Смекни!
smekni.com

1. Устное народное творчество и его наиболее известные представители 19 века (стр. 6 из 16)

Целевым назначением сказки является подсознательное или сознательное обучение ребенка в семье правилам и целям жизни. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе информационную передаваемую из поколения в поколение, вера в которую основывается на уважении к своим предкам. Фольклорная сказка, в основе которой лежит традиционный сюжет, относится к прозаическому фольклору (сказочная проза). Важнейшей характеристикой сказки является то, что в ней присутствует обязательная установка на вымысел, что определяет и поэтику сказки. К главным признакам сказки является, несоответствие окружающей действительности и необычайность событий, о которых повествуется.

Сказка имеет свою специфическую поэтику, в установлении которой настаивал Пропп, Владимир Яковлевич[23] (1895–1970, русский фольклорист, один из основоположников современной теории текста. В книге “Морфология сказки“ выявил повторяющиеся постоянные элементы – функции действующего лица (всего 31). Работа Проппа оказала значительное влияние на развитие структуралистских исследований мифологических, фольклорных, литературных текстов). Тексты данного жанра, строятся с помощью установленных традиций:

1. Сказочные формулы«Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» , «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»

2. Общие места – Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге:

описание портрета – «Баба-Яга, костяная нога»

формульные вопросы-ответы – «куда путь-дорогу держишь»

описание места действия: «на калиновом мосту, на реке смородиновой»

описание действий: перемещение героя на «ковре-самолёте»

общефольклорные эпитеты: «красна девица», «добрый молодец».

Классификация фольклорной сказки.

Поскольку единой научной классификации до сих пор не существует, жанры или группы сказок исследователи выделяют по-разному. Так Владимир Яковлевич Пропп подразделяет их на сказки:

1. Сказка о животных (животный эпос) – в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо 1) играет второстепенную роль либо 2) занимает положение, равноценное животному.

2. Волшебные сказки – в основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её. Характерные особенности волшебной сказки: словесный орнамент, присказки, концовки, устойчивые формулы.

3. Новеллистические (бытовые) сказки – это сказка, которая имеет одинаковую с волшебной сказкой композицию. В сказке этого жанра, в отличие от волшебной, происходят воистину чудесные событие (работник побеждает чёрта). В новеллистической сказке человек борется за справедливость с власть держащими и добивается этого.

4. Небылицы – это сказки, построенные на абсурде. Они небольшие по объёму. Функция этих сказок является – увлечь зрителя предстоящей сказкой.. Небылицы представляют собой особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины, былички, былины.

5. Кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена, вследствие чего возникает либо «нагромождение» (Терем мухи), либо «цепь» (Репка), либо «последовательный ряд встреч» (Колобок) или же «отсылок» (Петушок подавился). В русском фольклоре кумулятивных сказок немного. Кроме особенностей композиции они отличаются стилем, богатством языка.

6. Докучные сказки (прибаутки или потешки) – при помощи которых хотят угомонить детей, требующих рассказывать сказки (Про белого бычка).

В славянской традиции можно выделить еще сказки богатырские, солдатские и т.п. Народные сказки исполнялись особыми рассказчиками – сказочниками. Одна и та же сказка в устах исполнителей могла менятся, как по субъективным причинам (пристрастия самого сказочника, его одаренность), так и по причинам объективным, например, в зависимости от аудитории. Начинателем собирания русских народных сказок явиляется беспорно Александр Николаевич Афанасьев.

3. Русские народные приметы и поверья

Приметы, поверья и суеверия существуют с незапамят­ных времен. И, конечно же, не только на Руси. Вот, к примеру, говорят, русская примета: если соль просыпал – к ссоре. Точно так же говорили и древние римляне. Они же, кстати, желали здоровья при чихании ( sternutatio ). И точно так же, как мы верили, что звон в ухе – к дождю ( timutus atrium ), чесотка зубов ( pruritus dentium )“.[24] Все это существует в наших приметах и тождественно с прежними римскими обычаями. О чем упоминал и Овидий, Плиний и Нестор. Нестор говорил следующее: "Нарицающиеся хрестиане, а погански живуще - друзии же и зачиханью веруют, еже бывает на здравие главе".[25]

А уж о дурном глазе, порче, боязни черного кота или раз­битого зеркала и говорить не приходится – эти суеверия изве­стны повсюду. Римляне тоже верили сглазу, так что было у них особенное божество Fascinus, предохранявшее от этого даже младенцев(custos infantium)[26]. У римлян, как и у нас, были тоже черные или злые дни.

Что же это за чудо такое – примета, если живет тыся­чи лет и не стареет, не исчезает ? В чем секрет поверий, кото­рым следуют и нынче даже просвещенные мужи и жены? Мы не всегда докапываемся до корней, до сути. Просто знаем, что надо постучать по дереву, чтобы задуманное сбылось. Верим в то, что вернуться с полдороги – к неудаче. Опасаемся тринадцатого числа. Что нельзя свистет в доме.. Чем объясняется устойчивость поверий, примет и даже не­которых суеверий? Уж не тем ли, что они иногда сбываются? А почему они сбываются? Не потому ли, что многие на­роды на протяжении веков отбирали и хранили в памяти то, в чем видели закономерность?

Само по себе обилие литературы по этой теме свидетельствует о том, насколько велик интерес к суеве­риям, которые продолжают бытовать в народе по сей день.

Казалось бы, в наш век компьютерных технологий можно уже и не придавать особого значения тому, что почиталось прадедами. Но это не так! Многие из нас все еще сами верят им, втихомолку, или по крайней мере из предосторожности, на всякий случай не выезжают со двора в понедельник и не здороваются через порог. И самому глупому и вредному суеверию нельзя про­тиводействовать, если не знаешь его и не знаком с духом и с бытом народа.

Не случайно собиратели отмечали, что мно­гие суеверия основаны на деле, на опытах, поэтому «верны и справедливы», составляют опытную мудрость народа, а пото­му знать их полезно! Так-как существует великое множество повери и суеверий, то в данной работе мы мы постараемся привести наиболее известные.

Это всего лишь крупица, капля в море! Поверья, которые мы перечисляем в нашей работе мы разделяем на следующие группы:

3. 1. Беременность. Роды. Дети.

Появление на свет нового человека всегда большое событие. И – тайна. Кто родится – мальчик или девочка? Ког­да – в добрый день или в ненастный? Можно ли помочь ему еще до родов и как? Как не навредить? С давних времен женщины внимательно при­сматривались к особенностям беременной, к вза­имосвязи между ее поведением, ее действиями и родами, характером ребенка, его внешним видом и т.д. Так появлялись первые приметы, связанные с судьбой человека.

Представленные в этой главе приметы охваты­вают весь период беременности, роды, крестины, уход за роженицей, первые годы жизни ребенка. При беременности и родах жизнь ма­тери и будущего ребенка подвергаются опасности. Приметы и поверья направлены на то, чтобы убереч от зла. Когда ребенок уже родился, он беззащитен, и сам он, и молодая мать нуждаются в помощи, охране, обереге. И значительная часть поверий учит, чего остерегаться, как защититься.

Приметы и поверья

· Беременной перед родами стричь волосы нельзя: ребенок может родиться мертвым.[27]

Считалось, что именно в волосах сокрыта жиз­ненная сила человека. С волосами связано боль­шое число запретов: их нельзя, вычесав, бросать на ветер; стричь, мыть и расчесывать волосы по­зволялось только в определенные, строго огово­рённые дни. Ребенка до года категорически не ре­комендовалось даже причесывать – не только стричь (лишь при крещении выстригалась прядка волос, для закладывания в воск).

Расстаться с волосами – значит уменьшить свои жизненные силы, укоротить свою жизнь или, самое малое, лишить себя достатка. [28]

С волосами связаны и все основные обряды: крещение (закатывание прядки волос в воск), свадьба (коса невесты), погребение (распускание волос вдовою) и т.д. Волосы воспринимались как часть человека, способная его «заместить». То есть, имея при себе чьи-то волосы, можно влиять на этого человека. Поэтому матери носят на груди в медальоне локоны своих детей, и возлюбленные – волосы своих половин. Верим в то, что имея волосы человека, можно навредить ему, навести порчу.

· Беременной нельзя смотреть на страшных зверей и уродцев: ребенок уродом будет.[29]

Эта примета имеет под собою все основания. То, к чему народ пришел путем многовековых на­блюдений, сейчас доказано медициной. Находясь еще в материнской утробе, ребе­нок чутко реагирует на звуки, свет, на эмоциональ­ное состояние матери. Поэтому будущим мамам рекомендуется почаще смотреть на что-либо кра­сивое, испытывать побольше положительных эмоций. Это сказывает­ся не только на характере, но и на внешности буду­щего ребенка.