Смекни!
smekni.com

Тема: «Фрейд и Россия» (стр. 2 из 2)

Необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что распространению психоанализа в России способствовали и одобрительные отзывы о нем некоторых политических деятелей, включая К. Радека и Л. Троцкого. В частности, Троцкий, в годы эмиграции имевший возможность не только ознакомиться с психоаналитическими идеями, но и посещать заседания психоаналитиков, высоко оценивал психоанализ. Выступая против ортодоксальных критиков психоаналитических концепций, он подчеркивал, что «попытка объявить психоанализ «несовместимым» с марксизмом и попросту повернуться к фрейдизму спиной слишком проста или, вернее, простовата».

Это не могло не сказаться на последующем развитии психоанализа в России. И действительно, борьба с троцкизмом и изгнание Троцкого за пределы отечества наложили несмываемое идеологическое клеймо на психоанализ. В конечном счете начатая Сталиным и подхваченная средствами печати политическая кампания по разоблачению «троцкистской контрабанды» в науке предопределила судьбу психоанализа в России.

Если 20-е годы явились своеобразным пиком развития психоанализа в России, то начиная с 30-х годов, когда политические кампании переросли в непримиримые сшибки между учеными на различных «теоретических фронтах», явственно обнаружились все симптомы, свидетельствующие о неизбежном поражении русского психоанализа в неравной борьбе с укрепляющимися год от года структурами единовластия в стране.
Психоанализ с его интенцией на развенчание различного рода иллюзий не мог существовать в обществе, всеми средствами насаждающем всякого рода мифы и иллюзии. Узнав о гонениях на свое учение в России, Фрейд не мог понять, почему это произошло. Ведь, согласно его взглядам, психоанализ является нейтральной наукой, не примыкающей ни к какой политической партии.

Одни русские психоаналитики покинули Россию, другие отвернулись от психоаналитического учения Фрейда, приложив все усилия к тому, чтобы оправдать доверие облеченных властью и обласканных Сталиным академиков, задававших тон в науке, третьи, официально порвав с психоанализом, на свой страх и риск занимались психоаналитической теорией и практикой, тщательно скрывая от начальства свои истинные пристрастия и убеждения. В конечном счете психоанализ с 30-х годов стал ассоциироваться с «буржуазной идеологией».

«Железный занавес» отрезал от источника интеллектуального кислорода тех, кто интересовался исследованиями бессознательного,- и русский психоанализ вымер. Такова трагическая судьба психоанализа в России.

Известный французский психоаналитик Элизабет Рудинеско, посетившая Россию в 1974 году, поинтересовалась, как в России сейчас лечат детей с психическими расстройствами. В 1974 году она, Женни Обри и еще ряд французских психотерапевтов посетили Россию и были приглашены в интернат для детей с умственными нарушениями. Исследователи были шокированы тем, что им удалось увидеть: дети ходили по струнке, одинаково одетые. Им даже брили головы, чтобы они не дергали друг друга за волосы. Больше всего Элизабет потрясло, что русские специалисты показывали все это с гордостью, считая, что так и надо обращаться с умственно отсталыми. В интернате было действительно чисто, дети были ухоженные, накормленные. Но, увидев совершенно безликих детей, французы стали возмущаться, доказывая, что у всех детей должны быть права, в том числе и право пачкаться.

Социализм отрезал Россию от выдающихся достижений в области психологии, отбросил развитие науки на несколько десятилетий. В то время как за рубежом психоанализ продолжал активно развиваться, появились новые школы, были открыты новые методике, в России работали по старинке.


2. Возрождение психоанализа в современной России

Еще полтора десятилетия назад считалось, что психоанализ исключительно западное явление. Однако, после изменения политического устройства СССР, в начале девяностых годов прошлого века возрождается психоаналитическое движение в России.

Только в общем контексте демократических перемен, наметившихся во второй половине 80-х годов, произошло возвращение Фрейда в Россию и возрождение психоанализа в нашей стране.

В начале 1990 года была создана Российская психоаналитическая ассоциация. С 1991 года начал издаваться журнал «Российский психоаналитический вестник». В том же году в Санкт-Петербурге открылся Институт психоанализа. В газетах и различных изданиях стали появляться публикации, в которых с психоаналитических позиций дается оценка политических событий в России. Психотерапевты открыто используют методы психоанализа в курсе лечения больных.

Анализируя возрождение психоанализа в России сегодня, необходимо отметить следующее: этот процесс является закономерным продолжением психоаналитических традиций в нашей стране; налицо растущий интерес к психоаналитическому образованию и к психоаналитической литературе; и, наконец, можно констатировать определенную моду на психоанализ. Словами "психоаналитик" и "психоанализ" пестрят страницы популярных журналов и газет, это слово часто звучит в средствах массовой информации. Но, как правило, большинство говорящих таким образом о психоанализе, толком не читали Фрейда, и конструируют, как могут, свои представления о нем, создавая очередной миф.

Известный российский философ, специалист по вопросам психоанализа В. Лейбин выдвинул и обосновал идею о "русскости" Фрейда, в связи с истоками интеллектуального и личностного развития австрийского ученного и их влиянием на трансформацию первых психоаналитических идей о человеке и культуре. Фрейд интересовался Россией, интересовался ее историей, психологией русского человека.

Сегодня Фрейд известен и как автор статьи "Будущее одной иллюзии", в которой предсказывает крах коммунизма в России: "Для установления в России новой коммунистической цивилизации в качестве психологической опоры используется преследование буржуазии. И мы можем спрашивать себя с тревогой, что предпримут Советы, когда вся их буржуазия будет истреблена". И как автор статьи о великом русском писателе Федоре Михайловиче Достоевском, в которой он продемонстрировал не только глубокое знание биографии русского писателя, но и его психологии. Он, например, проследил, в какие периоды жизни Достоевского были у него эпилептические припадки, чтобы определить их характер.

Все это говорит о том, что идеи Фрейда продолжают жить в современной России.

Заключение

Россия в буквальном смысле сегодня переживает бум психоанализа. Нет человека, который бы не слышал имя выдающегося австрийского психолога, не интересовался его работами, не считал бы себя знатоком психоанализа, прочитав пару книг Фрейда. Все это говорит о том, что психоанализ Фрейда нашел горячий отклик в сердце русского человека.

Невозможно переоценить влияние психоанализа на психологию современного человека. Психоанализ есть процедура, раскрывающая содержание человеческого "бессознательного", тайных страстей сердца человеческого.

Одним словом, психоанализ в России обретает свое второе дыхание и можно надеяться на возрождение лучших традиций, некогда заложенных русскими психоаналитиками.

Список использованной литературы

1. Бессознательное, его открытие, его проявление. От Фрейда к Лакану. – М., 1992.

2. Лейбин В. Фрейд и Россия - М.: Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000.- 528

3. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / Сост. В. М. Лейбин. М., 1994. С. 66

4. Джонс Эрнест. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда, Москва, 1997.

5. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. - М., 1995.


[1] Лейбин В. Фрейд и Россия - М.: Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. С. 31

2 Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / Сост. В. М. Лейбин. М., 1994. С. 66

3 Джонс Эрнест. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда, Москва, 1997.С. 58