Сайентология ориентируется на «обычных» людей: тех, кто мало интересуется всякими духовными исканиями и больше всего стремится к карьере и успеху в этом мире. Сайентология имеет все, что положено иметь тоталитарной секте, и имеет все это в превосходной степени. Сайентологи создали мощную организацию, мощную финансовую структуру (по некоторым сообщениям, ее ежедневный чистый доход превышает 3-4 млн долларов), они беспощадны к своим врагам. У них четко продуманы и разработаны методы контролирования сознания, для чего они используют самые современные психологические приемы. Они ничего не прощают, ничего не забывают и готовы заставить замолчать своих критиков всеми имеющимися в их распоряжении средствами. А так как их материальные ресурсы практически безграничны, то и средств против критиков у них более чем достаточно.
Сайентология — это международная хорошо законспирированная организация, имеющая в своем составе службы разведки и контрразведки, безопасности, -«этический суд» (внутренняя служба надзора за членами организации) и даже свои карательные службы, которые занимаются усмирением непокорных... В структуре действует таинственная «Морская организация»... По сути, это боевая и идеологическая элита сайентологов[216].
В силу всего этого, а также в силу того, что при первой встрече с сайентологами неподготовленного человека мало что может насторожить, сайентология чрезвычайно опасна. Она как раз идеально подходит в качестве популярной идеологии для постсоветского сознания. Сайентологи производят впечатление энергичных пробивных людей — воплощение «капиталистической мечты», действующего и работающего капитализма. Скажем, их навязчивая торговля: они умеют продать, умеют подчинить вас своему мнению, у них есть на все готовые ответы, которые они выдают очень бойко. И при этом, вроде бы, сектанты производят впечатление улыбчивых, приятных людей. Конечно, если присмотреться, то увидишь стальные немигающие глаза, но это случится далеко не сразу. На начальных стадиях все они будут хором уверять своего потенциального клиента, что сайентология — это Совсем не религия, а просто необычайно эффективный современный метод, помогающий человеку научиться владеть собой, общаться с окружающими, организовать свой бизнес, исправить свое здоровье. Этот метод, скажут они, на основе последних достижений науки и техники изобрел исключительный и выдающийся во всех отношениях человек, Л. Рон Хаббард. К религии все это не имеет ну никакого отношения, и можно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и при этом быть образцовым сайентологом. Более того, — скажут сектанты, — сайентология поможет вам лучше понять и усвоить вашу собственную религиозную традицию и глубже укорениться в ней.
Прежде чем начато рассказ о саентологии, стоит привести любимое высказывание Хаббарда:
Делайте деньги, делайте деньги, делайте больше денег, делайте еще больше денег, заставляйте других работать, чтобы и они производили для вас деньги.
Это как бы эпиграф ко всей сайентологической деятельности и ко всему существованию этой секты.
А вот цитата из руководящих указаний Хаббарда, которые распространялись только среди внутреннего круга членов организации — ее штатных сотрудников:
Наша цель не в том, чтобы быть паиньками, наша цель — иметь свободу и повышать производительность нашей конторы. Единственное, что интересует этисуд (этический суд — здесь все написано на сайентологическом новоязе. — А.Д.): а) вводить новую технику, осваивать ее и добиваться полного овладения ею и б) неуклонно совершенствовать уровень работы, выдавать на-гора, чтобы наша контора росла с каждым днем. Поэтому если сотрудник, судя по статистике, вкалывает как надо, то этисуд не будет висеть у него на хвосте, но если статистика показывает что-то не то, то суд живо выявит всю подноготную. В общем, если, по статистике, сотрудник ишачит на всю катушку, он может смело идти на мокрое дело, а если он сачкует и не выдает на-гора, ему вломят за каждый чих[217].
Здесь перевод с английского использует адекватную лексику — жаргон вполне уголовного происхождения.
По Хаббарду, 20% населения земного шара составляют «подавляющие личности» (ПЛ), или «антисоциальные элементы» — психически больные люди, которые не поддаются никакому исправлению. Поэтому их нужно изолировать, стерилизовать, устранять физически — делать все для того, чтобы они не мешали остальным 80% развиваться по сайентологическим схемам. Человек, вступающий в контакт с подавляющей личностью, называется ПИПом (аббревиатура: «потенциальный источник проблем») или ПИНом («потенциальный источник неприятностей»). Подавляющая личность заразна, поэтому, вступая с нею в контакт и делаясь ПИПом, человек начинает распространять вокруг себя антисоциальность, следовательно, и его нужно изолировать и лечить от этого контакта. Если ПИП не «излечивается», то он диагностируется как подавляющая личность и поступать с ним нужно соответственно.
В сайентологии есть такое понятие: «честная игра». Его применяют к противникам сайентологии. Вот как сами сайентологи определяют «честную игру»:
Любой сайентолог, не опасаясь наказания церкви, может лишить собственности (то есть украсть или ограбить. — А.Д.) всякую подавляющую личность или группу подавляющих личностей и нанести им любой вред. Их можно завлекать в ловушку, подавать на них в суд, им можно лгать, их можно уничтожать физически (то есть, переводя на русский, убить. — А.Д.)[218].
Итак, вот что на сайентологическом новоязе называется «честной игрой». Естественно, что 20% (которые составляют пл-ы) — величина абстрактная, поэтому в них может попасть кто угодно и в каком угодно количестве. Как правило, любые сайентологи, обосновываясь в каком-либо месте, тут же начинают искать подавляющих личностей, а найдя, объявляют, что все их проблемы коренятся в присутствии этих личностей, и инициируют против них войну.
Во всем мире сайентология известна беспощадным преследованием не только своих противников, но и людей, осмелившихся высказать критическое отношение к ней: по мысли Хаббарда, с такими людьми необходимо расправляться. «Если можно, разрушьте их совершенно», — советует он. Весь мир имеет право лишь на одно отношение к сайентологии — на восторженное. Другого не дано. Интересно сайентологическое определение этики: этика — это искоренение всех идей, противоречащих сайентологии, а после того как эта цель будет достигнута — искоренение вообще всех не сайентологических идей[219]. Собственно, этим сайентологическая организация и занимается вот уже почти 50 лет.
Начать изучение сайентологии необходимо с личности ее основателя — «самого человечного человека всех времен и народов, самого великого гения, которого рождала когда либо вселенная[220], Лафайета Рональда Хаббарда (1911-1986). Сайентологи называют его просто Рон или опять же аббревиатурой (которые они очень любят): ЛРХ (для внутренней переписки). Вам расскажут про его гениальные дарования, про то, что он преуспел во всех областях человеческой деятельности и превзошел всех, кто до него в этих областях подвизался: он был и великим философом, и гуманистом, и путешественником, композитором, художником, педагогом, военным героем, фотографом, режиссером и т.д., и т.п.
Между тем судья Верховного суда Калифорнии Брекенридж в вынесенном им решении (1984 г.) дал следующую характеристику Хаббарду и его секте:
Совершенно ясно, что организация является шизофренической и параноидальной и что эта пикантная комбинация, похоже, является отображением личности ее основателя ЛРХ (Л. Рона Хаббарда). Все свидетельства открывают нам человека, являющегося просто патологическим лжецом в отношении своей биографии, происхождения и достижений. Кроме того, письменные свидетельства и документы отражают его необузданный эгоизм, жадность, алчность, жажду власти любой ценой, мстительность и агрессивность по отношению к людям, которые, по его мнению, или недостаточно к нему лояльны, или враждебны[221].
Если вы будете говорить с сайентологом, то он расскажет вам о Хаббарде приблизительно следующее. Родился самый выдающийся гений в 1911 г. в штате Небраска, на ранчо своего сказочно богатого дедушки, которому принадлежала чуть ли не четверть этого обширного штата. С самой юности, скажут вам, Рон отличался невероятными способностями. Еще до того, как начал ходить, уже мастерски сидел в седле, а в три с половиной года объезжал диких мустангов, которых мог заарканить и остановить на ходу. В раннем детстве его приняло в кровные братья индейское племя блэкфут («черноногие»), которое жило поблизости. С 12 лет Хаббард проявил интерес к человеческому разуму. Он познакомился с одним моряком, капитаном первого ранга, учеником Фрейда, и тот был настолько потрясен остротой ума любознательного подростка, что передал ему всю фрейдистскую премудрость. Так что Хаббард получил ее, так сказать, почти что из первых рук.