Смекни!
smekni.com

Александр Леонидович Дворкин (стр. 5 из 219)

Я обязан очень многим людям за помощь в моей работе: назвать их всех не представляется возможным; тем не менее несколько имен должны прозвучать.

Деятельность Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского, была бы невозможной без покровительства, помощи и мудрых советов Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Новосибирского и Бердского, бывшего главного редактора Издательства Московской Патриархии. Никаких слов не хватило бы, чтобы выразить мою благодарность Владыке Тихону. Без него я вряд ли имел бы возможность заниматься сектоведением и, следовательно, работать как над этой книгой, так и вообще над всеми моими публикациями в этой области. Не меньше я признателен протоиерею Димитрию Смирнову, оказывающему всемерную поддержку Центру священномученика Иринея, епископа Лионского, и моему духовнику и другу священнику Алексию Уминскому, настоятелю храма Животворящей Троицы в Хохлах, который стал для Центра вторым домом.

Выражаю свою глубочайшую признательность прот. Владимиру Воробьеву, ректору Православного Свято-Тихоновского Богословского института, пригласившему меня читать этот курс. Без него этот текст никогда не появился бы на свет.

Благодарю сотрудников Института за чрезвычайно доброе ко мне отношение и за распечатку моих лекций, легших в основу первого издания этой книги, а также студентов, терпеливо их слушающих.

Благодарю моих друзей и коллег — сотрудников Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского, диакона Михаила Плотникова и Наталью Рябову за их самоотверженную работу, помощь в сборе и классификации материалов о сектах и за добрые советы по содержанию книги, и в отдельности — диакона Михаила Плотникова за написанные им прекрасные главы для этой книги и Наталью Рябову за компьютерный набор бесчисленных исправлений и дополнений и чрезвычайно ценную корректорскую и редакторскую помощь.

Благодарю моих коллег, соратников и друзей — прот. Александра Новопашина, заведующего Центром по вопросам сектантства при соборе святого благоверного князя Александра Невского в Новосибирске, и свящ. Владимира Зайцева, председателя миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, а также доктора исторических наук священника Петра Иванова, проделавшего чрезвычайно важную работу в исследовании секты «Местная церковь» Уитнесса Ли и культа Анастасии, и диакона Андрея Кураева — основоположника православного рериховедения. Их наработки очень помогли мне в написании ряда разделов этой книги.

Благодарю моих учителей, коллег и друзей проф. Йоханнеса Огорда и пастора Томаса Гандоу — двух виднейших представителей и пионеров западного христианского сектоведения. Их опыт, помощь и поддержка были бесценны для меня. Благодарю Джона Атака и Джеральда Армстронга — отважных борцов с бесчеловечной сайентологической империей. Их стойкость и мужество послужили для меня бесценным примером.

Благодарю Игоря Попова за ряд ценных советов и замечаний по главе о неохаризматическом движении и за предоставленные им важные материалы по этой проблематике. Не могу не выразить благодарность и Юрию Кондратьеву — единственному мормону, осмелившемуся изложить позицию своей секты по отношению к соответствующей главе моей книги. Многие его замечания были мною учтены, уточнения внесены и ряд пунктов критической аргументации усилен.

Благодарю издательство Братства св. Александра Невского за терпение в работе со мной и высочайший профессионализм в издательском деле. Сотрудничество с этим издательством — большая честь для меня.

И наконец, выражаю глубочайшую признательность моей жене Ирине — постоянному вдохновителю и самому суровому, но и самому внимательному и беспристрастному моему критику. Без нее моя работа была бы невозможной.

Естественно, никто из вышеперечисленных лиц за погрешности и недостатки этой книги ответственности не несет.

А.Д.

Библиографическая справка

При разработке курса автор пользовался вероучительными книгами тоталитарных сект, их другими публикациями и материалами (как рекламными, так и для «внутреннего пользования»), сектоведческими исследованиями зарубежных и отечественных авторов, судебными материалами, государственными экспертизами и парламентскими документами, широким кругом публикаций в СМИ, информационными листками Центра сщмч. Иринея, еп. Лионского, материалами международной компьютерной сети «Интернет», информацией, полученной в результате личных встреч с функционерами и рядовыми членами сект, бывшими членами сект, а также близкими и родителями жертв сектантства.

При составлении лекций по соответствующим сектам чаще всего автор обращался к следующим критическим источникам (научным исследованиям, богословским диспутам, свидетельствам бывших членов сект, судебным документам, журналистским расследованиям и т.п.):

Глава 1. Вступление. Религия, которая убивает

· Sparks J. The Mind Benders. Nashville, 1979;

· Материалы Международного Диалог-Центра;

· Breault M. and King M. Inside the Cult. N. Y., 1993;

· Meldgaard H. Exit Heavens Gate // Spirituality East and West. 1997. № 1;

· Iamberg L Psychiatrist Explores Apocalyptic Violence in Heaven's Gate and Aum Shinrikyo Cults //Journal of the American Medical Association. 7/16/97;

· Щипков А. Во что верит Россия: Курс лекций. СПб., 1998;

· Lifton R. J. Destroying the World to Save It: Aum Shinrikyo, Apocalyptic Violence, and the New Global Terrorism. NY, 1999.

Глава 2, а также Глава З. Тоталитарные секты: общие понятия. Части 1, 2

· Записи публичных выступлений проф. Йоханнеса Огорда, президента Международного Диалог-Центра;

· Sparks J. The Mind Benders. Nashville, 1997;

· Hassan S. Combatting Cult Mind Control. Vermont, 1990;

· Hassan S. Releasing the Bonds: Empowering People to Think for Themselves. MA, 2000 (по-русски: Хассен Стивен. Освобождение от психологического насилия. СПб., 2001);

· Журнал практического психолога. М. 2000. № 1-2;

· Дворкин А. 10 вопросов навязчивому незнакомцу, или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. М., 1995 (2-е издание 1998);

· Enroth R. The Lure of the Cults & New Religions. Illinois, 1987;

· Recovery from Cult/ Langone M. ed., N.Y, 1993;

· Gambavo C. Exit Councelling. Family Intervention, American Family Foundation, 1991;

· Алексеев В., Григорьев А. Религия Антихриста. Новосибирск, 1997;

· Чалдини Р. Психология влияния (3-е международное издание). СПб., 3.999;

· Abgrall J. M. La mecanique des sectes. Documents Payot. Paris, 1996;

· Lifton R. J. Thought Reform and Psychology of Totalism. N. Y, 1961;

· Tobias M. L, Lalich J. Captive Hearts, Captive Minds: Freedom and Recovery from Cults and Abusive Relationships. CA, 1994; Drogou A. Ledicodessectes. Milan, 1998;

· Les sectes. Milan, 1999;

· Bouderlique M. Les Sectes Mangeuses d'Hommes. Comprendrelephenomene sectaire totalitaire. Saint-Germain-du-Puy. 1999;

· Patrick Т., Dulack T. Let our Children Go! N. Y., 1979;

· Архимандрит Рафаил (Карелин). Церковь и мир на пороге апокалипсиса. М., 1999;

· Dumont L. E. r Altesman R. D. A Parents Guide to Teens and Cults. N. J., 1989;

· Lifton R. J. Thought Reform and the Psychology of Totalism. A Study of «Brainwashing» in China. N. Y., 1961;

· Секты против Церкви (Процесс Дворкина). М., 2000.

Глава 4. «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны)

· Tucker R. Strange Gospels. London, 1989;

· Ropp, Harry L. Are the Mormon Scriptures Reliable? Downers Grove, Illinois, 1987;

· Where Does It Say That? (A Research Tool Compiled by Bob Witte). Michigan, б.г.;

· Материалы Международного Диалог-Центра;

· Материалы Центра апологетических исследований;

· Ritchie J. The Secret World of Cults. 1991;

· Hauth R. Die Mormonen. Freiburg, Basel, Wien, 1995;

· Кайзер Э.П. Как противостоять мормонам. СПб., 1995;

· Дворкин А. Пророки и боги мормонов. М., 1999.

Глава 5. «Общество Сторожевой башни» — «Свидетели Иеговы»

· Tucker R. Strange Gospels;

· Швечиков А.Н. Рай земной: новая сказка. СПб., 1997;

· Франц Р. Кризис совести. М., 1998;

· Haack F. W. Jehovas Zeugen. Muenchener Reihe, 1993;

· Евменов Д.Б. История создания и учение «Общества Сторожевой башни»: Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия (на правах рукописи). М., 1998;

· Мансанарес С.В. Воспоминания «Свидетеля Иеговы». Тбилиси, 1995;

· Bergman J.R. Jehovah's Witnessesand the Problem of Mental Illness. Clayton, 1992;

· Ritchie J. The Secret World of Cults.

Глава 6. Сайентология

· Atack J. A Piece of Blue Sky. N. Y., 1990;

· Капкан безграничной свободы: Сборник статей о сайентологии / Под ред. А. Дворкина. М., 1997;

· Atack J. The Total Freedom Trap. Scientology, Dianetics and L. Ron Hubbard. East Grinstead, 1992;

· Le proces de L'Eglise de Scientologie. Albin Michel, Paris, 1997;

· Wakefield M. The Road toXenu (рукопись);

· DerGeheimdienst der Scientology Organisation Grundlagen. Aufgaben. Strukturen, Methoden und Ziele. Freie und Hansestadt Hamburg, 1987;

· Corrydon В., Hubbard L R. J. Hubbard: Messiah or Madman? New Jersey, 1987;

· Miller R. Bare-Faced Messiah. London, 1987;

· Von Billerbeck L Nordhausen F. Der Secten Konzern. Berlin, 1994;

· Haack F. W. Scientology — Magie des 20. Jahrhunderts. Muenchen, 1982;

· Tucker R. Strange Gospels; Ritchie J. The Secret World of Cults;

· Щипков А, Во что верит Россия;

· Kent S. Brainwashing in Scientology's Rehabilitation Project Force (RPF). Hamburg, 2000;

· Секты против Церкви (Процесс Дворкина).

Глава 7. «Движение объединения» Сан Мен Муна

· Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. М.;

· Лихачев А.Е. Корейский лжемессия Мун;

· Деятельность «Церкви Объединения» в России. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996; 1995;

· Tucker R. Strange Gospels;

· Ritchie J. The Secret World of Cults; Sparks J. The Mind Benders;

· Буайе Ж.Ф. Империя Муна. М., 1990;

· Champollion С. Affidavit (рукопись);

· Gandow T. Mun-Bewegung. Muenchen, 1993;

· Haack F.W. Das Mun-lmperium. Beobachtungen-Informationen-Meinungen (Findungshilfe Mun-Bewegung. Arbeitsgemeinschaft fur Religions und Weltanschauungs fragen). Muenchen, 1991;

· Investigation of Korean-American Relations. Report of the Subcommittee on International Organizations of the Committee on International Relations US House of Representatives. October 31, 1978. Washington, D. C., 1978;

· Щипков А. Во что верит Россия;

· Кузнецова Т.И. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мен Муна. М., 1999;

· Hong N, In the Shadow of the Moons. Boston, 1998;

· Секты против Церкви (Процесс Дворкина).

Глава 8. Современный индуизм и гуруистские секты

· Aagaard J. Who is Who in Guruism? // Haack F. W. Guruismus und Guru-Bewegungen. Muenchen, 1992;

· Elementary Youga // Documentation from the Dialog Center International;

· Вишал Мангалвади. Пять путей спасения, которые предлагают современные гуру. СПб., б. г.;

· Древо индуизма: Сб. ст. / Под ред. Глушковой И.П. М., 1999;

· Елисеев Владимир, свящ. Православный путь ко спасению и восточные и оккультные мистические учения. М., 1995;