Смекни!
smekni.com

по философии Конец истории или начало эпохи «культурных» (стр. 3 из 4)

Тем временем лидер ОАК Хашим Тачи, прославленный своей жестокостью и связанными с наркоторговлей грязными делами, уже после подписания соглашения с генералом М. Джексоном занялся расстановкой представителей ОАК на ответственные посты в крае, а также провел своих людей на должности мэров крупнейших городов Косово. И самое главное: ОАК заявила, что не признает подписанного в июне соглашения между НАТО и Милошевичем, легшего в основу соответствующей резолюции СБ ООН, согласно которой международные силы вводятся в Косово на трехлетний переходный период. Переходный к чему?

Ведь один из министров Тачи, Джакоп Красники, уже открыто заявил: “Либо администрация ООН будет работать над введением независимости в Косово, либо вновь возникнет конфликт”. А теперь о независимом Косово заявил и Ибрагим Ругова.

Совершенно ясно, что лидеры ведущих стран НАТО именно такому развитию событий и намерены содействовать. Но что собираются делать в этом случае русские миротворцы — уже сегодня, при видимом отсутствии собственных целей России на Балканах, — жалко путающиеся у всех под ногами? Тоже обеспечивать независимость Косово и закреплять результаты этнической чистки — изгнания сербов? И это называется ни за кого!

“Друг! Для чего ты пришел?” Для того ли, чтобы мародерствовать, растаскивая остатки отцовской славы и сербской памяти, все еще дышащих на Руевице? Неужели прав коварный корреспондент: “...Здесь служат только за деньги. Они здесь — культ”?

Что же, тогда финал истории русско-сербских отношений полностью вписался в евангельский канон. Ведь это именно в Великий Четверг президент Ельцин, уже изрядно поддатый, торжественно объявил, что Россия, мол, свой выбор сделала и не позволит втянуть себя в войну (читай: помогать сербам, даже самым минимальным образом, не будет). А поскольку Россия не возразила, то логично будет заключить: да, это и она, а не только ее власти, сделала такой выбор, и ей же придется отвечать за него — в соответствии с евангельским каноном, по самому крупному счету. Пасхальная ночь, когда на сербские города падали бомбы с богохульными поздравлениями на них, а Россия радостно восклицала: “Христос воскресе!”, уже записана в вечности. Воистину воскресе! Только мы знаем, что Иуда не получил своей доли в радости Христова воскресения, так почему же так беспечно полагаем, что она будет дарована нам? Впрочем, я и сам почувствовал и слышал от людей сугубо религиозной, монашеской жизни, что Пасха 1999 года была лишена подлинной, духовной радости — истину ведь не утаишь, а Россия встречала Пасху, только что целованием предав брата.

Если бы Россия действительно хотела прислушаться к призыву Рорти утвердить "ясный образ особого космополитического человеческого будущего: образ … общества, где пытки или закрытие университета или газеты на другом конце мира будет вызывать тот же гнев, как если бы это случилось на родине… В политике будет лишь одна традиция: предотвращение попыток богатых и сильных воспользоваться преимуществами перед бедными и слабыми. Культурной традиции никогда не будет позволено нарушить Принцип Различия Роулса — никогда не позволено оправдать неравенство возможностей...", ей бы следовало действовать совсем не так.

Скажу больше: по моему глубокому убеждению, Россия на Балканах упустила поистине звездный час своей истории, в котором получали высшее оправдание все ранее принесенные ею жертвы. В том числе и те, что были принесены на алтарь оборонной гонки 70-х годов. Именно ее плоды позволяли даже нынешней, ослабленной России, совсем без войны и не идя на жертвы, подобные тем, которые создали ее положение на Балканах, опустить шлагбаум на пути агрессора и перевести ситуацию в область международного права. Если угодно — она могла, подобно архангелу, закрыть Сербию крылом своей все еще действенной силы, отнюдь не пуская эту силу в действие. Тем самым она подтвердила бы свою роль в мире — роль подлинную, а не ту, которую она выполняет сегодня в обозе НАТО. Эта уже упущенная ею роль — остановить утверждение нового мирового порядка в планетарном масштабе, а только это и значит остановить по-настоящему ужасную войну - войну цивилизаций.

Не без колебаний я пишу эти слова. Уважение к армии у меня в крови — как-никак, поколения кадровых офицеров за спиной. И все-таки я не написал бы их, если бы речь шла о срочниках, чей удел — “неволя и величие солдата” (Альфред де Виньи). Но тысяча долларов в месяц меняет все дело. По российским меркам — это огромные деньги, и двенадцать тысяч баксов годовых способны замутить, да, кажется, уже и замутили не одну голову. За них уже готовы принимать унижения.

Например, американцы мало того, что оставляют русским отведенное им здание фабрики замусоренным, без воды, но еще и демонстративно открывают только одну половину ворот. Разумеется, БТР цепляется за ограду и ломает ее — и тут же русский офицер (или сержант?) кидается к американцу с подобострастными объяснениями: не беспокойтесь, мы починим и т. д. На что тот с улыбочкой ответствует: “Это теперь ваша фабрика”. Хотя она югославская и уместнее было бы извиниться перед сербами. Но об этом оба позабыли, только один — как хозяин положения, а другой — как неуверенный в своем положении приживальщик. И если, как нам говорят, все они (то есть русские “миротворцы”) добровольцы, то, стало быть, они несут полную личную ответственность за тот спектакль с прилюдным бесчестием России, который сегодня разворачивается на Балканах. А ведь “памятник на Руевице” — это общее достояние, включая и уже ушедших из жизни, и еще не родившихся. И потому сцены братания с “рядовым Райаном” выглядят настоящим духовным мародерством.

Особо отвратительный отпечаток привносится в эти сцены тем, что “рядовой Райан”, и вообще-то скверный, слишком склонный беречь себя — ценой чужой крови — солдат, в этой войне солдатом, воином не был, а был просто-напросто серийным убийцей. Когда “Вашингтон пост” цинично пишет: “Наши выиграли со счетом 5000:0” — имея в виду число убитых сербов и американцев, то и генералы вермахта предстают чуть ли не эталоном нравственности: иные из них все-таки брезгливо сторонились СС. А немецкие солдаты не только убивали, но и умирали. Теперь же — спортивная лексика, азарт как на скачках... или как в римском цирке, на который более всего и похожа эта гуманитарная натовская постановка. Брататься с ними — это все равно что брататься с расстрельной командой или с Чикатило. Можно ли ниже уронить достоинство армии и страны? И допустимо ли молчать об этом — хотя и говорить безмерно тяжело? Ведь этим специфическим “миротворчеством”, которое не только по духу, но и по букве является не чем иным, как коллаборацией, русскую армию перевоспитывают, меняют многовековой уклад ее поведения, уничтожают в ней остатки представлений о чести и приучают к тому, что она не имеет собственного целеполагания и призвана лишь обслуживать цели, начертанные неким туманным “мировым сообществом”. Но ведь это всего лишь эвфемизм для обозначения мирового правительства, руководящего новым мировым порядком. То есть — приучают быть утратившими память янычарами на службе у него.

И если одно из горьких преимуществ текущего времени как раз в том и состоит, что оно опрокинуло многие мифы, сделало явными многие тайные планы, наконец, ввело в свободный оборот слова и понятия, до сих пор считавшиеся бредом кучки патриотов, то грех не воспользоваться им. Мы должны видеть картину со всей доступной нам ясностью.

И если сегодня “правозащитник” С. А. Ковалев — разумеется, горячо поддержавший натовские бомбардировки Сербии — говорит, со знаком плюс, и о новом мировом порядке, и о мировом правительстве, которому нужен “хорошо вооруженный полицейский”, то давайте и мы не будем обманывать себя и прямо скажем, что наши солдаты пошли на службу в эту самую полицию. Между прочим, о мировом правительстве, и тоже со знаком плюс, говорил еще академик Сахаров, о чем напомнил тоже горячий сторонник натовской акции, известный историк Леонид Баткин [1]. Баткин, обвиняя традиционных патриотов в недостатке патриотизма (это теперь становится модной темой), утверждает, что и счастливое будущее России тоже связано с утверждением этого правительства. А общее будущее человечество — вечный мир, мечта философов.

Это тем более забавно слышать от историка, что история вопроса довольно хорошо известна, а западные политологи, в том числе и Бжезинский, вовсе не находят нужным золотить пилюлю, обещая России счастливое будущее. Да вот и Уэсли Кларк, как уже говорилось, заявил [8]: он не исключает, что в будущем НАТО будет проводить такие же операции, как против Югославии. (Это к вопросу о вечном мире: противник еще не назван, но уже известно, что войны будут.) “Успех НАТО в Косово, — подчеркнул генерал, — является решающим прецедентом для будущего столетия”. Прецедентом чего? И где пройдут следующие операции? Свое заявление Уэсли Кларк сделал германской газете “Вельт ам зонтаг”, и эта, будем считать, случайная, но от того не менее двусмысленная подробность обязывает нас искать ответ не в миротворческой риторике натовцев и уж тем более наших “правозащитников”, полностью скомпрометировавших себя, а в истории вопроса. Она-то и позволяет понять, каким образом немецкий Drang nach Osten превратился в американский “прыжок в Евразию”!

Рорти, который очень любит демократию, тем не менее очень осторожно относится к способам её распространения [10]: "Было бы противоречивым думать о навязывании демократии силой, а не убеждением, о принуждении мужчин и женщин к свободе. Но непротиворечиво думать о том, что их можно убедить быть свободными." А если убедить не удаётся? Тогда следуют Ирак, Косово, Афганистан…

“Главный геополитический приз для Америки — Евразия”, — без всяких дипломатических тонкостей пишет З. Бжезинский в “Великой шахматной доске” [2], и подробно разворачивает эту главную мысль своего сочинения. Европа, по его оценке, “служит трамплином для дальнейшего продвижения в глубь Евразии. Расширение Европы на Восток может закрепить демократическую победу 90-х годов”. И снова — настойчиво: “Прежде всего Европа является важнейшим геополитическим плацдармом Америки на евразийском континенте”.