств и приверженностью к порочным привычкам[45].
Согласно недавно найденным документам (мормоны, естественно, отрицают их подлинность), можно утверждать, что Джозеф с ранних лет занимался оккультизмом, то есть вызывал духов в надежде, что они помогут ему найти клад. Правда, у него это не очень получалось, потому что в 1826 г. он был привлечен к суду за шарлатанство, при помощи которого «зарабатывал» деньги. Если знать эти факты из биографии Джозефа Смита, станет понятным фон, на котором возникли рассказы о его знаменитых «видениях».
«Видения», по его словам, появились у него в самом раннем возрасте. Впервые Джозеф рассказал о них в 1832 году, будучи зрелым 27-летним мужчиной, а первое «откровение» якобы было у него в 1820 году, когда ему еще не исполнилось пятнадцати лет. Все эти годы он почему-то молчал.
Сегодня мормоны рассказывают о его видении так:[46] однажды четырнадцатилетний мальчик Джо отправился в лес для молитвы. И вдруг его покрыло страшное и ужасное темное облако, что повергло его в панический ужас. «Какая-то сила, охватив и совершенно подавив меня, произвела на меня такое поразительное действие, что языку меня оцепенел и я не мог говорить»[47]. Однако вдруг, когда мальчик уже отчаялся и готовился к неминуемой гибели от захватившего его неведомого существа, в середине облака появилась колонна света, в которой он увидел двух «личностей в сверкающих белых одеждах. Один из них вообще был облечен в великолепие, представить которое было выше человеческого воображения; он указал на второго и сказал: «Это сын мой возлюбленный, его слушайся», из чего, утверждал Джозеф, он заключил, что ему явились Бог Отец и Иисус Христос.
Из Нового Завета нам известно, что при подлинной встрече с Богом у человека прежде всего является желание упасть на лицо свое, закрыть голову руками и сказать: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный!» (Лк 5:8) — страшно увидеть Бога Живого. Но не таков был Джозеф: у него не возникло и мысли о своем недостоинстве, он нисколько не смутился и запросто вступил с «божеством» в разговор. Первый вопрос, который он задал: какую из существующих церквей можно считать истинной? Удивительно, но полученный им ответ был как раз тем, который он с детства слышал от своих родителей: ни одна из существующих христианских церквей не является истинной. Более того, явившаяся «личность» якобы сказала: «Все христианские церкви — мерзость в моих глазах. Не вступай ни в одну из них!» В этом и заключалось основное содержание видения. Никаких поручений Джозефу дано не было, и последствий в его жизни это грандиозное видение не оставило.