· Индуизм, Джайнизм, Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. Альбедиль М.Ф. и Дубинского А.М. М., 1996;
· Махарадж Р.Р. Смерть одного гуру. Новосибирск, 1995;
· Медведев М. Пять дней в Орхусе, или взгляд на «новую духовность». Пермь, 1995;
· Пименов А. Возвращение к дхарме. М., 1997;
· Роуз Серафим, иеромонах. Православие и религия будущего. М., 1997;
· Ткачева А. Ашрам как организационное звено современного индуизма // Индуизм: Традиции и современность. М., 1985;
· Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. М., 1994.
Глава 9. «Общество сознания Кришны»
· Tucker ft. Strange Gospels;
· Sparks J. The Mind Benders;
· Hubner J., Gruson L Monkey on a Stick. N. Y., 1988;
· Muster W. Betrayal of the Spirit. Urbana & Chicago, 1997;
· Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура;
· Основы религиоведения / Под ред. Яблокова И.Н. М., 1994;
· Индуизм, Джайнизм, Сикхизм: Словарь;
· Архимандрит Рафаил (Карелин). Церковь и мир на пороге апокалипсиса;
· Ritchie J. The Secret World of Cults;
· Секты против Церкви (Процесс Дворкина).
Глава 10. «Трансцендентальная медитация» (ТМ)
· Sparks J. The Mind Benders;
· Haak F. W. und Gandow T. Transcendentale Meditation. Muenchen, 1992;
· TM in Court. California, 1978;
· Recovery from Cult. Langone M., ecf.;
· Tucker R. Strange Gospels.
Глава 11. Остальные псевдоиндуистские секты: Культ Шри Чинмоя; «Брахма Кумарис»; культ Сатьи Саи Бабы; культ Ошо Раджниша; «Сахаджа-йога»; «Ананда марга»; псевдотантристы: «Ашрам Шамбалы», А. Лапин и другие; прочие
· Gandow Т. Guru Chinmoy und die Sri-Chinmoy-Bewegung. Muenchen, 1993;
· Informationen ueber neue religiose und weltanschaulicheBewegungen und sogenannte Psychogruppen. Berlin, 1994;
· Streifzugdurch den Religiosen Supermarkt. Muenchen, 1996;
· Клюев Б. Гуру, «богочеловеки» и «сверхлюди» // Индия: религия в политике и общественном сознании. М., 1991;
· Клюев Б.И. Кундалини-йога (от психотерапии к политическим спекуляциям) // Индуизм: традиции и современность. М., 1985;
· Щипков А. Во что верит Россия. СПб., 1998.
Глава 12. «Семья» («Дети Бога»)
· Материалы Международного Диалог-Центра;
· Tucker R. Strange Gospels; Ritchie J. The Secret World of Cults;
· Martin W. The New Cults. S. I., 1980;
· Patrick Т., Duiack T. Let our Children Go!;
· Sparks J. The Mind Benders;
· Секты против Церкви (Процесс Дворкина).
Глава 13. «Церковь Христа»
· Материалы Международного Диалог-Центра;
· Ritchie J. The Secret World of Cults;
· Chrnologar M. A. Twisted Scriptures. Control Technics, Inc., Tennesie, 1997;
· Запись лекции Глушенкова С. в ПСТБИ;
· Глушенное С. Я был в «Московской церкви Христа» // Альфа и Омега. 1995. № 3 (6). С. 194-208; № 4 (7). С. 187-207;
· Davis В. J. The Love Bombers // Philadelphia City Paper Interactive. 1999. February, 25;
· Аудиозапись цикла радиопередач о «Международной церкви Христа» радиостанции «Теос» (СПб);
· Секты против Церкви (Процесс Дворкина).
Глава 14. «Всемирная церковь Бога»
· Tucker R. Strange Gospels;
· Macdowell J., Stewart D. Understanding Cults. Ca, 1986.
Глава 15. «Поместная (Местная) церковь» Уитнесса Ли
· Martin W. The New Cults. Santa Ana, 1980; Иванов П. «Свидетель» Ли и его секта // ЖМП. 1996. № 11;
· Иванов Петр, свящ. Об истории и вероучении таиваньско-американской секты «Церкви дома собраний // Китайский благовестник. 2001. № l;
· Bornstad James. The Threeness and Oneness of God. 1987. S. L;
· Бутенко О.Н. Экклезиология секты «Местная церковь»: Дипломная работа по кафедре сектоведения ПСТБИ (рукопись). М., 2001;
Глава 16. «Движение веры» — Неопятидесятники
· Материалы Международного Диалог-Центра;
· Материалы Центра апологетических исследований;
· Chrnoogar M. A. Twisted Scriptures;
· Мак Артур Дж. Ф. Харизматики. Киев, 1995;
· Ефимов Игорь, свящ. Современное харизматическое движение сектантства. М., 1995;
· Бюне Вольфганг. Игра с огнем. Biefeld, 1992.
Глава 17. «Богородичный центр» — «Православная Церковь Божией Матери Державная»
· Богословский анализ лжеучений «Богородичного центра». М., 1992;
· Филатов С. Современная Россия и секты // Иностранная литература. 1996. № 8. С. 201-219;
· Щипков Д. Во что верит Россия;
· Эмке А. Секта «Богородичный Центр» (рукопись). Архангельск, 2000;
· Секты против Церкви (Процесс Дворкина).
Глава 18. «Белое братство»
· Филатов С. Современная Россия и секты;
· Dvorkin A. The Armageddon in Kiev: Tragedy or Farce? // Update and Dialog. 1994. № 4, May;
· Щипков А. Во что верит Россия;
· Секты против Церкви (Процесс Дворкина).
Глава 19. Секта Виссариона — «Община единой веры» — «Церковь последнего завета»
· Ермишин П. Виссарион и его лжеучение: Курсовая работа по кафедре сектоведения ПСТБИ. М., 1996;
· Филатов С. Современная Россия и секты;
· Ушакова Ю. В какие времена живем мы? //Альфа и Омега. 1998. № 4 (18). С. 272-283;
· Щипков Л. Во что верит Россия;
· Секты против Церкви (Процесс Дворкина).
Глава 20. Порфирий Иванов и секта «ивановцев»
· Мороз Алексий, свящ. Лжеучение Порфирия Иванова. СПб., 1994;
· Плешаков М. Порфирий Иванов и его учение (рукопись). М., 1998.
Глава 21. Движение «Нью эйдж»
· Tucker R. Strange Gospels; Osbom L Angels of Light? London, 1992;
· Baer R. Inside the New Age Nightmare.1989. S. I;
· Кураев Андрей, диакон. Сатанизм для интеллигенции (о Рерихах и Православии). В 2 т. М., 1997;
· Алексеев В., Григорьев А. Религия Антихриста;
· Дворкин А.Л. Смена парадигм. Новые религиозные движения и христианская цивилизация // Радонеж. 1996. № 25-28 (41);
· Дворкин А.Л. New Age // Радонеж. 1996. № 29-32 (43);
· МихельсенДж. Обольстительная сторона зла. Новосибирск, 1996;
· Архимандрит Рафаил (Карелин). Церковь и мир на пороге апокалипсиса;
· Marrs Т. Dark Secrets of the New Age: Satan's Plan for a One World Religion. Westchester. 1987;
· Not Necessarily the New Age;
· Critical Essays. Ed. R. Basil. N. Y., 1988; Groothuis D. R. Unmasking the New Age. Downers grove, III, 1986;
· Балашова E. Опыт переосмысления;
· Щипков А. Во что верит Россия;
· Abranamowitz F. Reiki // Den Nye Dialog. 2000. October. № 81;
· Иванов Петр, свящ. Культ Анастасии: таежный сериал для советской образованщины, или Гитары, деньги и кедровая каша в голове // Прозрение. 2001. № 1 (6);
· Доклад руководителя Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии свящ. Владимира Зайцева на Международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты — угроза XXI века» (Нижний Новгород, апрель 2001 г.);
· Радастея: космический соблазн постсоветской интеллигенции // Православное слово. Н. Новгород, 2001. № 9(190);
· Фадеев Р.В. Нативистские культы со славяно-русской терминологией: Дипломная работа по кафедре сектоведения Православного Свято-Тихоновского Богословского института (рукопись). М., 2000;
· Секты против Церкви (Процесс Дворкина);
· Кураев Андрей, диакон. Трудно быть русским;
· Виталий (Уткин), иеромонах. Россия и новое язычество. М., 2001.
Естественно, вышеперечисленные материалы являются лишь основными использованными источниками, композиционно легшими в основу рассказа о каждой секте. Ссылки на остальные используемые источники (в том числе и на цитируемые сектантские вероучительные и пропагандистские книги и материалы, а также внутрисектантские документы) можно найти в основном тексте работы и в сносках к нему.
Я — Сын Божий. Вы не знаете ни Меня, ни имени Моего.
Я восстал с севера, и восход солнца — начало путей Моих.
У Меня семь глаз и семь рогов. Имя Мое — Слово Божие, и Я еду на белом коне.
Я здесь на земле, чтобы сообщить вам слова Седьмого Ангела.
Я восшел с востока с печатью Бога живого. Имя Мое — Кир;
Я явился, чтобы сокрушить Вавилон. Я пришел иначе,
чем вы могли себе представить вашими отвердевшими умами.
Я обличу вас за вашу любовь к этому миру.
Я накажу ваших дочерей за их наготу и гордыню, выставляемые ими напоказ в доме Отца Моего,
и ангелы Мои сдерут с них всю одежду их за безумную гордыню их.
Юноши ваши надругаются над добротой Моей. Они возьмут жизнь Мою,
но Я восстану и возьму жизни их на веки вечные.
Пастыри ваши оплачут свое безумие. Потерянное стадо ваше разорвет вас на клочья.
Готовьтесь к встрече вашего Бога!
Верном Уэйн Хауэлл (Дэвид Кореш).
Приглашение на свадьбу, адресованное членам церкви
адвентистов седьмого дня Южной Калифорнии.
30 января, 1987 г.
В ноябре 1978 года весь мир был потрясен, узнав о страшном конце возглавлявшейся Джимом Джонсом секты «Народный храм». На жутких кадрах, помещенных в ведущих средствах массовой информации, были запечатлены тела мужчин, женщин и детей, в неестественных позах лежащие на поляне посреди тропического леса. Мертвые тела. Всего 912 человек. Они уверовали в своего лидера и последовали за ним в джунгли Гайаны, где приступили к строительству идеального города, названного по имени руководителя секты Джонстауном, а затем подчинились его приказу совершить самоубийство, выпив яд, или по меньшей мере не слишком сопротивлялись, когда им стреляли в затылок. Мнения детей не спрашивал никто: младенцам раствор впрыскивали в рот пипетками. Дети постарше доверчиво выпивали поднесенный им матерями сладкий напиток в одноразовых бумажных стаканчиках. Выпивали, чтобы через несколько секунд забиться в конвульсиях от страшных болей, раздиравших их внутренности, а затем затихнуть навсегда.
Так мир воочию увидел исходящую от тоталитарных сект смертельную опасность. И до этого родители и близкие новообращенных членов новых религиозных движений жаловались на секты, «промывшие мозги» членам их семей и изменившие их до неузнаваемости. Уже появлялись публикации о криминальной деятельности ряда новых сект и о происходящих в них вопиющих нарушениях прав человека. Уже были проведены первые парламентские расследования деятельности той или иной секты, вызвавшей озабоченность общественности и правительства страны. Уже прозвучали первые судебные процессы, как развязанные сектами, так и инициированные против них.
Но все это было достаточно отвлеченно и могло быть воспринято с недоверием или скепсисом. Теперь мир воочию увидел, что секты убивают. Кадры жертв Джонстауна стоят в одном ряду с фотографиями из ГУЛАГа или Освенцима и со снимками «полей смерти» камбоджийского диктатора-убийцы Пол Пота.