Смекни!
smekni.com

Новиков А. М. Н73 Методология образования. Издание второе (стр. 60 из 99)

В то же время стремительно растет другой, новый класс — класс высокообразованных «интеллектуальных служащих» или, как его иначе называют — «класс образованных людей». Этот новый класс в США, Японии, ряде других стран уже составляет более половины занятого населения. Таким образом, возникло общество «интеллектуальных служа­щих», которых нельзя считать ни эксплуатируемыми, ни эксплуа­таторами. Каждый из них в отдельности не является капитали-с­том, но коллективно они владеют большей частью средств производства своих стран через свои пенсионные, объединен­ные фонды и свои сбережения. Являясь подчиненными, они в то же время могут быть руководителями. Они и зависимы, и независимы, поскольку прекрасно осведомлены, что обра-зование, которым они об­ладают, дает им свободу передвижения — в их услугах, будь то математик, программист, инженер, бухгалтер, секретарь, владею­щий навыками работы на компьютере и знающий иностранные языки нуждаются так или иначе практически все учреждения и предприя­тия. Для специалиста-компьютерщика, например, безразлично, где он работает — в университете или универмаге, в больнице, в правительственном учреждении или на бирже — лишь бы была хоро­шая зарплата и интересная работа.

А это диаметрально меняет приоритеты — не столько нанима­тель диктует свои условия интеллектуальному слу-жащему, сколько последний может диктовать условия на-нимателю при поступлении на работу. А в целом класс «интеллектуальных служащих» играет все большую роль в экономике и политике.

Тип работника, формирующийся в новых условиях, может быть определен таким образом: он более независим, более изо­бретателен и не является более придатком маши- ны. Новые работники значительно более похожи на неза-висимых ремесленников, чем на взаимозаменяемых рабо- чих конвейера. Они лучше образованы. Они предпочи­тают работать бесконтрольно для того, чтобы выполнять свою ра­боту так, как они это считают нужным. Они привыкли к из-менениям, неясности ситуации, гибкой организации [64].

Но наиболее характерной особенностью нового типа работни­ка является свойственное ему отношение к работе. Для индустри­альногo работника работа является способом приобретения жиз­ненных средств, он работает для того, чтобы иметь возможность жить, содержать семью, отды- хать. Работа по отношению к жизни выступает внешней деятельностью, хотя может поглощать значи­тельную часть жизни. Отсюда — одна из основных проблем организации индустри­ального труда — проблема мотивации трудовой деятельности: как сделать работу интересной, привлека-тельной, полезной или вы­годной для работника, какими средствами заставить его выпол­нять необходимую работу или обеспечить добровольное ее выпол­нение, как связать потребности производства с потребностями ра­ботника, ко-торые оказываются различными и даже противоположны- ми? Иначе говоря, как преодолеть отчуждение работника от процесса труда, средств труда и продуктов труда, отчуж-дение, которое постоянно воспроизводится самым харак-тером индустри­ального труда с его разделением функций, специализацией, огра­ничением ответственности и потерей целостности труда, и, в конеч­ном счете, его смысла?

Способы решения этой проблемы разнообразны и до-статочно известны. Это и материальное вознаграждение за труд в форме оплаты труда, и привлечение к участию в распределении прибы­ли, и создание благоприятного соци-ально-психологического кли­мата на предприятии путем установления «человеческих отноше­ний» между работни-ками и администрацией, и система пожиз­ненного найма, «кружки качества» и т.д. [64].

Отношение же к труду, формирующееся современной постиндустриальной культурой, можно определить как от-ношение к процессу, дающе­му немедленное удовлетворе- ние, то есть приносящему удовлетворение в ходе осущест-вления деятельности. Именно такое отношение к труду возникает у работника нового типа, для которого труд ста-новится способом самовыражения. В работе человек на- ходит удовлетворение главной жизненной потребности — обретение смысла жизни. Жизнь и работа в значительной мере сливаются.

Общество, в котором образованность становится подлин-ным капиталом и главным ресурсом предъявляет новые, притом жесткие требования к школам в смысле их образовательной деятельности и ответственности за нее. Сегодня необходимо заново осмыслить, что такое учение и что такое обученный человек. Способы усвоения учебного материала и подачи его педагогами тоже быстро претерпевают значительные изменения, что отчасти является результатом нового понимания процесса обучения, а отчасти — результатом новых технологий. Таким образом, изменяется также и то, что именно мы усваиваем и преподаем, то есть то, что мы подразумеваем под учением и обучением.

Сегодня много говорят об инновационном обучении — в отличие от традиционного (хотя, по нашему мнению, это разделение весьма условно и далеко не всегда отражают суть — ведь инновации вырастают из традиций и в значительной мере «вбирают» их в себя). Сами термины: инновационное и тра-диционное, нормативное обучение и идея их альтернативности были предложены группой ученых в докладе Римскому клубу в 1978 г., обратившему внимание мировой научной общественности на факт неадекватности принципов традици-онного обучения требованиям современного общества к личности и к развитию ее познавательных возможностей.

Инновационное обучение в этом докладе трактовалось как ориентированное на создание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, готовности к неопре-деленному будущему за счет развития способностей к твор-честву, к разнообразным формам мышления, а также способности к сотрудничеству с другими людьми. Обобщая специфику инновационного обучения, следует выделить его черты: открытость обучения будущему, способность к предвосхищению на основе постоянной переоценки ценностей, способность к совместным действиям в новых ситуациях.

Сравнение основных компонентов парадигм учения в индустриальном и постиндустриальном обществе в нашем понимании приведено в таблице 9.

Таблица 9

Смена парадигм учения

Компоненты парадигм

Индустриальное общество Постиндустриальное общество
Ценности –– учение для общественного производства –– учение для самореализации человека в жизни, для личной карьеры
Мотивы –– учение обучающихся как обязанность; –– деятельность педагога как испол-нение профессионального долга –– заинтересованность обучающихся в учении, удовольствие от достижения результатов; –– заинтересованность педагога в развитии обучающихся, удовольствие от общение с ними
Нормы –– ответственность за учение обучающихся несет педагог; –– авторитет педагога держится за счет соблюдения дистанции, при требовании от обучающихся дисциплины и усердия –– обучающиеся принимают на себя ответственность за свое учение; –– авторитет педагога создается за счет его личностных качеств
Цели –– направленность учения на приобретение научных знаний; –– учение в молодости как «запас на всю жизнь» –– направленность учения на овладение основами человеческой культуры и компетенциями (учебными, социальными, гражданскими, профессиональными и т.д.); –– учение в течение всей жизни
Позиции уча-стников учеб-ного процесса –– педагог передает знания; –– педагог над обучающимися –– педагог создает условия для самостоятельного учения; –– педагог вместе с обучающимися, взаимное партнерство
Формы и ме-тоды –– иерархический и авторитар- ный методы; –– стабильная структура учебных дисциплин; –– стабильные формы организа-ции учебного процесса; –– акцент на аудиторные занятия под руководством педагога –– демократический и эгалитарный (построенный на равенстве) методы; –– динамичная структура учебных дисциплин; –– динамичные формы организа-ции учебного процесса; –– акцент на самостоятельную работу обучающихся
Средства –– основным средством обучения является учебная книга –– учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно-телекоммуникацион-ных систем и СМИ
Контроль и оценка –– контроль и оценка производятся преимущественно педагогом –– смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся

Рассматривая в данной главе процесс учения в логике современного постиндустриального общества с позиций методологии, т.е. с позиций организации учебной деятель-ности, мы вынуждены будем затронуть целый ряд необхо-димых, принципиальных, основополагающих моментов современной педагогики и педагогической психологии.

Необходимо сделать некоторые терминологические уточнения. В первую очередь, по традиционной триаде категорий: обучение, воспитание, развитие.

Начнем с обучения. Как известно, обучение подразде- ляется на преподавание (деятельность педагога — учителя, преподавателя, тьютора и т.д.) и учение. Учение рассмат-ривается как процесс (деятельность) по овладению новым опытом — привычками, умениями, навыками, знаниями [55, 60 и др.]. Часто используется и другой термин как синоним — учебная деятельность.

Здесь необходимо оговорить, что есть и другие подходы в педагогике и психологии, различающие эти два понятия. При этом учение рассматривается как более общее поня- тие — как приобретение любого нового опыта вообще — не только в процессе целенаправленной учебной деятельности, но и попутно, в процессе осуществления других видов деятельности, например, в процессе труда любой человек также приобретает какой-то новый опыт, воплощая свою работу все лучше и лучше [42 и др.]. Еще более узкое значение понятия учебной деятельности было введено Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и последователями их научной школы [см., например: 38, 39, 65 и др.], когда учебная деятельность рассматривается лишь в смысле деятельности по овладе- нию обобщенными (курсив наш — А.Н.) способами учеб- ных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем.