Проведем такую аналогию. Скажем, лютеране возводят себя к Лютеру, тоже жившему в XVI веке. Их утверждение подтверждается хотя бы тем, что в любой лютеранской библиотеке вы непременно найдете писания Лютера, его учеников и последователей в преемственности до сегодняшнего дня (не говоря уже о трудах ранних отцов Церкви, которые лютеране тоже изучают). Таким образом, мы видим, что их возведение себя к XVI веку вполне обосновано. Кришнаиты же изучают Прабхупаду и только Прабхупаду. Войдите в кришнаитскую библиотеку или книжный магазин, посмотрите, чем они торгуют на улице, — это все либо книги Прабхупады, либо «Бхагавад-Гита как она есть», которую, как мы помним, также вполне можно назвать произведением Прабхупады. Еще в кришнаитской книжной лавке можно найти писания учеников Прабхупады, ныне руководящих МОСК. Но из написанного до Прабхупады вы почти ничего там не отыщете, разве что опять же в пересказе самого Прабхупады.
Можно признать, что ОСК имеет некоторое отношение к индуизму, сравнимое, например, с отношением «Свидетелей Иеговы» к христианству. Какая-то отдаленная связь у иеговистов с христианством через их происхождение из адвентистских кругов есть, но назвать их из-за этого христианами весьма затруднительно. То же самое можно сказать и об отношении наших кришнаитов к индуизму. Сами традиционные индуисты относятся к ним достаточно настороженно, потому что для них индуистом может быть только человек, рожденный в Индии, а неиндус, обращенный в индуизм, а уж тем более сам посвятивший себя в брахманы, — это нонсенс. Соответственно, западных кришнаитов не пускают во многие индусские храмы, связанные с «земной жизнью» Кришны. Более того, когда Прабхупада основал движение на Западе, его даже перестали приглашать на ежегодные собрания вайшнавов[441]-чайтанитов[442]. Возможно, обидевшись на них за это, он в редкую минуту откровенности сделал та кое заявление:
Пытаясь вписать движение сознания Кришны в соответствующий историко-культурный контекст, многие люди отождествляют его с индуизмом. Но это заблуждение... Существует ошибочное мнение, будто бы движение сознания Кришны представляет собой индуистскую религию... Иногда индийцы, живущие как в самой Индии, так и за ее пределами, думают, что мы проповедуем индуистскую религию, но это не так... Движение сознания Кришны не имеет ничего общего ни с индуизмом, ни с какой-либо другой религиозной системой... Люди должны понять, что движение сознания Кришны не проповедует так называемую индуистскую религию[443].
Ясно, что это заявление окончательно расставляет все точки над i. После недвусмысленных слов их непогрешимого божественного гуру и основателя любые заявления кришнаитов об их принадлежности к индуизму являются откровенной ложью. Поэтому более верно отнести движение сознания Кришны к неоиндуизму, а еще вернее к псевдоиндуизму, постиндуизму или неогуруизму. По всей видимости, чтобы компенсировать слабость религиозных связей с Индией, кришнаиты решили усилить связи политические. Сейчас они составляют активное ядро в экстремистском индийском религиозно-националистическом (коммуналистском) движении «Вишва Хинду Паришад».
Итак, кришнаизм действует в СССР с 1971 года, а официально с 1989 года. Сейчас он довольно широко распространен в России. На начало 1998 года в нашей стране было 120 зарегистрированных храмовых общин кришнаитов в 100 городах[444]. По свидетельству самих кришнаитов, в Москве и области у них более 30 тысяч адептов, а всего по России более 100 тысяч. До недавнего времени их численность продолжала расти[445].
В нашей стране кришнаиты не слишком отличаются от своих западных единоверцев и руководителей: немного найдется россиян, которые ни разу не столкнулись с их навязчивой торговлей и агрессивным попрошайничеством на улицах наших городов[446]. Все столь широко рекламируемые «благотворительные» акции «Общества сознания Кришны» сводятся в конечном счете к раздаче идоложертвенной пищи. Более того, как рассказывают очевидцы, кришнаиты обходят московские рынки и посвящают Кришне все выставленные там на продажу продукты. Вспомним, что именно этим занимался император Юлиан, чтобы заставить христиан вкусить по неведению идоложертвенное и таким образом оскверниться.
Секта, обладающая громадными материальными ресурсами, предпринимает экстраординарные усилия (24-часовое радиовещание[447], громко рекламируемые «гуманитарные» миссии, активная кампания в СМИ и т.д.) для улучшения своего имиджа в массовом сознании. А это призвано способствовать повсеместному распространению сектантского учения в нашей стране[448] и, в конечном итоге, установлению в ней «идеального ведического» режима с тотальным брахманическим контролем и казнями несогласных (см. ниже). ОСК активно сотрудничает с такими «правозащитными» организациями, как контролируемая адвентистами «Международная ассоциация религиозной свободы» (РПЦ вышла из этой организации, пробыв членом весьма короткое время), якунинский «Комитет защиты свободы совести», пчелинцевский «Институт религии и права», просайентологическая «Московская хельсинкская группа», и занимается политическим лоббированием.
ОСК действует во всех крупных городах и очень активно лоббирует свои интересы во всех структурах власти. Главный упор делается на то, что кришнаизм якобы традиционная религия, что он представляет древний индуизм, древнюю ведическую традицию. Мало того, кришнаиты уверяют, что они более традиционны для России, чем христианство, что Россия — христианская страна всего лишь каких-нибудь 1000 лет. А до этого здесь была древняя ведическая традиция (читай: кришнаизм). Эту «оригинальную» и «исторически обоснованную» мысль российские руководители ОСК и рядовые кришнаиты многократно повторяют, где только можно. Именно на этой общей почве они налаживают контакты с отечественными неоязыческими и неонацистскими группировками, занимающимися созданием «арийско-ведического интернационала». МОСК поддерживает также тесные контакты с другими деструктивными сектами, такими как «Церковь объединения» Муна, «Сайентологическая церковь» Хаббарда, секта «Семья», «Свидетели Иеговы» и др.
Кришнаиты активно внедряются во все органы и организации, которые занимаются религиями, и пытаются наладить контакт со всеми структурами власти, зачастую небезуспешно. В частности, они принимали участие в разработке нынешнего закона о свободе совести, и к их мнению многие разработчики закона прислушивались гораздо более внимательно, чем к мнению представителей Православной Церкви. Отечественные кришнаиты очень любят спекулировать на своей «индийскости» и при появлении в печати малейшей критики в свой адрес начинают шантажировать неминуемым ухудшением отношений с «главным стратегическим партнером России» — Индией. К сожалению, зачастую этот шантаж действует. Впрочем, это можно считать самым невинным из всего того арсенала лжи и подлога, к которому прибегали кришнаиты.
Нужно сказать, что в последнее время кришнаиты в попытке создать совершенно новый образ своей секты пошли на целый ряд сенсационных признаний, заявив, что в прошлом у них было много ошибок, но теперь они уже исправились. Теперь они уже более не культ, а легитимная религия, вносящая свой вклад в демократическое развитие современного плюралистического общества. Значит, и относиться к ним нужно соответственно. Кришнаиты постоянно взывают к общественной совести, ссылаясь на свободу религии и на другие права человека и утверждая, что в России их преследуют за их религиозные убеждения. Так, статья в журнале «Новое время», где расписывалось, как нескольких кришнаитов побили в Ростове-на-Дону, кощунственно называлась: «За какие из добрых дел преследуете вы меня?»[449] — автор отнес к антихристианской религиозной группировке слова, сказанные Спасителем о Самом Себе.
Однако при всей своей самокритике кришнаиты не отказываются от одной из самых главных своих доктрин — от концепции Варнашрама, на сегодняшний день остающейся «священной коровой» кришнаизма. Эта концепция нового общества и государства была сформулирована в книге «Варнашрама — манифест социального душевного здравия»[450]. Ее автор — уже упоминавшийся выше бывший личный секретарь Прабхупады Его Божественная милость Ом Вишнупада Парамахамса Парирайачария Астоттарасата Шри Шримад Харикеша Свами Махараджа Вишнупада, Ачария «Международного Общества сознания Кришны», или просто Харикеша Свами.
Харикеша Свами — американец по национальности (его настоящее имя — Бобби Кампаньола). Член Общества с 1970 года, он с 11 октября 1979 г. после смерти Прабхупады стал одним из 11 гуру-преемников и управляющим имуществом. При разделе мира ему достался Советский Союз, Восточная Европа и Ближний Восток. Следовательно, на момент написания книги он являлся верховным гуру для всех советских и восточно-европейских кришнаитов и все его мнения и решения были обязательными для них.
По мере выпадения из МОСК все большего количества учеников Прабхупады авторитет Харикеши Свами все возрастал — к началу 90-х гг. он был одним из двух гуру-преемников, все еще остающихся у власти в движении. И это несмотря на то, что он был известен многими скандальными поступками. Например, он мечтал прославиться в качестве рок-звезды. Для этой цели Харикеша за счет МОСК оборудовал рок-студию, выпускал свои пластинки многотысячными тиражами и заставлял сектантов распространять их — хотя его же единоверцы описывали созданные им «трансцендентные звуки» как «рев слонихи, у которой случился выкидыш». Кроме того, Харикеша серьезно увлекался оккультизмом и не принимал важных решений, не покачав маятник над магической доской; он конструировал вечный двигатель и строил летающую тарелку и космодром для нее. Он предсказывал, что в 1982 г. начнется третья мировая война, после чего многие его ученики продали все, что имели, и попрятались по подвалам, ожидая неминуемого конца света. Кампаньола был известен и своим национализмом: он заявлял своим европейским ученикам, что тем крупно повезет, если они в будущей жизни воплотятся в тела американцев. Но по сравнению с «увлечениями» других гуру это все казалось невинными чудачествами.