· В сорочке родился – счастливый.[30]
Имеется в виду маточная «сорочка». Если после родов она оказалась неповрежденной, то это – свидетельство счастливой судьбы новорождённого. «Сорочку» эту потом берегли и носили на шее в специальной ладанке.
· Пустую колыбель нельзя качать.[31]
Запрет основан на том, что если качаешь колыбель, то она уже, получается, занята, и места будущему ребенку в ней нет.
· Не надо малых детей целовать: немыми могут стать.[32]
На мистическом уровне объяснимо тем, что взрослый своими губами может «забрать», «зацеловать» первое слово младенца.
· Выпавший у ребенка зуб надо бросить в угол. Его возьмет мышка, и тогда у малыша вырастет такой же крепкий зуб на месте выпавшего, как зуб мыши.[33]
Вероятнее всего, это просто забавное, именно для детей придуманное поверье, чтобы им не жалко было расставаться с зубом и чтобы они не спрашивали, где он.
· Нельзя сушить детскую одежду во дворе ночью.[34]
Это поверье связано с тем, что ночью буйствует нечистая сила и через одежду на ребенка может быть наведена порча.
· О дне и часе родов чужим нельзя говорить.[35]
Более того, стараются скрывать это даже от родственников, сообщая им уже о свершившемся факте. Это связано с тем, что роженица может мучиться, не повлияет ли каждый, кто знает о родах, на их исход. Основную роль играет в данном случае боязнь сглаза.
· На одежде родильницы не должно быть узлов. Если коса заплетена, ее надо расплести.[36]
Это связано с представлением о природе узла. Считается, что узел завязывает ребенку выход в мир. Возможно, эта примета уходит своими корнями в давнюю старину, когда на Руси существовало узелковое письмо. Таким образом, узел мог обозначать какой-либо словесный знак, возможно и неблагоприятный.
· Беременная не должна сидеть на пороге.[37]
В первую очередь это связано с теми магическими свойствами, которые приписываются порогу как границе между двумя мирами – внешним, чужим, и внутренним, домашним, своим. Нельзя на пороге сидеть и потому, что встарь под ним хоронили умерших некрещеных младенцев – чтобы каждый, кто через порог переступит, «крестил» их. Но, в сущности, за этим просматривается забота о здоровье будущей матери, ибо, порог – место сквозняков, которые вовсе ни к чему женщине в таком состоянии.
· Беременную женщину встретить – к удаче, во сне увидеть – к успеху.[38]
Поверье основано на ассоциации беременной с плодородием, продолжением жизни. Считалось, что если она трижды ударит корову своим передником, та будет лучше телиться. Верили и в то, что уход за беременной женщиной излечивает от бесплодия. Точно так же, но уже от обратного, объясняется поверье, что нельзя беременной женщине отказывать в еде, – не то убыток будет у того, кто отказал.
· Беременная не должна есть тайком: ребенок родится пугливым или вором.[39]
Эта примета направлена на защиту беременных: еда тайком, в темноте, на ходу и не полезна, и может привести к внезапному испугу. Посредством приметы пытались влиять и на отношение мужа к беременной: ее повышенный аппетит надо воспринимать доброжелательно, не заставляя ее спешить или прятаться.
· Только ребенок сделает первые шаги – матери надо между его ступнями ножом провести. [40]
Реальной основы и под этим суеверием нет: речь идет о несуществующих мистических путах, которые надо разрезать, чтобы они не мешали в дальнейшем. Это суеверие сильно и по сей день.
· Тот, кто родился в новолуние, будет жить долго и счастливо.[41]
Логично, если учесть влияние Луны как на моря и океаны (приливы и отливы), так и на тело человека, преимущественно состоящее из жидкости. «На возрастающей Луне» матери легче рожать, ребенку – появляться на свет.
Полнота же Луны трактуется как полнота жизни (долголетие) и богатство.
· Нельзя давать ребенку имя отца, брата, сестры, вообще кого-либо, кто уже носит это имя в том же доме.[42]
Сейчас это поверье соблюдается менее всего, и мы сплошь и рядом встречаем Иванов Ивановичей, Сашу-большого и Сашу-маленького ... Поверье же вводило строгий запрет, и хранители традиций объясняли, что один из тезок может заболеть и даже умереть. Основывалось поверье на том, что у каждого свой Ангел-хранитель, в зависимости от имени, и если в одном доме два человека названы в его честь, то он не в состоянии уберечь каждого из них.
· До тех пор, пока ребенок не научится говорить, его нельзя кормить ни ухой, ни рыбой.[43]
Здесь прямая связь с тем, что рыбы «не разговаривают». Следовательно, и ребенок может остаться немым. Но, думается, нельзя исключить и более прозаичное, бытовое пояснение: в ухе и в рыбе встречаются мелкие кости, и ребенок, еще не научившийся говорить, не сможет сказать о том, что он подавился или укололся костью, что чревато осложнениями и даже гибелью малыша.
Приведем несколько пословиц и поговорок которые давно бытуют в народе.
Пословицы и поговорки
Ласкай и кота, коли не родила дитя.
Свое дитя и горбато, да мило.
Свой дурак дороже чужого умника.
Слепой щенок, и тот к матери ползет.
Родная мать высоко замахивается, да не больно бьет.
Родная мать и бьет - ак гладит, а чужая, и гладит - так бьет.
У кого детей нет - во грехе живет.
Маленькие дети не дают спать - большие не дают дышать.
Яблочко от яблони недалеко падает.
Дитятко - что тесто: как замесил, так и взошло.
Засиженное яйцо - болтун, занянченный сынок -шатун.
Что мать в голову баловством вобьет, того отец кулаком не выбьет.
Живот болит, а детей родит.
Горьки родины, да забывчивы.
Сын - домашний гость, а дочь в люди пойдет.
Сын мой, а ум у него свой.
Глупому сыну и родной отец ума не пришьет.
Как Бог до людей, так отец до детей.
3. 2. Предсвадебные поверья и приметы
Cоздание семьи – один из наиболее ответственных и важных моментов в жизни человека. К такому событию всегда готовились загодя, задолго до свадьбы. У всех народов есть свои обряды, сопряженные с выбором невесты, со сватаньем, рукобитьем и т.д. Естественно, всему этому сопутствуют и приметы, поверья. Все они направлены на то, чтобы предстоящая свадьба состоялась, не разладилась, чтобы будущая семья была прочной и счастливой.
Приметы и поверья
· Обметешь кого-либо веником – навсегда холостым останется (замуж не выйдет).[44]
Поверье связано с несколькими символами: кругом, веником, мусором. Веник символизирует крепость дома (все прутья связаны вместе), отгоняет нечистую силу. Но если им при обметании замыкается круг, то человек так и останется одиноким в этом символическом круге. Верили также, что души умерших могут найти пристанище в домашнем мусоре.
· На углу стола сидеть – семь лет в девках оставаться (не жениться).[45]
Четыре угла замыкают плоскость стола, его пространство. А на углу сидеть – значит угла не иметь, потому что он в этом случае вне человека, направлен от него, не захватывает его в поле своего влияния.
· Сватья в доме невесты не должна садиться. Сядет – дело не пойдет.[46]
Говорят, что если сватья сядет, то и дети потом у молодых поздно на ноги встанут. Если пить согласится, то и дети пьяницами вырастут. Если уговорят поесть, то и дети обжорством страдать будут.
· Перед венчаньем жениху и невесте в одежду надо булавки воткнуть.[47]
Это для того делается, чтобы колдун или просто завистник не сглазил молодых.
· Сваха перед началом переговоров о свадьбе греет руки у печи – иначе толку от сговора не будет.[48]
Примета восходит к поверью, что в печи обитают души умерших. Грея руки, сваха как бы приветствует их.
Сваху обычно встречали припевом «Ой, Лада, Лада!», чем призывали в помощь древнерусскую богиню Ладу – покровительницу любви и браков. С той поры и говорят: «свадьбу ладить», «в семье лад», то есть вспоминают имя Лады.
Пословицы и поговорки
Не кормил, не поил, а целует.
Кто хочет жениться, тому и ночь не спится.
Иссушила молодца чужая девичья краса.
Много выбирать – женатым не бывать.
Не кайся, рано вставши, – кайся, рано женившись.
Не найдешь паренька – выйдешь и за пенька.
Просватанная девка – что проданная.
Сватался, сватался, да и спрятался.
Дочку замуж выдать – не пирог испечь.
И хорошая невеста плохой женой становится.
Чего девушка не знает, то ее и красит.
Не уберечь дерево в лесу, а девку в людях.
Верь хлебу в закрому, а девушке красной – в терему.
3. 3. О женихах, невестах , тили-тили тесто
Cейчас говорят: свадьба-женитьба, а раньше не случайно в ходу было выражение свадьба-судьба или «Смерть да жена – Богом суждена».
Потому что семья создавалась один раз и навсегда. К этому подходили с огромной ответственностью; в выборе жениха (невесты), в подготовке к свадьбе участвовали десятки родственников.
Конечно, нужно было соблюсти все обряды, большое значение придавалось и приметам: в какое именно время лучше всего играть свадьбу; чего избегать, чтобы не навредить молодым; как уберечь их от недоброго взгляда, злых намерений и т.д.