Смекни!
smekni.com

Александр Леонидович Дворкин (стр. 29 из 219)

Мормонские миссионеры часто утверждают, что самый известный и авторитетный в области археологии в США государственный Смитсоновский институт использует»Книгу Мормона» как источник для археологических исследований. В ответ на это Смитсоновский институт опубликовал официальное опровержение, в котором категорически утверждается, что это не соответствует действительности и что ученые археологи не видят никакой связи между археологией Нового Света и темой упомянутой книги[70].

Археологи не нашли ни одного из предметов, описанных Смитом, ни остатков процветавшей индустрии, ни развалин городов. Не было найдено ни костей упоминаемых Смитом животных, ни остатков культивируемых растений. В опровержение еврейского происхождения индейцев на американском континенте не было обнаружено ни одной надписи ни на иврите, ни на «реформированном» или каким-либо другом египетском языке. И, наконец, антропологи уверенно говорят, что индейцы происходят от монголоидной расы, родственной эскимосам, алеутам и северным народам Сибири, и не имеют никакого отношения к семитам. Теорию заселения Америки из Сибири сейчас можно считать доказанной.

В заключение этой темы приведу мнение известного в США антрополога проф. Рэя Матэни, заявившего на конференции в 1984 г.:

Любому специалисту очевидно, что «Книге Мормона» не находится вообще никакого места в контексте Нового Света... Она вообще никуда не вписывается... ни в антропологию, ни в историю... Она выглядит как недоразумение... Если верить «Книге Мормона», то в доколумбовской Америке имелась металлургическая промышленность, производившая сталь и железо, повозки на колесах, сельскохозяйственная продукция Старого Света, такая как пшеница и ячмень, и животные, такие как лошади и коровы... Археология однозначно подтверждает, что все эти элементы отсутствовали в Новом Свете. Все упоминания о них являются анахронизмами[71].

Для сравнения необходимо добавить, что, в отличие от несуществующей мормонской археологии, библейская археология находит все новые и новые артефакты, подтверждающие историчность библейских событий, реалий и действующих лиц. Причем они подтверждаются не только, так сказать, в общей своей канве, но и в мельчайших деталях. Вспомним и то, что практически все упоминающиеся в Библии географические названия, в отличие от мифических мормонских Зарахемлы, «земли Изобилие» др., соответствуют известным современным ученым реальным городам, поселениям и местностям.

4. «Мормонская библия — всего лишь бесталанный вымысел, состряпанный по образцу Ветхого Завета и дополненный скучным пересказом Евангелия»

Каково реальное происхождение «Книги Мормона»? На этот счет есть несколько гипотез. Одна из них говорите малоизвестном американском писателе Соломоне Споулдинге — отставном протестантском пасторе, который написал два фантастических романа о ранних обитателях Америки. Его знакомые вспоминали, что он любил развлекать людей, рассказывая им о приключениях Нефия и Легия. Об этом он якобы написал книгу «Найденная рукопись», но скончался, не успев ее опубликовать. Согласно этой гипотезе, помощник Джозефа Смита Сидни Ригдон выкрал рукопись из типографии и принес своему приятелю. Ее-то Смит и издал от своего имени. Если сказать об этом нынешним мормонам, они скорее всего ответят, что рукопись не сохранилась, а потому и доказать ничего нельзя и остаются только предположения. Зато, скажут они, была найдена другая рукопись Споулдинга под названием «Рукописная история», которая не слишком напоминает «Книгу Мормона», а двух романов Споулдинг, дескать, написать никогда не мог. Однако определенное сходство между найденным романом Споулдинга и «Книгой Мормона» все же есть, так что для многих вопрос остается открытым. Помимо найденного романа, утверждают сторонники гипотезы Споулдинга, вполне мог существовать и другой — тем более что название найденного романа не совпадаете названием пропавшего.

Впрочем, даже если это и не так, существа вопроса это не меняет. Как уже отмечалось выше, жизнь и деятельность потерянных колен Израиля широко обсуждалась тогда в Америке. Смит слышал об этом, и даже если не существовало потерянного романа, то из литературы, которая по этому поводу публиковалась, он мог очень многое позаимствовать, тем более что есть большое количество параллелей между «Книгой Мормона» и книгами нескольких авторов, которые были тогда опубликованы. В частности, есть очень много параллелей, не объяснимых простым совпадением, между «Книгой Мормона» и опубликованной в 1823 г. книгой Этана Смита (однофамильца Джозефа) под длинным названием: «Сточки зрения евреев, или десять колен Израилевых в Америке».

Например, в обеих книгах говорится о еврейском происхождении индейцев, о закопанных в землю древних книгах, о пророках и провидцах, об Уриме и Туммиме, прикрепленных к панцирю, о древних египетских надписях, о цивилизованной и варварской частях населения, о разрушении Иерусалима, о собрании Израиля «в последние дни»; обе широко цитируют книгу пророка Исайи, обе говорят о великом народе, который поднимется в Америке в последние дни, чтобы спасти Израиль, о практике полигамии среди ранних народов, о широко распространенной на Американском континенте древней цивилизации, о появлении на нем белого Бога и т.д.[72]

Но даже эти «совпадения» не объясняют происхождение всего текста «Книги Мормона». Если судить по воспоминаниям матери Джозефа, мальчик с детства обладал очень бойким воображением и часто рассказывал своим домашним истории о бывших обитателях этой земли. Поэтому вполне возможно, что при всех ее заимствованиях (как, предположительно, из Споулдинга, так и из Этана Смита), по всей видимости большая часть «Книги Мормона» все же является в конечном итоге плодом фантазии самого Джозефа Смита в литературной обработке привлеченных им к делу «писцов».

Так же думал и Марк Твен. Вот его краткая, но емкая характеристика «Книги Мормона»:

Насколько я могу судить, мормонская библия — всего лишь бесталанный вымысел, состряпанный по образцу Ветхого Завета и дополненный скучным пересказом Евангелия. Автор силился придать своим словам и оборотам речи то необычное, отдающее стариной звучание, которое отличает перевод Священного Писания на английский язык, сделанный по приказу короля Якова; в итоге получился ублюдок — то современный бойкий язык, то древняя простота и торжественность. Последнее звучит тяжеловесно и натянуто, первое кажется естественным, но рядом с архаической речью — нелепо и смешно. Когда автор чувствует, что у него выходит слишком по-современному, — а это на каждом шагу, — он всовывает какое-нибудь библейское выражение вроде «зело прогневался», «и случилось так» и тому подобное, и дело опять идет на лад. «И случилось так» — его излюбленное словечко[73]. Не будь его, вся библия вышла бы не толще брошюрки[74].

5. Во время одного из скандалов толпа вымазала Смита смолой, обваляла в перьях и протащила по всему городу

С опубликования «Книги Мормона» и начинается собственно история мормонской церкви. Через несколько дней после того, как книга увидела свет, состоялось учредительное собрание, которое и основало «Церковь Иисуса Христа», как она называлась вначале. В ее уставе говорилось, что ее лидер должен быть провидцем, переводчиком, пророком, апостолом Иисуса Христа и старейшиной церкви через волю Божию. Это были обязательные качества лидера церкви. Естественно, было установлено, что единственным из всех собравшихся, кто обладает всеми этими качествами, является Джозеф Смит. Тогда же началась активная миссионерская деятельность секты.

Хотя «Книга Мормона» и стала началом официальной деятельности Джозефа Смита, его дальнейший путь не был столь гладок. Многие из тех, кого он крестил, помнили о его авантюрном прошлом, соседи считали его мошенником и безнадежным кощунником. Появились иски по старым делам; начались судебные процессы. Все это практически остановило религиозную деятельность группы Смита, и вся семья попала в полосу неудач. Отец Джозефа был заключен в долговую тюрьму, и вся семья оказалась перед лицом банкротства. Даже Эмма, жена Джозефа, отказывалась официально вступить в его церковь и призывала Джозефа стать нормальным мужем и главой семьи. Несмотря на очень суровые «откровения», получаемые Джозефом от бога для Эммы, и прямые угрозы, содержавшиеся в этих откровениях, Эмма продержалась целый месяц и лишь потом сдалась, и наконец вступила в церковь своего мужа. Впрочем, сомнения в пророческих дарованиях своего мужа она неоднократно высказывала и в дальнейшем.