Поучению Прабхупады (в частности, выраженному им в многотомном пересказе «ШримадБхагаватам», снабженном громадными по объему комментариями), Кришна любит веселье, шутки, развлечения (лилы — божественные игры), у него 16108 жен, у каждой из которых есть дворец, по 10 детей и громадное количество внуков. Словом, это не бог, а игривый супермен. В кришнаитской литературе чрезмерно много эротической символики. Кришнаиты могут возразить, что в Библии, дескать, тоже есть Песнь Песней. Но в секте дело обстоит все же иначе, потому что предающийся эротическим радостям бог Кришна — это центральный эпизод их учения, на этом все построено, вокруг этого все вертится, в то время как Песнь Песней — лишь одна (и далеко не центральная) из библейских книг. И в нашей традиции нигде не предлагается понимать эту символическую книгу буквально.
Если вам доведется беседовать с кришнаитами, то попробуйте спросить их об отношении ко Христу. Они скажут, что очень Его уважают — Он был аватарой Кришны. И тогда можно спросить, кто же был раньше, кто воплотился раньше — Кришна или Христос? Они скажут, что Кришна ходил по земле и проказничал 5000 лет назад, следовательно, он воплотился раньше. После этого он воплощался вновь и вновь, в том числе, частично, в «великом учителе Иисусе». И тогда приведите слова Спасителя: «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники» (Ин. 10, 8). И посмотрите на реакцию ваших собеседников.
Как учат сектантов, слово Кришны есть то же самое, что и он сам. И так как считается, что «Бхагавадгита» была продиктована Кришной, то каждое слово в ней и есть сам Кришна, — пусть не полностью, не стопроцентный, но настолько Кришна, насколько каждое слово может его вместить. Иными словами, их священная книга — тоже бог и поклоняться ей нужно как богу. Еще Прабхупада говорит, что так называемая индуистская Троица (Брахма, Вишну и Шива) — это тоже явление Кришны и тоже частичное. Каждый из них играл свою роль в сотворении мира, но Кришна — верховный и нерожденный, он отличается от всего остального мира своей трансцендентностью, то есть он абсолютно вне материального мира.
Кришна проявляет себя в трех модусах, или аспектах, первый из которых — это Параматма — локализованная супердуша, в качестве которой крупица Кришны живет в сердце каждого человека. Может быть, кто-то из вас видел распространенную кришнаитскую картинку «Колесо жизни», где нарисован младенец, потом мальчик, потом юноша, потом зрелый муж, потом пожилой, потом старец, потом труп, падающий в могилу, а потом опять младенец. В середине груди у каждого — яркая светящаяся точка. Это как раз та самая душа Кришны, которая живет в каждом человеке наряду с его индивидуальной душой — дживой, а затем переселяется в каждое из его последовательных тел. Второй модус — Брахман — это яркое личностное сияние, которое является внутренним двигателем всей вселенной. Это имперсональный аспект, всепроникающая абсолютная истина, непостижимая, бескачественная сила, излучение трансцендентального тела личности бога. Третий же модус — Бхагаван — это верховная личность самого Кришны, обладающая непостижимыми качествами, всем богатством, могуществом, славой, красотой.
Повторим. Три аспекта это — супердуша, сияние, или эманация Кришны, и верховная личность самого Кришны. Также, как л окал и зова иная душа Кришны живет в душе каждого человека, так сотворивший всю вселенную Кришна в виде своего сияния или излучения присутствует во всем, в том числе и в истуканах — изображениях божеств, но в них он присутствует больше, чем где-либо (почему в статуе Кришны его больше, чем, скажем, в живописном изображении его же, ни одного мало-мальски удовлетворительного ответа от кришнаитов получить не удается). К статуям нужно относиться, как к самому Кришне. Именно поэтому в кришнаитских храмах есть утренняя церемония ухода за идолами. Их будят, им чистят зубы, их одевают, их умывают — омывают смесью молока, розовой воды и коровьей мочи. После того как богов умывают, этот драгоценный нектар выпивается последователями Кришны: корова — это священное животное в индуизме, и все, что исходит из коровы, тоже священно. Несколько раз в день идолов кормят, а на ночь укладывают спать.
Кришна, будучи верховным божеством, сам принимает это поклонение. Поклонение аватарам Кришны в принципе также относится к нему, и поэтому если вы христианин и поклоняетесь Христу, то на самом деле вы, даже не зная того, все равно поклоняетесь Кришне. Хотя, как напоминает Прабхупада, очень глупо чтить других богов, если можно обращаться к богу напрямую. Как написано в «Шримад-Бхагаватам»: «Не верующие в Кришну на самом деле поклоняются всего-навсего полубогам и могут получить лишь иллюзорные и преходящие блага». В своем комментарии к «Бхагавадгите» Прабхупада говорит, что все люди глупцы и все страдания человечества происходят от невежества («99,9% относятся к нарадхама... Нарадхама — это низшая форма человеческой жизни»[426]), но общество, которое разовьет в себе сознание Кришны, было бы замечательным и процветающим.
Итак, обыкновенного человека, лишенного духовных знаний, «Шримад Бхагаватам» причисляет к категории собак, свиней, верблюдов и ослов, и это отнюдь не преувеличение. Вожди таких невежественных людей очень гордятся тем, что ими восхищается такое количество собак и свиней, но на самом деле в этом нет ничего лестного для них, «Бхагаватам» открыто провозглашает, что тот, кто не проявляет желания постичь науку о Кришне — будь он даже великий лидер человекоподобных собак и свиней, — по сути дела является животным. Он может быть могущественным, сильным или большим животным, но, с точки зрения «Шримад Бхагаватам», в силу атеистического склада его ума такого лидера нельзя считать человеком. Иначе говоря, подобные собакам и свиньям лидеры-атеисты — всего-навсего более крупные животные, у которых лишь ярче выражены животные качества[427].
«Внешним» кришнаиты с удовольствием сообщат, что Бог явился во многих формах и поклоняться ему можно по-разному. Но тем не менее сами для себя поклонники Кришны вслед за своим основателем считают, что любой человек, предпочитающий поклоняться кому-либо еще кроме Кришны, — атеист, глупец, человекоподобное существо, свинья, собака, крокодил и все остальные обитатели зоопарка. Лишь кришнаиты находятся на самом верху пирамиды, и у них несравнимо наибольший шанс для спасения.
Один образ Кришны — пухлого, женоподобного синего юноши — нам уже известен. Но у Кришны есть и другие лики, более соответствующие его природе. Это, например, многорукий, окруженный кобрами беспощадный и кровожадный человеколев Нарасимха, грызущий окровавленные людские шеи и навешивающий себе на тело человеческие внутренности. «...Своими ногтями надвое разорвал могучее тело безбожника Хиранйакашипу»[428].
Но это еще не подлинное лицо Кришны. Вот что в «Бхагавад-Гите» говорится о его подлинном виде:
Я вижу в Твоем теле много-много рук, чрев, ртов, глаз, простирающихся повсюду без предела... Я вижу, как Ты изрыгаешь пламя и сжигаешь всю вселенную своим собственным сиянием... Все планеты и их полубоги ввергнуты в смятение видом Твоей великой формы с ее многими ликами, глазами, руками, бедрами, ногами, чревами и многими устрашающими зубами... Твои зияющие рты... Все люди устремятся в Твои зевы, подобно мотылькам, летящим на огонь, чтобы погибнуть в нем... Вижу, как Ты поглощаешь людей со всех сторон своими пылающими ртами... Я не могу сохранять равновесие при виде Твоих пламенеющих смертоносных ликов... Наши главные воины устремляются в Твои устрашающие зевы. И я вижу, как головы некоторых, застревая между Твоими зубами, сокрушаются ими[429].
А вот слова «милосердного и любвеобильного» Кришны о самом себе:
Я Яма, Бог смерти... Я всепожирающая смерть... Я есть время, великий разрушитель миров, и Я пришел сюда, чтобы уничтожить всех людей[430].
И, наконец, главная характеристика: «...смерть — это Сама Верховная Личность Бога»[431]. Как тут не вспомнить слова Спасителя о диаволе, который был человекоубийцей от начала.
Прабхупада называет Кришну «Светом мира», «причиной мира», «источником, духом и энергией мира». При этом перед создателем МОСК стояла задача «вработать» сравнительно новое божество Кришну в более древние индийские легенды о творении мира.
Согласно разработанной Прабхупадой космологии, творение мира началось с изначального явления Вишну. Вишну, утверждает Прабхупада, — это почти стопроцентная аватара Кришны. Вишну творил мир взглядом, дыханием и потением. По этим трем признакам различается все сотворенное Вишну.
Брахма — это первое божество в уже сотворенном мире, в нем 75% от Кришны, и Брахма принял женскую форму. Кришна оплодотворил Брахму, и Брахма начал рожать различные формы, в том числе и людей. «Господь Брахма пребывал в растерянности, не зная, с чего начать сотворение материальной вселенной. Пытаясь выяснить это, он впал в медитацию, и звук флейты Кришны вошел в его ухо. Так Брахма получил посвящение от Верховного Господа и стал изначальным духовным учителем вселенной»[432]. Поскольку мы происходим от Брахмы, у нас 75% свойств Кришны, но гордиться особенно нечем, так как эти 75% присутствуют в нас в очень малом количестве. Отсюда вывод, что нам необходимо возрастать в Кришне. Что касается Шивы, то в нем 50% Кришны и он разрушитель. Весь мир держится на постоянном противоречии созидания и разрушения.