Смекни!
smekni.com

Александр Леонидович Дворкин (стр. 28 из 219)

Ученые указывают на многочисленные заимствования из Библии в «Книге Мормона». Дочь Иареда, как Саломея, танцевала перед царем и в награду, по подсказке своего отца, потребовала голову его врага. Аминади, как Даниил, расшифровал писание на стене, а Алма обратился при абсолютно тех же обстоятельствах, что апостол Павел. Дочери ламанийцев были похищены точно так же, как и танцевавшие в хороводах силомские девицы. Аммон – американский двойник Давида, за отсутствием Голиафа, убил из пращи камнями шестерых похитителей стад своего отца. Христос после Воскресения также был в Америке, где явился белым израильтянам, назначил среди них 12 апостолов, повторил Нагорную проповедь и сказал, что явится во второй раз. Около 25-ти тысяч слов «Книги Мормона» взяты из Ветхого Завета в так называемом «переводе короля Иакова и еще около 2-х тысяч слов — из Нового Завета в том же переводе. При этом иногда в них вводились небольшие отличия, для того чтобы заранее предотвратить критические вопросы о том, каким образом древний американский пророк мог дословно предугадать текст английского перевода, сделанного намного позже, чем через тысячу лет после его смерти.

Исследователи насчитывают более 400 параллелей «Книги Мормона» лишь с Новым Заветом. «Книга Морония», одна из ее частей (7:45-47), содержит несколько буквальных заимствований из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам. Любопытное объяснение дано по этому поводу мормоном Сиднеем Сперри:

«Я не думаю, что Павел был первым составителем текста. Первоисточником был Сам Искупитель. Павел имел доступ к Его словам и использовал их, когда писал к коринфянам, не подвергаясь ни малейшему упреку в плагиате. Когда Господь наш пришел в Америку, воскресший и прославленный, Он принес туда ту же проповедь веры, надежды и любви. Мормон имел такой же доступ к этой проповеди, как в свое время Павел, но не знал, что еще раньше и на другом континенте этой проповедью воспользовался Павел»[63].

Согласно Смиту, переведенная им книга была по большей части написана нефийцем по имени Мормон[64]. Части ее были написаны прародителем Нефием, иммигрантом, прибывшим в Америку из Палестины в 600 г. до Р.Х. вместе со своим отцом Легием, и Моронием, сыном Мормона и последним из нефийцев. Мормон был военным лидером нефийцев почти шестьдесят лет в IV в. по Р.Х., когда его народ уже почти заканчивал свое существование. Он был избран Богом в возрасте пятнадцати лет и возглавлял народ до своей гибели в битве в возрасте семидесяти пяти лет. Мороний завершил литературный труд своего отца, а в 421 г. по Р.Х., уже накануне своей смерти, закопал этот массивный золотой клад; он-то и был в нужное время явлен тем же Моронием[65] (уже воскресшим из мертвых в виде ангела) Джозефу Смиту.

Книга, объявленная Смитом «самой безошибочной книгой на земле»[66], была полна внутренних противоречий, да и просто стилистических ошибок. Первые ее переиздания подвергались серьезной редакционной правке, причем искоренялись как языковые неграмотности, коренящиеся в отсутствии образования у Смита, так и хронологические несоответствия и очевидные смысловые ляпы. Если в издании 1898 г. было 2000 поправок по сравнению с первым изданием, то в издании 1981 г. было уже 4113 поправок[67]. Странный подход к «Священному Писанию», каждое слово которого провозглашается божественным откровением и которое Джозеф Смит назвал «самой безошибочной книгой на земле». Если, как положено мормонам, верить в божественное авторство перевода, остается предполагать, что мормонский бог нетверд в английской грамматике, так что его более грамотным поклонникам приходится его тайным образом исправлять.

Впрочем, одно дело исправлять божественную орфографию и синтаксис, а другое — менять самый смысл божественного откровения. Однако мормоны сделали и это. По мере того как взгляды Джозефа Смита все больше и больше эволюционировали в сторону язычества, приходилось подправлять и монотеистические речи «древних пророков». Впрочем, несмотря на всю чистку, многие места такого рода все же в «Книге Мормона» остались, хотя они и принципиально расходятся по смыслу с вошедшими в другие вероучительные мормонские книги более поздними «божественными» откровениями Джозефу Смиту и дальнейшим пророкам.

Осталась в книге и масса удивительных курьезов. Вот — некоторые из них.

Так, согласно «Книге Мормона», новые переселенцы начали строить копию храма Соломонова буквально через несколько лет после своего прибытия в Новый Свет. Работу свою они завершили за девятнадцать лет. Факт интересный, если вспомнить, что, как говорится в Библии, храм в Иерусалиме строили более 150 тысяч человек в течение семи лет. Каким образом такой сложный строительный проект удался кучке переселенцев, в которой большинство к тому же составляли, вероятно, не квалифицированные строители и резчики, а женщины и дети, остается загадкой, как и то, где им удалось в незнакомой стране найти необходимые строительные материалы — мрамор, золото, серебро, медь, бронзу и т.д., которые были необходимы для сооружения копии храма Соломона.

В 3 Книге Нефия (9:18) Христос говорит нефитам: «Я — альфа и омега, начало и конец». Этот стих заимствован из Откровения Иоанна Богослова (21:6). Но где могли нефиты, покинувшие Иерусалим около 600 г. до Р.Х., познакомиться с греческим языком хотя бы настолько, чтобы опознать в альфе и омеге первую и последнюю буквы алфавита? Знаменательно, что в письме от 15 мая 1843 г. Джозеф Смит отмечал: «Листы, которые я по милости Божией переводил, не содержали ни одного греческого или латинского слова»[68].

В «Книге Мормона» повествуется, что «ученики Христа» именовали себя «христианами» за 73 г. до Р.Х.! «И принадлежащие к Церкви были верны ей; да, все истинно верующие во Христа взяли на себя имя Христа, или Христиан, как они назывались, потому что верили в грядущего Христа» (Алма 46:15). Вместе с тем в Библии сказано, что слово «христианин» впервые было употреблено в Антиохии (Деян. 11:26).

Далее, в книге Нефия (11:21) говорится о том, как Христос, явившись Нефию, дал ему власть крестить себя и всех своих потомков. При этом автор забывает, что такая власть уже была дана «Святым Духом Господним» прапрадеду Нефия — Алме (Мосия 18:12-18), и, следовательно, Нефий, так же как и весь его народ, был уже законно крещен. Отметим, что «Крещение» Алмы и его последователей происходит еще раньше — в 147 г. до Р.Х. Крестившиеся стали называться «Церковью Божьей», или «Церковью Христовой» (Мосия 18:16, 17).

Корабль, который доставил в Новый Свет Легия с семьей (1 Нефий 16:10 и далее), держит курс по компасу, изобретенному лишь много веков спустя.

О «мече Лавана» (1 Нефий 4:9) сказано, что он выкован «из самой дорогой стали», и это в 592 г. до Р.Х.!

Или вот такой текст: «И было, когда Кориантумр, опираясь на свой меч, отдохнул немного, он отсек Шизу голову. И было, когда он отсек Шизу голову, тот, поднявшись на своих руках, пал и, задыхаясь, умер» (Ефер 15:30-31). Каким образом мог задохнуться человек, лишенный головы, осталось тайной Джозефа Смита.

Впрочем, сам Смит сознавал, что в книге много противоречий, что он и попытался оправдать в следующих прижизненных изданиях. Так, во втором издании «Книги Мормона» появилось место, где Мормон извиняется, что пишет на «реформированном египетском», а не на еврейском, так как первый гораздо экономнее второго. Отсюда, поясняет Мормон, и неточности в книге (Мормон 9:32-34). В двух других добавленных местах утверждается, что если в книге есть недостатки, то они были привнесены туда людьми (Мормон 8:17, 9:31; Ефер 12:22-28).

Описанная Смитом цивилизация просуществовала приблизительно от 600 г. до Р.Х. почти до 400 г. по Р.Х. Народы «значительно умножились и распространились по лицу земли» (Иаром 8), «переходя с южной земли на северную... и начали покрывать лицо всей земли — от южного моря до северного и от западного моря до восточного» (Геламан 3:8). В книге упоминается по меньшей мере 37 городов и сообщается, что в завершающей битве между ламанийцами и нефийцами близ горы Кумора полегло более двухсот тридцати тысяч нефийцев (Мормон 6:10-15).

Американский континент пережил настоящий демографический взрыв: «Все лицо земли было покрыто строениями, и народ был почти так многочислен, как песок морской» (Мормон: 1:7). Люди не только строили свои жилища, но и сооружали корабли, храмы, синагоги и «священные убежища» (Геламан 3:14), они чеканили серебряные и золотые монеты (Алма 11:14) и ковали из железа, меди, бронзы и стали оружие, такое как мечи, ятаганы, нагрудные брони, «щиты для защиты рук», «щиты для защиты головы», луки, стрелы, и т.д. (Алма 43:18-20). Согласно Джозефу Смиту, индейцы-ламанийцы, дожившие до новой послеколумбовской встречи с белыми, выращивали несуществовавшие в Новом Свете пшеницу и ячмень, а вовсе не кукурузу и картофель, обнаруженные там первыми европейцами.

В завершение стоит сказать, что ничто из написанного в «Книге Мормона» не подтверждается никакими археологическими данными. Несмотря на то, что Смит, ссылаясь на откровение, уверял, что описанные им еврейские переселенцы прибыли на корабле к берегам Чили, и «узнал», что древние развалины в Индиане и Иллинойсе являются нефитскими поселениями, ни одна из описанных в «Книге Мормона» местностей не известна географической науке, что делает невозможным проведение каких-либо целенаправленных раскопок.

Единственное место, указанное мормонами с точностью, — это сам холм Кумора, где Джозеф Смит достал из-под земли свое сокровище. Согласно «Книге Мормона» (Мормон 6-8), там же происходило последнее сражение, в котором, как уже отмечалось выше, полегло 230 тысяч нефийцев — все их войско. Хоронить их было некому, так что их тела должны были остаться там же. Надо думать, что и ламанийцев в этой битве должно было полечь немало — сравнимое число. Отметим и то, что за сотни лет до того на этом же самом месте произошла решающая битва между разделившимися между собой иаредейцами, в которой было убито несколько миллионов (sic!) человек, чем и завершилась неизвестная миру история этого народа (Ефер 15). Вся земля вокруг рокового холма должна была быть буквально нашпигована человеческими костями и железом. Найди мормонские археологи хоть что-нибудь вблизи этого места, это навсегда могло развеять все сомнения насчет подлинности и историчности «Книги Мормона». Раскопки там проводились весьма интенсивно. Однако ничто не выявило следов двух столь кровопролитных битв, после одной из которых на поле боя должно было остаться несколько миллионов, а после другой — почти полмиллиона трупов со всем вооружением — панцирями, мечами, шлемами, щитами, копьями, луками, стрелами и т.д. Пришлось мормонам в конце концов заявить, что они до конца не уверены, тот ли самый этот холм или все-таки другой. Дескать, скорее всего тот, но может быть, и не этот[69]. Естественно, возникает резонный вопрос: а существовал ли подобный холм вместе с золотыми пластинами, а также со всеми миллионами ламанийцев, нефийцев и иаредейцев вообще?