Смекни!
smekni.com

Александр Леонидович Дворкин (стр. 70 из 219)

Весной 1998 г. муниты узнали, что к 80-летию их мессии (то есть к 2000 г.) они должны ввести в «Истинную семью» 360 млн. супружеских пар. По всей видимости, Мун счел, что таким образом количество перейдет в качество и вся Вселенная волей-неволей объединится вокруг него. Вскоре после этого на улицах многих больших городов мира появились вежливые молодые люди и девушки, представлявшиеся сотрудниками «Всемирной ассоциации семей за мир во всем мире и объединение» и настойчиво предлагавшие прохожим скушать конфетку или печеньице, либо выпить стакан прохладительного напитка — все это во славу крепкой семьи и устойчивых нравственных ценностей. При этом, естественно, не сообщалось, что к этому приношению была подмешана капля «святого вина», состоящего из перечисленных выше ингредиентов. Таким образом, всякий, соблазнившийся бесплатным лакомством, принимал в себя элементы физиологических отправлений четы Мунов и, согласно их вере, обретал кровное родство с «истинными родителями». В интернетовской переписке между собой муниты живо обсуждали способы подмешивания «святого вина» к конфеткам. Например, договориться с директором кондитерской фабрики, чтобы он подмешал их жидкость к карамельной массе, или, развернув все бумажки, нанести кусочком ваты на палочке каплю «вина» на каждую конфету. Можно также обработать конфеты «вином» из пульверизатора, а потом, подождав, покуда они не просохнут, вновь завернуть фантики. Можно намочить в «вине» изюм, а затем испечь с ним печенье. Хорошо действует метод добавления «вина» в лимонад — кто откажется от стаканчика холодного напитка в жаркий летний день? А затем сектанты хвастались своими результатами: кому удалось напоить кровью «истинного отца» большее количество людей.

14. Даже после смерти «Истинного Отца» секта, по всей видимости, продолжит свое существование

Несмотря на некий спад, вызванный старением самого Муна, финансовыми трудностями и скандалами внутри движения, наступление мунитов продолжается. Даже после смерти «истинного отца» эта секта, по всей видимости, какое-то время еще будет продолжать свое существование. Правда, как показывают последние события, она будет скатываться все дальше на откровенно шаманистический и еще более примитивно-материалистический и грубый спиритический уровень — ведь у них больше нет человека, подобного покойной Ким Ен Он, которая обладала хоть какими-то богословскими задатками. А уровень «богословствования» тех, кто пишет речи для самого Муна, вполне ясен из приведенного выше текста.

Спиритический компонент в секте продолжает усиливаться. Стареющий Мун выдумывает все более экзотические теории и практики. Например, недавно мы узнали, что некоторые из прибывших в духовный мир духов не смогли познакомиться там с членами «Церкви объединения» и услышать их проповедь. Такие духи проживали в «темных местах» духовного мира, лишенных покровительства духов-мунитов. Они долго жаловались на свою тяжелую судьбу и в конце концов решили вернуться в физический мир. Но дух не может жить без тела, и они вселяются в тела живых людей. Особенно они любят тела мунитов, так как они «ближе всего к спасению». Муниты утверждают, что буквально миллионы этих духов живут в человеческих телах, но обычный человек их не видит и не ощущает. Лишь на особых мунитских семинарах можно научиться различать этих духов-паразитов, которые запросто могут утащить вас в ад. На семинарах вас научат, как при помощи методики, которую они называют «ан-цзу» (это можно приблизительно перевести как «дезавуирование»), избавиться от них. Проводятся очень крупные (до 2000 человек) сборища, участники которых с размахом хлопают друг друга по туловищам, рукам и ногам. Люди выходят с этой многочасовой процедуры покрытые синяками и шишками. Такова мунитская методика стряхивания с себя духов...

А в конце 2000 г. Мун объявил, что ему явился сатана, покаялся за все причиненные ранее неприятности и обещал впредь исправиться и всегда выступать на стороне «Истинного Отца». Услышав это, Мун попросил бога простить сатану и вновь принять его к себе на службу, как это уже сделал сам Мун. Как говорится, комментарии излишни. Вскоре после публикации этого документа[329] Мун объявил своим последователям, что им нужно возлюбить сатану больше, чем бога — бога-то, дескать, полюбить ничего не стоит, а ты попробуй возлюбить своего главного врага... Можно лишь предположить, что за этими новостями последует объявление о женитьбе сатаны Муном на очередной пожилой кореянке. Так что известный фильм Романа Полянского «Ребенок Розмари» вполне может стать реальностью.

Можно с большой долей вероятности предположить, что, «переместившись в мир духов», Мун начнет «вещать» оттуда через свою вдову, а после ее смерти — через ряд своих верных последователей. Вряд ли нынешнему наследному принцу империи — плейбою и кокаинисту Хьё Джин Муну удастся удержать организацию в своих руках. В конце концов, либо один из ведущих мунитов-медиумов «истинного отца» после ожесточенной борьбы подавит остальных и утвердится во главе секты, либо секта разделится на несколько враждующих организаций, каждая из которых будет возглавлена «самым верным медиумом» Муна. Возможно, начнется война не на жизнь, а на смерть между наследниками — детьми Муна — теми из них, которые к тому времени останутся в движении. Возможно, возникнет раскол между средним звеном руководства секты, состоящим из американцев с европейцами, и полувысшим (японцы) с высшим (исключительно корейцы). Маловероятно, но теоретически возможно, что японцы, объединившись с американцами, восстанут против корейского засилья. Все это вряд ли пойдет движению на пользу, и его численность и влияние резко пойдут на убыль. Вряд ли оно в ближайшей перспективе совсем развалится. Но в какую бы форму ни преобразовалась со временем секта Муна, она станет уже качественно иной. Какой — покажет время.

Глава 8. Современный индуизм и гуруистские секты[330]

«Наша миссия на Западе увенчалась фантастическим успехом. Индуизм сегодня становится мировой религией, имеющей решающее значение, а христианство скоро окончит свое существование. Уже при жизни следующего поколения в мире останется только две религии — ислам и индуизм»[331].

Всемирный конгресс индуистов в Аллахабаде. 1966 г.

1. Эволюция индуизма, его институты и направления

В трех последующих главах речь пойдет о сектах, учением практика которых, в большей или меньшей степени, восходят к различным течениям индуизма. Их можно назвать неоиндуисгскими, хотя для большей их части, на наш взгляд, подходит название псевдоиндуистские. На этот счет нет единства не только среди специалистов, но и среди некоторых лидеров сект, которые колеблются в самоопределении от полного отрицания своих связей с индуизмом вообще до горячего отстаивания своей принадлежности к традиционному индуизму. Конечно, как уже было сказано в 3-й главе, такого рода классификационные термины достаточно условны.

Иногда исследователи выделяют среди групп и движений, пришедших на Запад в XX в. из Индии, неоиндуистские, или реформаторские (модернистские), и постреформаторские (постмодернистские), которые мы называем псевдоиндуистскими сектами. Однако и первых, и вторых объединяет то, что гуру (наставник и лидер) имеет в них божественный статус. Поэтому их все можно называть гуруистскими сектами.

Для того чтобы ответить на вопрос, какое место занимают гуруистские секты по отношению к собственно индуизму, мы предварим наш рассказ небольшим вступлением, в котором коснемся генезиса и современного состояния индуизма. По ходу дела мы сможем ввести специфические термины и понятия, без которых нам не обойтись в дальнейшем.

Слово индуизм — это термин европейского религиоведения, введенный в XIX веке. Сами индуисты называют свою религию хиндудхарма или санатана дхарма, что в переводе означает «закон индусов» или, соответственно, «вечное учение», «вечный закон». Эта религия представляет собой сложный и довольно противоречивый комплекс «религиозных, мифологических, философских, правовых и этических представлений, формально чаще всего связанных с культами основных индуистских богов Шивы и Вишну»[332].

В индуизме нет ни единой организации, ни единого объекта поклонения, ни единого учения, ни единой религиозной практики. К индуизму принадлежат десятки различных школ и течений, адепты которых почитают множество разных богов и порой так сильно расходятся во взглядах, что исследователи иногда говорят о существовании в границах индуизма разных религий. Попытка описания индуизма осложняется еще и тем, что последователи одного и того же направления или секты могут допускаться на разные религиозные «этажи» в зависимости от своей кастовой принадлежности или степени посвящения.

Понять, что же соединяет различные течения санатана дхармы в единый поток индуизма, и в то же время увидеть оригинальность каждого из этих течений нельзя, не обратившись к его истории.

Источниками современных направлений индуизма послужили в основном две древнейшие религиозные традиции. Первая — это древние автохтонные культы плодородия, в которых первостепенную роль играли божества плодородия: богиня-мать и мужской «рогатый бог». Он изображался сидящим со скрещенными ногами (в «йогической» позе) в окружении животных. Некоторые исследователи видят в нем предка Шивы. Вторая традиция, сыгравшая важнейшую роль в формировании современного индуизма, начала проникать на Индостан вместе с кочевыми племенами ариев приблизительно с середины II тыс. до Р.Х. Для религии древних ариев были характерны магизм, политеизм и сложный мифо-ритуальный комплекс, включавший в себя тщательно разработанный порядок жертвоприношений, во время которых на жертвенный огонь приносилось мясо быков или коней, молоко или опьяняющий напиток сома. Бог, которому приносилась жертва, нередко именовался «первым», самым главным, «вседержителем», что было, по всей видимости, отголоском древнейшего общечеловеческого монотеизма. Первые тексты индо-арийской религии, записанные к началу I тыс. до Р.Х., были сборниками гимнов богам, заклинаний и указаний по совершению жертвоприношений и других ритуалов. Они составили основу Вед — древнейшего корпуса сакральных текстов индуизма.