Впрочем, «средний мормон» не знает о наличии таких расхождений: в результате мормонского образования он просто не замечает их, а если ему на них указать, предпочитает игнорировать это противоречие.
В «Книге Мормона» ничего не говорится о многих центральных для мормонского вероучения положениях, а другие, столь же важные положения отрицаются. В эти две категории входит большая часть того, во что мормоны обязаны верить, а именно: 1) организационная структура церкви; 2) Мелхиседеково священство; 3) Аароново священство; 4) существование многих богов; 5) предсуществование человеческих духов; 6) бог является возвышенным человеком; 7) человек может тоже стать богом («закон вечного прогресса»); 8) трехчастное деление небесного царства; 9) многоженство; 10) «Слово мудрости»; 11) крещение за мертвых; 12) целестиальный (небесный) брак. Но все эти положения можно найти в «Учении и заветах».
Первоначально дополнительные откровения Джозефу Смиту были опубликованы под названием «Книга заповедей по управлению Церковью Христа» (1833 г.), но в связи с быстрым развитием мормонского вероучения уже через два года (1835 г.) она была переиздана в значительно расширенном виде и под новым названием «Учение и заветы». Впоследствии к книге прибавлялись основные откровения, полученные пророками-президентами мормонской церкви. При этом как содержание «Учения и заветов», так и «божественные откровения» в этой книге также подверглись значительной правке.
Первое издание «Учения и заветов» открывалось текстом «Лекций о вере», прочитанных Джозефом Смитом для старейшин его церкви в городе Киртланд, Огайо. Отсюда и слово «учение» в названии книги. В предисловии к первому изданию говорилось, что и лекции, и откровения имеют равный и обязательный для всех верующих авторитет. Однако вскоре богословские взгляды Джозефа эволюционировали таким коренным образом, что изменять текст, чтобы подогнать его к новому вероучению, стало просто невозможно. Но и терпеть столь явное противоречие между «Писанием» и вероучением было весьма затруднительно, и в конце концов в 1921 г. «Лекции о вере» были изъяты из текста книги. Никаких внятных объяснений столь очевидной перекройке собственного Писания мормонским руководством до сих пор не дано.
Приведу несколько других столь же очевидных примеров.
1. По меньшей мере пятьдесят изменений были внесены в первые четыре стиха четвертого раздела «Книги заповедей». Вот, например, первоначальный вариант текста 4:2, приводящего слова «божественного откровения», полученного Джозефом в 1829 г., то есть еще до публикации «Книги Мормона»:
Он [Джозеф Смит] не имеет власти над ними [золотыми пластинами], кроме той, которую Я ему дал; и он имеет дар переводить листы (так мормоны переводят на русский язык английское слово plates, буквально значащее «пластины». — А.Д.), и Я приказал ему не иметь притязания на какой-либо другой дар, ибо Я не дам ему никакого другого дара[90].
Если бы Джозеф послушался этого «откровения», то он, завершив «Книгу Мормона», не стал бы писать ничего нового, и уж тем более не стал бы президентом и пророком своей новооснованной «церкви». Но аппетит приходит во время еды, и к тому же опубликованная «Книга Мормона» стала очень хорошо продаваться и приносить значительный доход. Стали обсуждать, кому он должен достаться. Джозефу немедленно пришло откровение, что ему и его ближайшим помощникам («Учение и заветы» 70:5-8,15-18). Но, естественно, встал вопрос о подлинности даров самопровозглашенного пророка, и полученное им же откровение, как оказалось, работало против него. Поэтому недальновидное откровение пришлось подправить. В следующем издании, уже под названием «Учение и заветы», оно переехало в пятый раздел и стало звучать так:
И ты имеешь дар переводить листы; и это есть первый дар, которым Я наградил тебя; и Я повелел тебе не иметь притязания ни на какой-либо другой дар, пока цель Моя не будет исполнена в этом; ибо Я не дам тебе никакого другого дара, пока это не будет закончено (5:4).
Теперь Джозеф обладал откровением, которое давало ему аргументы против сомневающихся в его дальнейшей миссии и позволяло публиковать все новые и новые откровения и, само собой, получать прибыль от их продажи.
2. Шестой раздел «Книги заповедей» объявляется переводом некой таинственной рукописи, сделанной апостолом Иоанном «на пергаменте и сокрытой им»; когда книга впервые вышла в 1833 г., он состоял из 143-х слов. В издании «Учения и заветов» (седьмой раздел) перевод того же самого текста состоял уже из 252-х слов. Если учесть, что этот «перевод», как утверждается там же, был сделан через Урим и Туммим, то возникает вопрос: откуда же взялись добавочных 109 слов? Для верующего мормона тут возможны только три варианта: а) либо мормонский бог вначале сделал неправильный перевод и потом сам исправил себя (но тогда где же гарантии, что он перевел правильно во второй раз или что сделанный таким же образом перевод «Книги Мормона» абсолютно безошибочен и он через какое-то время не решит его исправить?); б) либо Джозеф Смит во втором издании добавил к тексту апостола Иоанна слова, которых тот не говорил (что делает мормонского пророка обманщиком); в) либо Джозеф скрыл часть слов Иоанна в первом издании (что также делает его обманщиком).
3. Ранние мормоны жили единой коммуной, и вся собственность у них была общая. В феврале 1831 г. Джозеф Смит получил откровение, обращенное к каждому члену его церкви, что «все свое имущество ты должен посвящать церкви» («Книга заповедей» 44:26-29). Однако вскоре мормонский эксперимент коммунальной жизни провалился. Откровение оказалось не соответствующим действительности, и пришлось его изменять. Пара слов, добавленных к нему в нескольких стратегически важных местах, полностью изменила его смысл: «И вот, ты будешь помнить бедных и посвящать от своего имущества им на поддержку то, что ты имеешь уделить им...» («Учение и заветы» 42:30).
И такое перечисление подлогов и подделок в главных вероучительных источниках мормонов можно продолжать еще долго. Возникает естественный вопрос: а не являются ли подлогом и подделкой сами эти источники? Имеется ли хоть один серьезный и объективный аргумент, способный доказать обратное? Как мы ни старались, мы так и не смогли его обнаружить...
Мормоны верят в то, что Иисус и Бог, являются двумя различными богами, каждый из которых обладает физическим телом. Кроме них, вся вселенная заселена бесчисленным множеством богов. Все боги, как и мы, обладают физическими телами, хотя и с «разными энергиями». У каждого бога есть своя индивидуальная планета или галактика (в зависимости от значимости бога), которою он правит. Каждый бог, поскольку он имеет физическое тело, был от кого-то рожден. У каждого из богов есть гарем, и от физического союза со многими женами рождаются духовные сущности.
Когда-то очень давно в виде духовной сущности родился бог под именем Элогим, который при неизвестных обстоятельствах получил человеческое физическое тело, прожил человеческую жизнь, после чего поселился на планете, вращающейся вокруг звезды Колоб[91]. Отсюда он и правит нашей галактикой, то есть является нашим богом.
В мормонских вероучительных источниках о боге сообщается следующее:
Мормонские пророки всегда учили той великой истине, что Бог Отец был когда то смертным человеком, который прошел школу земной жизни, подобную той, какую сейчас проходим мы... Мы должны признать тот факт, что было время, когда Бог был менее могущественным, чем сегодня. Каким же образом Он прославился и возвысился, и как достиг Он Своего теперешнего статуса Божества? Прежде всего, много мировых эпох назад Бог, без сомнения, использовал всякую возможность для того, чтобы учиться законам мудрости... Изо дня в день Он энергично напрягал Свою волю... и благодаря постоянному труду и упорным стараниям Его знания возрастали и равным образом возрастало, благодаря абсолютному послушанию, Его понимание всеобщих законов. Таким образом рос Его опыт; и это продолжалось до тех пор, пока Он не достиг статуса Божества. Другими словами. Он стал Богом путем полного повиновения вечным законам Евангелия[92]…
Джозеф Смит писал: «Прежде всего Сам Бог, сидящий на Своем троне на высших небесах, является человеком, таким же, как мы с вами, это великий секрет... Мы думали, что Бог был Богом от вечности... Отец всех нас жил на земле, также как Иисус Христос... Мы должны научиться, как мы можем тоже стать Богами...»[93], то есть тоже править своими планетами и населять их своим многочисленным потомством.
Даже первым из богов бог не был: «Пророк [Смит] учил, что Бог, наш Отец, в свою очередь имел отца и т.д. Разве это не разумная мысль, особенно если мы вспомним об обетовании, что мы можем стать такими, как Он?»[94] Бригам Янг развил это учение, которое мормоны называют «законом вечного прогресса»:
Бог является нашим Отцом, Отцом душ наших. В свое время он был человеком в такой же смертной плоти, которая сегодня облекает нас, а теперь Он возвышенное Существо. Сколько всего имеется Богов, я не знаю. Но никогда не было времени, когда Богов не было... Когда-то Бог был смертным существом[95]. И далее: «Боги существуют, и мы должны стараться изо всех сил стать едиными с ними»[96].