В конце концов система гуру-преемников была отменена и власть в движении была передана высшему управленческому органу МОСК — GBC (Правящему комитету Общества). Председатель его Исполнительного совета избирался на 12-месячный срок.
Все это происходило в контексте жесткой подковерной борьбы между гуру-саньясинами и женатыми президентами храмов, пытающимися завладеть верховной властью в обществе. Именно в этом контексте следует рассматривать «реформаторское движение внутри МОСК, разоблачавшее множественные преступления гуру-саньясинов и выступавшее за очищение Общества. Это движение было возглавлено честолюбивым президентом филадельфийского храма Равиндрой Сварупой (наст. имя Уильям Дедуайлер). Хотя на словах «реформаторы» выступали за возвращение к идеалам Прабхупады, на деле они сознательно игнорировали то недвусмысленное предпочтение, которое старик при жизни оказывал саньясинам.
Тем не менее в 1998 г. Харикеша Свами был избран председателем Исполнительного совета GBC на три года. К этому времени он уже занимал должности министра образования секты, главы ее издательского комплекса «Бхактиведанта бук траст» (то есть фактически министра печати) и управляющего всем имуществом МОСК. Многолетняя борьба завершилась полным триумфом Харикеши: он фактически стал главой секты и занял ту позицию, которую после смерти Прабхупады еще никому не удавалось занять. Таким образом ему удалось значительно потеснить «реформаторов». Его популярность в МОСК была чрезвычайно высока, а у российских кришнаитов — практически безгранична: его портреты украшали их помещения, его книги в больших количествах продавались в их лавках, и даже издавался русскоязычный журнал, целиком посвященный его личности[451]. Это означало, что каждый отечественный кришнаит был обязан считать концепцию Варнашрама божественным порядком общества и стремиться к ее повсеместному введению во всем мире.
Тем не менее узнать о содержании этой концепции не кришнаиту довольно сложно. Руководители секты скрывают ее от «внешних», считая, что те недостаточно просвещены для ее понимания и принятия и будут скандализированы, если узнают о ней. Именно этим чувством был вызван частичный и сквозь зубы отказ Харикеши от «некоторых частей» концепции (1997 г.). Он сделал это, пытаясь улучшить весьма негативный имидж своей организации в Германии. Однако позволим себе не поверить его вынужденному и частичному отречению, тем более что, как он неоднократно пишет это сам, его книга полностью основана на писаниях самого Прабхупады[452]. Более того, уже после этого отречения в книгах, изданных «для внутреннего пользования» и продававшихся в магазинах МОСК, Харикеша как ни в чем не бывало утверждал все ту же концепцию Варнашрама.
В чем же заключается эта концепция? Прежде всего в ней отвергаются основы демократии, то есть те самые принципы, на которые кришнаиты ссылаются, защищая свое право на существование в плюралистическом обществе:
Поскольку в человеческом обществе отсутствует голова, безумные люди, которые не являются брахманами, ведут мир к мучительному саморазрушению... До тех пор, пока во главе человеческого рода не встанут брахманы, не будет мира, счастья, удовольствия (с. 106).
Религиозный нейтралитет государства, ложно называемый атеизмом, объявлен виновником всеобщего упадка, исправить который может лишь немедленное введение во всем мире кастовой системы Варнашрама, во главе которой встанут руководящие кришнаиты. Речь идет о своего рода захвате власти, который можно осуществить через покорение интеллектуальной элиты разных стран и решающее влияние на средства массовой информации:
Современная общественная система, к которой люди чувствуют себя привязанными, может быть безболезненно изменена, если будут приняты правильные социальные цели, которыми обладают настоящие вайшнавы и ведические тексты (с. 133).
Харикеша Свами хотел бы «использовать информационную сеть общества для того, чтобы распространять знания о божественном» (с. 136), то есть превратить СМИ в инструмент пропаганды сознания Кришны, не без основания надеясь, что
перестройка быстрее всего произойдет в тех обществах, в которых изрядная доля информации может распространяться беспрепятственно. В настоящее время информационные каналы злоупотребляют тем, что пленяют разум человека материальными целями. Интеллигентная прослойка вайшнавов может одухотворить эти каналы, причем использовать их они будут для того, чтобы вызывать духовные перемены в обществе (с. 134).
В новом обществе перед перестроенными СМИ будут поставлены иные задачи:
В обществе Варнашрама информационный поток будет находиться под контролем брахманов. Это означает, что вся распространяемая СМИ информация должна будет соответствовать духовному стандарту... Общество Варнашрама зависит от интеллектуального руководства со стороны брахманов. Поэтому общество Варнашрама не может оставить СМИ под контролем других влиятельных сил (с. 146).
Все ключевые позиции в СМИ будут, таким образом, заняты высшей кастой брахманов:
Перед брахманами стоит задача обучать народ с помощью информационной сети. Брахманы станут советниками людей и будут определять характер общества (с. 118).
Актеры, комментаторы, операторы и т.п. останутся шудрами — низшей кастой наемников, работающих за деньги. Однако
все, кто решает, какое знание и информацию следует распространять: редакторы, журналисты, сценаристы или постановщики, должны быть брахманами, обученными тому, как управлять обществом. Под руководством брахманов средства массовой информации будут служить той же цели, что и при сегодняшнем капиталистическом руководстве, а именно поддерживать общественную стабильность. Однако это будет не зашедшее в тупик материалистическое, а прогрессивное духовное общество (с. 148).
Идеальная общественная система — это вознесенная на небывалую высоту и не подлежащая обсуждению теократия, основанная на кастовой системе. Система Варнашрама МОСК происходит от
Всесовершенного Всевышнего... Высший Господин уполномочил своей властью представителей для того, чтобы осуществить в этом мире свои предписания... Высший Господин желает внедрения своей совершенной общественной системы (Варнаш рама-дхарма) в качестве стандарта для человеческого общества (ее. 73,81,88).
Это крайне авторитарное общество характеризуется наличием кастовой системы. Даже Харикеша Свами самокритично признает, что
Правительство Варнашрама — следует это понять — это не фашистский, однако жесткий режим (с. 208).
Часто можно встретить «органическое» описание идеальных систем. Многие фашистские идеологи любят сравнивать государство с организмом, который имеет голову (правящая элита), руки (каста полицейских и воинов), живот (каста торговцев и банкиров) и ноги (рабочая часть населения).
Во главе общества действительно должна стоять умная голова, которая принимает решения, соответствующие абсолютным принципам (с. 88). Эта руководящая элита и есть вайшнавы, вайшнавы-ачарьи, то есть монахи Общества и их предводители. Никакие выборы не нужны, так как
если простой народ увидит, как они действуют, и услышит, что они говорят, то совершенно очевидно, что он будет увлечен и последует за этими высоко квалифицированными, исполненными благодати и духовности людьми, которые заботятся исключительно о высочайшем благополучии человечества (с. 82).
Кришнаитский гуру высказал свое мнение и о рабочих, к которым в его системе принадлежит более половины населения. Вот что он о них думает:
Профессиональным склонностям шудр соответствует физический труд или услужение... Шудра находится в услужении у трех других общественных классов... Его доход зависит от степени удовлетворения, которое он приносит своим заказчикам... Люди со способностями шудры предназначены для того, чтобы жить под контролем трех других общественных групп... Его (шудры. — А.Д.) основной интерес заключается в удовлетворении собственной чувственности, он чувствует влечение к запрещенным гнусным вещам, как-то: мясо, рыба, яйца — и особенно к перебродившей и гнилой пище. Шудра одержим вином, виски, пивом, сигаретами и сигарами, часто он наркоман. Он может проиграть все свои деньги и промотать их ради удовлетворения своей чувственности. Шудра не в состоянии перенести ограничение в чувственных наслаждениях ни одного мгновения и при первой возможности с чувством полного облегчения предается поискам наслаждений. Его любимое занятие — это сексуальная жизнь. Безудержно гонимый своими гениталиями, он работает денно и нощно, чтобы создать соответствующую его похотливым желаниям обстановку... Шудры всегда находятся под контролем кого-либо другого, что соответствует их наклонностям. Лучшее для них — подчиниться контролю вайшнавов системы Варнашрама. Тогда они, наконец, будут довольны (с. 215, 217, 227).