Смекни!
smekni.com

Продолжение экономического роста в условиях кризиса еврозоны (стр. 5 из 42)

Летом 2011 г. правительство презентовало концептуальный план по преодолению существующего дефицита высококвалифицированной рабочей силы. В его рамках особое место отводится малому и среднему бизнесу, вопросам профессиональной подготовки и повышения квалификации (особенно на уровне отдельных регионов), а также вопросам привлечения специали-стов из других стран. Продолжено совершенствование инструментов, используемых на рынке труда – с одной стороны, сокращается их число, с другой стороны, повышается их качество и эффективность. В первую очередь, это касается деятельности соответствующих региональных структур и центров занятости, а также нормативных механизмов, регулирующих продолжительность рабочего дня и частичную занятость. Одновременно нерешёнными остаются вопросы в области регулирования рын-ка рабочей силы, в том числе минимального уровня оплаты тру-да и сдерживания роста заработной платы[27].

В 2011 г. своё развитие получила обозначившаяся в 2010 г. тенденция сокращения сальдо уехавших и приехавших граждан в пользу мигрантов. Этому способствовало вступление в силу с 1 мая разрешения на работу в Германии для граждан восьми стран Центральной и Восточной Европы, вступивших в ЕС в 2004 г. (балтийские государства, Польша, Словения, Словакия, Чехия и Венгрия). Определённые послабления были сделаны для специалистов из Болгарии и Румынии. Кроме того, в начале декабря 2011 г. правительство предложило законопроект (планировался к принятию летом 2012 г.), в соответствии с которым порог годового оклада (до вычета налогов) для иностранных вы-сококвалифицированных специалистов, позволяющий получить разрешение на работу, должен быть снижен с 60 до 48 тыс. евро. Для наиболее дефицитных специальностей этот порог ещё ниже – 34,9 тыс.[28] Правительство также приняло закон, в со-ответствии с которым иностранные выпускники, получившие высшее и профессиональное образование в Германии, вместе с дипломом приобретают право на работу на немецком рынке (но только в том случае, если они сами находят соответствующее рабочее место).

Новое законодательное регулирование призвано способствовать дальнейшей дебюрократизации рынка, в том числе в об-ласти признания иностранных дипломов и других документов о квалификации, для того, чтобы обеспечить приток дополнитель-ной рабочей силы из других стран. Так, 1 апреля 2012 г. в Германии должен был вступить в силу «Закон об оценке и признании профессиональной квалификации, полученной за рубежом». Его действие будет распространяться на граждан не только Евросоюза, но и других государств. В рамках нового закона преду-смотрена возможность оценки квалификации на её соответствие немецким стандартам для специалистов, получивших как высшее, так и профессионально-техническое образование или про-шедших обучение на предприятиях. Важно, что будет учитываться и опыт работы по специальности. Данное нововведение в первую очередь нужно для представителей «регламентированных» профессий – именно по ним немецкое государство требует обязательного доказательства наличия необходимых квалификаций. К ним относятся врачи, ветеринары, медицинские сёстры, фармацевты, адвокаты, архитекторы, инженеры, налоговые кон-сультанты, аудиторы, учителя, воспитатели и социальные педа-гоги. Для специалистов с высшим образованием по специально-стям, не относящимся к «регламентированным» (например, фи-зики, журналисты, экономисты, информатики) процедура признания диплома не нужна – об уровне квалификации судит сам работодатель. По оценкам государственных чиновников, проце-дурой оценки квалификации могут воспользоваться около 300 тыс. мигрантов[29].

Согласно прогнозам федерального правительства, позитивные процессы на рынке труда продолжатся и в 2012 г. Ожидает-ся, что число занятых вырастет на 220 тыс. человек и тем самым можно ожидать новый рекорд в послевоенном развитии немецкого народного хозяйства. Например, по данным Мюнхенского института экономических исследований «Ifo», каждая третья немецкая фирма была намерена в первом полугодии 2012 г. рас-ширить штат сотрудников[30].

5. Банкротства «системных» предприятий

Общее количество банкротств в 2011 г. сократилось на 6,2% и составило 30200 фирм. Особенностью прошлого года стало то, что в число обанкротившихся субъектов экономической деятель-ности вошёл ряд известных предприятий. В первую очередь, речь идёт о ведущих производителях полиграфического оборудования (компания «Manroland» и группа «Schlott») и фотоэлементов для солнечных батарей (фирмы «Solon SE» и «Solar Millennium»). Обратили на себя внимание банкротства в сфере производства автокомплектующих (группа «Sellner», компании «АКТ» и «BBS»), а также в сфере услуг – фирма «Teldafax» (поставки электроэнергии), компании «Reuss» (конкурсное управление), «Eichborn» (издательское дело) и больничная касса «City BBK». В начале 2012 г. о банкротстве заявили один из крупнейших не-мецких сетевых ритэйлеров компания «Schlecker» и розничная сеть по торговле хлебом и хлебопродуктами «Mueller Brot».

Объявление такими крупными хозяйствующими субъектами о своей неплатёжеспособности было достаточно неожиданным для участников рынка – большинство из них оказались не гото-вы к такому развитию событий. По всей видимости, банкротства системообразующих предприятий являются составной час-тью структурной адаптации немецкой экономики к внутренним и внешним вызовам и продолжатся и в последующие годы. Тем не менее, у всех компаний своя история и своя причина банк-ротства. Нередко, наряду с объективными причинами, речь идёт о неспособности/неготовности управленческих команд и собст-венников своевременно начать необходимые преобразования и приспособиться к вызовам современных глобальных рынков.

В этом отношении показательна ситуация в полиграфической отрасли. Она оказалась одной из немногих в немецкой про-мышленности, которая не смогла преодолеть последствия миро-вого кризиса 2008–2009 гг. Во многом это связано с особенностью продаж выпускаемой продукции – как правило, клиенты покупают её на условиях долгосрочного финансирования, а до-ступ к кредитным ресурсам в 2010–2011 гг. существенно ужес-точился. Несмотря на большой интерес к современным высоко-производительным системам печати, немецкие компании были вынуждены констатировать падение реального спроса. Покупа-тели дорогих полиграфических машин столкнулись с трудностя-ми при получении банковских кредитов, что сказалось на объёме заказов. Размер рынка в 2011 г. составил лишь 50% от докризисного уровня 2008 г. После первых признаков восстановле-ния рынка в прошлом году и относительно хорошего начала лет-него сезона, на рынке полиграфического оборудования начался новый спад, особенно в сегменте для листовой печати. Вторая половина 2011 г. была отмечена новым существенным спадом объёма поступающих заказов. На фоне жёсткой конкуренции в отрасли это привело к обострению ценовой борьбы и, как следствие, к снижению доходности (маржинальности) бизнеса. И, если другие основные немецкие игроки смогли выстоять в этих условиях[31], то руководство концерна «Manroland»[32], численность персонала которого составляла 6,5 тыс. человек, из которых 5 тыс. – в Германии, в конце 2011 г. обратилось в суд по делу о не-состоятельности (банкротстве). Вместе с соответствующим заяв-лением в окружной суд Аугсбурга было подано ходатайство о са-моуправлении, назначены генеральный представитель и времен-ный управляющий, которым поручили проанализировать все возможности для реструктурирования существующего бизнеса[33].

За относительно короткий срок кризисной управленческой команде удалось добиться существенных успехов: в феврале 2012 г. подписан договор с группой «L. Possehl & Co. mbH» (г. Любек) о продаже завода по производству машин рулонной оф-сетной печати, расположенного в Аугсбурге; принято решение создать компанию «Manroland web systems GmbH» и через неё осуществлять управление бизнесом. В ней будет работать приблизительно 1,4 тыс. сотрудников прежнего предприятия (это более половины прежних рабочих мест). Кроме того, планируется заключить долгосрочный контракт с заводом в Плауэне на поставку комплектующих. Новая компания, которая продолжит производство современных печатных машин, а также оказание услуг по сервису и поставкам запчастей, оценивает свои потен-циальные годовые продажи приблизительно в 300 млн евро. Лис-товое подразделение обанкротившегося немецкого производителя, включая завод, занимаемые им земельные участки в Оффенбахе, а также международную маркетинговую сеть в более чем 40 странах мира, в начале февраля 2012 г. приобрела английская производственная группа «Langley Holdings» (г. Ноттингемшир)[34].

Предыдущие примеры являются подтверждением того, что многие немецкие компании, находящиеся в предбанкротном со-стоянии или в состоянии банкротства, обладают существенным потенциалом как с точки зрения высококвалифицированного персонала, так и высокопроизводительного оборудования, уни-кального технического ноу-хау и привлекают к себе внимание иностранных инвесторов. Одна из таких компаний в прошлом году стала объектом внимания с российской стороны.

Один из крупнейших в Германии поставщиков электроэнер-гии и газа «TelDaFax» (объединяет «TelDaFax Holding AG», «Energy GmbH» и «Service GmbH», число клиентов в Германии около 700 тыс.) не смогла преодолеть начавшиеся осенью 2010 г. трудности и в июне 2011 г. подала заявление о банкротстве, которое стало крупнейшим в истории немецкой энергетики. Ин-терес к компании в конце 2010 г. проявил один из российских инвесторов, вложив в неё около 100 млн евро. Но недостаток информации и контроля со стороны его представителей привёл к достаточно быстрому окончанию этого проекта.