Смекни!
smekni.com

Новиков А. М. Н73 Методология образования. Издание второе (стр. 68 из 99)

Принцип последовательности имеет важнейшее значе-ние для решения проблемы декомпозиции образователь- ного материала (см. ниже — § 4.4).

4.2.2.4. Четвертый принцип — принцип самоопределения

Отношения: «новый опыт — сам обучающийся». Если младенец слепо копирует действия взрослых, то уже где-то к трем годам у ребенка начинают развиваться те или иные способности, появляется избирательность действий, в том числе в учебной деятельности: «хочу — не хочу», «нравится — не нравится» и т.д.

Самоопределение индивида в широком смысле рассмат-ривается как основанный на свободном волеизъявлении выбор жизненного пути, своего места в обществе, образа жизни и видов деятельности, а также линии поведения в проблемных и конфликтных ситуациях [125 и др.]. Важ-нейшее значение для организации учебной деятельности имеет самоопределение обучающегося в ней. На принципе самоопределения нам здесь необходимо остановиться бо- лее подробно в связи с тем обстоятельством, что проблема самоопределения обучающегося представляет собой одну из острейших проблем развития образования в современ- ных условиях.

Самоопределение стоит в одном ряду среди других понятий «Я — концепции» [82, 146]: самоопределение, само-обучение, самосозидание, самоконтроль, саморегуляция, саморазвитие, самооценка, самопознание, самопроекти-рование, самовоспитание, самосознание, самокоррекция, самосовершенствование, самореализация, самоорганиза- ция, самоуправление, самоформирование, самодисципли- на [42].

Философия «самости» — «Я — концепция» раскрыта в работах Н.А. Бердяева, М.М. Бахтина, П.А. Флоренского, К. Роджерса, А. Маслоу и других авторов. Небезынтерес- но, что еще Я.А. Коменский обратил внимание на то, что природное начало в человеке обладает «самостоятельной и самодвижущей силой».

В традиционной дидактике считается: чтобы обучить человека, необходимо правильно выбирать цели, содержа- ние, методы, организационные формы обучения и т.д. Но традиционная дидактика опускает главное: а будет ли во- стребовано это человеком, тем конкретным учеником, ко-торого мы обучаем и развиваем. В связи с этим весь арсенал так тщательно выстраиваемых учителем дидактических средств часто работает как бы вхолостую, поскольку ни высокой мотивации учения, ни глубинного понимания то- го, что и как необходимо изменить в самом себе, ученик должным образом не осознает, а потому эффективность всех этих дидактических усилий часто оказывается низкой.

Современные дидактические теории, как, например, проблемное или эвристическое обучение, ориентируют ученика на учебно-творческую деятельность, направлен- ную как бы «вовне». Действительно, учебное творчество нацелено на решение творческих задач в обучении физике, математике, литературе и т.д., что, несомненно, развивает творческий потенциал личности, но не всегда затрагивает глубинные процессы «самости», т.е. не всегда задейству- ются внутренние механизмы творческого саморазвития как творческого самосозидания личности. [3].

Еще одна проблема, которой, насколько известно, никто не занимался, связана с тем обстоятельством, что один и тот же учебный или какой-либо другой материал разные люди воспринимают и понимают совершенно по-разно- му. Автор в этом неоднократно убеждался, читая рецен- зии — опубликованные и неопубликованные — на свои книги и статьи. Все время приходилось сталкиваться с си-туацией: «когда я это писал, я имел в виду совсем не то! Но такое прочтение текста рецензентом тоже правомерно».

Если в стимулировании мотивационно-потребностной сферы обучающихся отталкиваться от идей «Я — концепции», то потребности в самоопределении, в самореализа- ции и т.д. становятся базовыми потребностями для творче-ского саморазвития личности. Поэтому одна из главных дидактических проблем заключается в создании условий для запуска мотивационно-потребностного механизма «самости» личности ученика. Приходится удивляться, что идеи «Я — концепции» многие годы были не востребованы в разработке дидактических систем.

Даже в обучении «готовым» знаниям обучающийся должен обладать правом на собственное видение учебного ма-териала, на его интерпретацию в свете личного, авторского прочтения, а также иметь возможность донести свою по-зицию другим людям — учителю, преподавателю, товари-щам. Обучающийся должен иметь предусмотренные со-держанием обучения возможности поделиться своими от-крытиями, родившимися мыслями, чувствами, вынеся результаты своей работы с материалом на суд окружающих — так же, как это делают ученые, писатели, артисты или спортсмены. Любая учебно-научная конфе-ренция, художественная выставка, спортивное соревнова- ние и пр. — это парад личных достижений участников, пло-ды их побед над собой.

Правом обучающегося должно быть личное, авторское прочтение содержания учебного материала и внешняя трансляция этого прочтения как цель работы с содержа-нием. Выучить стихотворение не «зачем-то», а для того, чтобы прочесть его затем перед аудиторией, расставив та- кие интонационные акценты, какие он сам сочтет нужны- ми, написать реферат по такой теме и по такому плану, которые сформулировал сам, объяснить порядок регули-ровочных действий с точки зрения продуманной самим ло-гики и т.д. — вот что должно стать «мотором» образова-тельного процесса. Не самоцельное заучивание учебного материала, а работа с ним, его творческое обыгрывание на основе определенного плана — вот путь ко внутренне мо-тивированному, увлекающему чтению, путь к тому, чтобы обучающийся мог и хотел вникать в содержание обучения, а не просто механически его запоминал [188 ].

В последние годы множество публикаций посвящено вопросам личностно-ориентированного образования. Но это лишь одна сторона проблемы — речь идет, в основном, о выборе личностной траектории движения в образова-тельном пространстве. Но в целом проблема личностного самоопределения в учебной деятельности гораздо шире и требует больших исследований.

Таким образом, выделив и рассмотрев особенности и принципы учебной деятельности, мы выявили большую череду проблем, относящимся и к целям, и к содержанию образования и т.д., требующих своего разрешения в современных условиях.

Теперь мы переходим к описанию логической структуры учебной деятельности — ее формам, методам и средствам.

§ 4.3. Логическая структура

учебной деятельности

Логическая структура любой деятельности, в том числе учебной, включает в себя формы, методы, средства дея-тельности.

4.3.1. ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формы учения можно определить как механизмы* упо-рядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени.

Поскольку большинство дидактических научных работ посвящено средней школе и в них учебный процесс рас-сматривается с позиции учителя («как обучать»), то набор форм обучения в них как правило весьма ограничен: урок, экскурсия и т.п. Причем, самостоятельная работа учащихся чаще всего рассматривается не как форма, а как метод обучения (?!). В других работах, например, по ди-дактике высшей школы рассматриваются специфические только для этой образовательной подсистемы формы: лек- ция, семинар, практическое занятие и т.д. То же можно сказать и о других образовательных подсистемах — в каж- дой из них выбирается как бы «своя дидактика», и, соот-ветственно, свои формы обучения.

В нашей же работе в данном случае речь идет не об обучении, а об учении, т.е. учебной деятельности обучающе- гося. Причем независимо от возраста, уровня или вида об-разовательных программ и т.п. Поэтому мы попробуем рассмотреть формы учения-обучения во всем их многооб-разии. Формы учения-обучения могут быть классифици-рованы по многим основаниям:

1. Классификация форм по способу получения обра-зования: очная, заочная, вечерне-сменная и т.д. И в том числе — самообразование.

В современных условиях для свободного продвижения человека в образовательном пространстве необходимо обеспечить максимальную гибкость и разнообразие форм образования. Тем более, что в условиях рыночной эконо-мики, судя по опыту зарубежных стран, далеко не каждому юноше, не каждой девушке, а тем более взрослому чело- веку будет по карману обучение в очной форме. Даже если образование будет бесплатным — далеко не каждая семья сможет кормить и одевать своего взрослого члена. В сис- теме народного образования неизбежно будет происходить развитие заочного, вечернего и других форм обучения без отрыва от работы. Заочное обучение, при качественной его постановке во всем мире рассматривается как «высокая технология» получения образования и количество студен- тов, обучающихся по этой форме, постоянно растет.

Все остальные формы обучения кроме, пожалуй экс-терната, занимают промежуточное положение между оч- ным и заочным обучением. В том числе вечернее (сменное) обучение. А, кроме того, за рубежом существует много дру-гих форм обучения, давая возможность учащемуся, сту- денту право широкого их выбора с целью обеспечить ему наиболее удобный режим обучения без отрыва от работы: так называемое «обучение частичного времени» (part-time education), когда обучаемый два дня в неделю учится, а три дня работает на производстве; сокращенный (по академи-ческим часам аудиторных занятий) курс очного обучения; «сэндвич» и «блок» — разные варианты сочетания очного и заочного обучения; вечернее обучение и т.д. — всего, например, а Англии насчитывается 9 форм. Причем, на-пример, в английских колледжах студенты-очники состав-ляют всего 40% контингента, т.е. без отрыва от работы учится большая часть молодежи.