Смекни!
smekni.com

Продолжение экономического роста в условиях кризиса еврозоны (стр. 18 из 42)

Одновременно с дискуссией о допустимости и недопустимо-сти методов Ведомства по охране конституции немецкие СМИ обрушились с валом критических статей и заметок против деятельности НДПГ. Основной лейтмотив состоял в необходимости скорейшего запрета партии[147].

При этом, однако, многое говорит об успехе второго раунда запрета партии. Во-первых, провал второй попытки сильно дис-кредитирует германских правоохранителей. Во-вторых, на её запрет имеется гораздо больший «общественный заказ», чем в 2001 г. Поэтому все министры внутренних дел федеральных зе-мель и политики разного уровня говорят о необходимости тща-тельной подготовки этой кампании. Так, в конце 2011 г. прошла конференция премьер-министров федеральных земель, на кото-рой было принято решение выработана единая стратегия по за-прету партии. На конец марта 2012 г. был назначен срок сбора доказательств противоконституционной деятельности партии. Эти доказательные материалы должны будут быть переданы в Федеральный конституционный суд в Карлсруэ. По словам пре-мьер-министра Шлезвига-Гольштейна Петера Харри Карстенсе-на, «деятельность НДПГ противоречит Конституции». С ним вы-разил согласие премьер-министр Рейнланд-Пфальца Курт Бек, заявив, что его федеральная земля отозвала всех агентов из вер-хушки партии, устранив тем самым препятствие к запрету, из-за которого сорвалась попытка запрета партии в 2003 г. В бесе-де с журналистами он заявил, что теперь «условия Федерально-го конституционного суда смогут быть выполнены»[148].

Таким образом, именно связь национал-демократов с некоторыми предполагаемыми пособниками террористов из Цвиккау является основным поводом для новой попытки запрета партии. Так, председатель конференции министров внутренних дел Ло-ренц Кафье (ХДС) заявил, что оба предполагаемых пособника с партбилетами являются ещё одним подтверждением того, что необходимо инициировать процедуру запрета партии[149]. С ним выразил солидарность министр внутренних дел Мекленбурга – Передней Померании: «У этих правоэкстремистских разжигате-лей не должно более быть тёплых мест в парламентах»[150].

2. План мер по запрету НДПГ

План мер по запрету НДПГ достаточно широк. Это обуслов-лено юридическими сложностями подобного процесса. Чтобы понять, почему так трудно добиться запрета НДПГ, стоит загля-нуть в Основной закон Германии, где чётко прописано: «Партии содействуют формированию политической воли народа. Они могут создаваться свободно». Поэтому одним решением, например, Федерального канцлера, запретить какую-либо партию невозможно, даже если за это выскажутся и правительство, и подавляющее большинство депутатов парламента.

Тем не менее, возможность запрета какой-либо партии в Ос-новном законе предусмотрена: «Партии, которые стремятся, су-дя по их целям и действиям, причинить ущерб основам свобод-ного демократического строя или устранить его, либо угрожают существованию Федеративной Республики Германия, явля-ются антиконституционными. Вопрос об антиконституционности партий решает Федеральный конституционный суд»[151]. Именно в Федеральном конституционном суде застопорился процесс запрета партии в 2003 г. Следует заметить, что прецеденты запрета политических партий в ФРГ существуют. Так, в 1952 г. были последовательно запрещены Социалистическая имперская партия, в 1956 г. была запрещена коммунистическая партия Германии, в 1960 г. – отделение Германской имперской партии в Рейнланд-Пфальце. Основаниями были намерения этих партий изменить свободный демократический порядок в ФРГ. Запрет этих партий, особенно КПГ, сопровождался массовыми арестами и репрессиями против активистов, например, запрета-ми заниматься определёнными профессиями[152]. Таким образом, западногерманская демократическая модель проявляла в прошлом достаточно большую активность в борьбе с воинствующим инакомыслием.

В рамках общей кампании по борьбе с правым экстремизмом министр внутренних дел ФРГ инициировал создание смешанной комиссии по борьбе с правым экстремизмом из числа членов федерального и земельных правительств. Такая комиссия была создана 8 февраля 2012 г. Ранее, в декабре 2011 г. на конференции министров внутренних дел федеральных земель было принято решение о создании подобного органа, координи-рующего усилия по борьбе с различными проявлениями правого экстремизма. В её состав вошли ведущие эксперты, задачей ко-торых стала координация сотрудничества правоохранительных ведомств различных федеральных земель и федерации в области мониторинга и анализа деятельности правых экстремистов, в первую очередь экстремистов, склонных к насилию. Помимо этого данная комиссия должна будет заниматься следующим:

– собрать и проанализировать промежуточные результаты сбора информации, получаемой Федеральной прокуратурой, и правоохранительными органами федерации и земель;

– анализ информации, получаемой от профильных комитетов Бундестага и Ландтагов,

– реализация решений Конференции министров внутренних дел федеральных земель по оптимизации сотрудничества,

– анализ результатов деятельности рабочей группы из числа представителей министерства внутренних дел и Ведомства по охране конституции, созданной по инициативе конференции ми-нистров.

Комиссия включает в себя 4-х человек. Федеральное правительство делегировало от федерации мюнхенского адвоката про-фессора Экхарта Мюллера, а также бывшего федерального про-курора в федеральном верховном суде Бруно Йоста. Со сторо-ны земель были делегированы бывший министр внутренних дел Берлина сенатор в отставке Эрхарт Кертинг и бывший министр внутренних дел Гамбурга сенатор в отставке Хайно Вальдик. Все они являются признанными и опытными специалистами в области юстиции, уголовного права, адвокатуры и политики.

Помимо подобной комиссии 16 декабря 2011 г. начал свою работу Единый центр по борьбе с правым экстремизмом. В его состав вошли эксперты Разведывательной службы ФРГ (BND), представители полиции федеральных земель и пр. Центр объединил несколько тематических рабочих групп, занимающихся разработкой различных правых экстремистов. В рамках данного центра была создана единая информационная база, в которой будет содержаться стандартизированная информация по данным вопросам. Информация в эту базу данных будет поступать из всех силовых ведомств страны – от разведки до полиции. Это по-зволит обеспечить максимальную координацию усилий различ-ных силовых ведомств по борьбе с правым экстремизмом[153].

Другой важной вехой в борьбе с институционализированным правым экстремизмом стал запрет двух организаций – молодёжной организации «Верная Родине германская молодёжь» и «Организации помощи национальным политзаключённым и членам их семей», занимающуюся оказанием юридической и финансовой поддержки лицам, осуждённым по статьям, связан-ным с проявлениями правого экстремизма. По данным министерства внутренних дел, первая организация осуществляла ра-боту с молодыми людьми с целью «распространения народнических, расистских, националистических и национал-социали-стических взглядов в рамках якобы неполитических досуговых акций, прежде всего организации летних лагерей и путешествий». Представители правоохранительных организаций в качестве основного аргумента в пользу запрета организации приводили тот факт, что её активисты распространяли среди несовер-шеннолетних идеологию расизма и ксенофобии.

Вторая организация, по мнению МВД, вела активную борьбу против свободного демократического порядка, отвергая идею демократического правового государства, а также обеляя нацио-нал-социализм. Оно также способствовало усилению радикали-зации рядов неонацистов, помогая юридически и финансово от-дельным находящимся в заключении правым экстремистам. 21 сентября 2011 г. деятельность объединения была запрещена, од-нако, в конце года руководство объединения подало апелляцию в Федеральный административный суд. По всей вероятности в свете текущего политического момента апелляция будет откло-нена.

Что касается стремления запретить НПГД, то тут с подобными требованиями в одном строю выступили политики, масс-медиа, широкие круги общественности, представители христианских конфессий, еврейской общины и пр. Так, министр внут-ренних дел Баварии заявил, что в будущем он не потерпит её ус-пехов на выборах, подобных успехам в Саксонии. Кстати, имен-но правительство Баварии одним из первых выступило с инициативой очередной попытки запрета партии. В свою очередь, министр внутренних дел ФРГ Ханс-Петер Фридрих на конферен-ции премьер-министров федеральных земель 22 марта 2012 г. представил детальный юридический план запрета НДПГ, своего рода «каталог юридических требований». На этой конференции были обнародованы критерии для сбора материала, необходимо-го для запрета партии. После конференции власти страны соби-раются начать сбор информации для процедуры запрета НДПГ. Основной повод для этого власти страны видят в деятельности неонацистской группировки NSU. По словам Фридриха, «если в ходе дальнейшего расследования выяснится, что группировка NSU представляла собой нечто вроде военизированного подраз-деления НДПГ, дело с запретом партии пойдёт быстро». Одновременно он видит опасность в том, что процесс может затянуться, если будут собраны только доказательства о косвенной, идеологической связи руководства партии с террористами из Цвиккау[154].