Смекни!
smekni.com

Александр Леонидович Дворкин (стр. 98 из 219)

В течение этого года со мной стали происходить непонятные вещи: я могла часами лежать в эйфории. Я задавала вопросы учителям Махариши, они отвечали, что это пройдет, это выход стресса. Все мои занятия ТМ давно были привычкой. Осенью со мной произошел нервно-психический срыв, я повредила голову и уже не могла медитировать. Мне пришлось оставить занятия в институте. Я думала, что Махариши может мне помочь, и летом 1996 поехала в Ведический Университет Махариши (ВУМ), который был в это время подо Львовом. Я встретилась с Божественными Матерями Махариши, они позвонили в Голландию к координатору Международного Движения Махариши госпоже Шипре, после чего меня выставили в 24 часа из ВУМа, забрав последние деньги. Я порвала с этим движением. Когда я приехала в Петербург, оказалось, что мой приятель, который занимался ТМ, находится в психиатрической больнице. Он был очень плох, прыгал по палате и говорил всем: «Смотрите, я летаю!» За это его прозвали левитатором. Родители его обратились к учителям Махариши с претензиями. Учителей звали Андрус и Татьяна Валерьевна Полетаева. Эти люди много раз обманывали родителей приятеля и недвусмысленно угрожали, что юноша может вдруг исчезнуть, если претензии будут продолжаться. Они заявили, что приятель употреблял наркотики, это была чушь. С тех пор приятель каждый год проводит месяцы в психиатрической больнице, а ведь он был совершенно здоровым парнем и ТМ занимался меньше двух лет. Я все это время была беспомощной, физически и психически выжатой, мне сказали не бросать медитировать, и я медитировала потихоньку до 1997 года, когда у меня начались слуховые галлюцинации, а потом и вовсе напали злые духи. Это было потрясение такой силы, что я раз и навсегда бросила медитировать. Много месяцев я была на грани жизни и смерти, мой друг христианин и его семья много обо мне молились, наверное это меня спасло. Все это время я не обращалась к психиатру, надеясь справиться своими силами, но сил становилось все меньше, и год назад мне поставили диагноз «шизофрения». Я стала поддерживать себя таблетками, которые прописал врач, и теперь, видимо, придется навсегда остаться инвалидом.

У меня в городе есть подруга, которая занималась ТМ. У нее на этой почве было помешательство: она бегала по дому с ножом, везде у нее была нечистая сила, особенно в кошке. Родители поместили ее в психиатрическую больницу, но она не стала лечиться. Она уехала в другой город, маленького сына, который остался в нашем городе, забрал к себе его отец. Подруга сейчас чувствует себя хорошо, но сына ей вернуть не удалось. ТМ разрушила ее жизнь.

Моя мама по уговорам окружения тоже медитировала, через несколько лет у нее развились страшные головокружения, с тех пор она ими страдает, хотя давно не медитирует.

Вот такое грустное письмо.

Я хочу, чтобы никто не повторял наши ошибки и избегал сект. То, что движение Махариши делает в России, — это самый настоящий геноцид.

Глава 11. Остальные псевдоиндуистские секты: Культ Шри Чинмоя; «Брахма Кумарис»; культ Сатьи Саи Бабы; культ Ошо Раджниша; «Сахаджа йога»; «Ананда марга»; псевдотантристы: «Ашрам Шамбалы», А. Лапин и другие; прочие[485]

Эти люди не могут быть гуру. Гуру для публики не бывает, как не бывает гуру с такими мотивами и методами, как у этих людей: хотя они называют себя гуру — это псевдо-гуру»[486].

Свами Кайвальянанда,

ортодоксальный индуистский гуру-шанкарит

Культ Шри Чинмоя

1. «Бегущий гуру»

Чинмой Кумар Гош родился в 1931 г. в Бенгалии (на территории нынешней Бангладеш). С 1942 по 1964 годы он жил в ашраме Шри Ауробиндо, где, по его собственным словам, достиг «высшего уровня состояния сознания» еще в 12-летнем возрасте. В 1964 году Шри Чинмой с миссией Фонда Шри Ауробиндо переехал в США, где работал секретарем в индийском консульстве в Нью-Йорке и участвовал в издании религиозно-философского журнала. В 1971 г. Чинмой создал ассоциацию «Церковь Шри Чинмоя», В том же году при поддержке Генерального секретаря ООН (1962-1971) буддиста У Тана организовал в ООН «Группу медитации», которая стала коллективным членом «Комитета по проведению праздников для сотрудников Организации Объединенных Наций». На основании этого Чинмой заявляет, что является «духовным советником» ООН. На самом деле его «Группа медитации» (в числе прочих многочисленных религиозных групп) всего-навсего предлагает дважды в неделю занятия сотрудникам аппарата и представителям государств-участников ООН, в здании которой в Нью-Йорке арендует специально предназначенное для этого помещение. В 1975 г. Ассоциация Шри Чинмоя была принята в ООН в качестве неправительственной организации, а «Группа медитации ООН» получила в 1977 г. право использовать эмблему ООН. С тех пор символика Шри Чинмоя всегда изображается на фоне флага ООН[487].

С 1983 г. Шри Чинмой начал проводить два раза в месяц так называемые «Медитации Мира ООН и устраивать массовые международные мероприятия: «Марш Мира» (1983 г.), «Концерты Мира» (начиная с 1984 г.) и «Ходьбу Мира», которая была изобретена Шри Чинмоем в Международный год Мира (1986 г.). После 1986 г. спортивная «Ходьба Мира» проводится по возможности ежегодно. Начиная с 1987 г. каждый год или два организуется «Бег Мира» через, по возможности, большее число стран, предполагающий факельную эстафету, участники которой во время бега «медитируют за мир во всем мире», а присоединиться к бегунам призывается всякий, готовый «подумать о любви ко всему живому». В результате американские журналисты прозвали Шри Чинмоя «бегущим гуру».

Проводя пропагандистскую работу, секта использует статус неправительственной организации ООН и старается внушить, что все ее мероприятия проводятся под эгидой ООН. Это позволяет Шри Чинмою заводить престижные связи и контакты. Он встречался с самыми высокопоставленными людьми, включая, естественно, и супругов Горбачевых. Шри Чинмой написал о Горбачеве книгу, фотографии для которой по его специальному заданию собирали все его русские ученики[488].

Шри Чинмой был также принят папами Павлом VI и Иоанном II, встречался с кардиналами и матерью Терезой, с которой, по его утверждению, даже совместно медитировал и молился. Впрочем, это вовсе не означает признания Шри Чинмоя Римско-католической церковью: как известно, папы принимают всех, тем более что это были не специальные, а общие аудиенции, которые проводятся каждую среду для тысяч людей. После встречи папа подходит то к одному, то к другому, и очень легко использовать для саморекламы сделанные при этом фотографии с папой. Существуют, например, фотографии встреч папы со многими индуистскими гуру или, скажем, с колдуньей Джуной. К подобным приемам, как известно, прибегал Сёко Асахара. Чего стоит только его фотография с митрополитом Питиримом. Кстати, пробиться на встрече поближе к папе Чинмой смог с помощью письма, адресованного папе будто бы из ООН.

Шри Чинмой, представляя себя борцом за мир во всем мире, не ограничивается концертами и спортом. Начиная с 1989 г. по всей планете он посвятил миру и лично себе около 800 так называемых «Соцветий мира Шри Чинмоя», на которые он медитирует и которые как бы находятся под его духовной защитой. В качестве этих «Соцветий мира» выступают памятники, деревья, горы, реки, озера, водопады, мосты, стадионы, аэропорты, парки, города. 26 стран и более 250 городов названы «Местами Мира Шри Чинмоя», среди них Оттава, Мельбурн, Сидней. Шри Чинмой желает, чтобы ему были посвящены все столицы мира. Самые оригинальные «Соцветия мира» — российско-норвежская граница, российский же теплоход «Карелия» и поезд «Кишинев-Москва». При объявлении чего-нибудь «Соцветием Мира Шри Чинмоя» между муниципальными или государственными властями и представителями местного Центра Шри Чинмоя заключается письменный договор и составляется специальная декларация. В России Шри Чинмою посвящены Байкал, Енисей, города Дзержинск под Москвой и Сосновый Бор под Петербургом (в последнем расположена атомная станция), один из центральных районов Петербурга[489] и набережная реки Томь в Кемерове.

29 августа 1993 г. Шри Чинмой открыл 5-минутной медитацией Второй всемирный конгресс религий в Чикаго.

2. Шри Чинмой приписывает себе богоподобные способности и качества

Доктриной культа является вариант «интегральной веданты» Шри Ауробиндо. Согласно учению Шри Чинмоя, под его водительством духовно незрелый человек должен реализовать свою потенциальную божественность. Себя Шри Чинмой провозгласил совершенным гуру, полностью реализовавшим в себе Бога, и очередным воплощением Божественного Сына вслед за Христом, Кришной, Буддой и другими[490]. Бог, или Суприм (англ. «Верховный», «Высочайший»), как чаще всего называет его Шри Чинмой, имеет два начала: мужское и женское[491]; Бог — это просветленная сущность человека, его истинное «само», лежащее по ту сторону его чувственного «я». Обращение от «я» к «само» возможно путем медитации. «Цель медитации, — пишет Чинмой, — осознание Бога, или сиддхи, что значит открытие себя в самом высоком смысле этого слова. Одновременно человек осознает свою тождественность с Богом»[492].

В центре учения Шри Чинмоя о спасении стоит он сам: без абсолютной преданности гуру ученик не может преодолеть свое «я» как главную преграду на пути к реализации самобожественности. Чинмою приписываются богоподобные способности и качества. Его приверженцы верят, что он обладает «универсальным сознанием», которое делает для него доступными все уровни сознания. Путем соединения и слияния со Шри Чинмоем и послушного следования его указаниям якобы достигается освобождение от кармической тяжести, которую Чинмой обещает взять на себя, а также развитие высшего сознания и просветление. Преданность учителю иррациональна и достигается через «жизнь сердца». Согласно учению Шри Чинмоя, духовное сердце («престол любви и чувства всемирного единства») должно подчинить себе интеллект — «престол смятения и сомнения». В качестве метода рекомендуется сосредоточиваться на одном объекте, практикуя, посредством медитации, «остановку мышления» и вызывая из «духовного сердца» некие «духовные силы», которые необходимо направить в область «третьего глаза», расположенного в центре лба[493]. Объектом для концентрации обычно служит «трансцендентальный портрет» Шри Чинмоя — фотография гуру в момент медитации (причем фотопортрет — всегда один и тот же: это лысая голова Чинмоя с осоловевшим выражением лица и закатившимися глазами). Сам Шри Чинмой придает своему медитационному портрету исключительное значение: