явленным. От Венца все сущее исходит в сотворенные миры.
На илл. 3.1 представлена схема Древа Жизни с названиями и атрибутами всех сефирот.
Илл. 3.1. Древо Жизни
Каббале и Древу Жизни посвящено Множество книг. Схема Древа Жизни как голографическая модель эффективно накладывается практически на все прочие модели сознания и реальности. В некоторых эзотерических школах, например, с сефирот соотносятся определенные части человеческого тела и чакры. Разным сефирот ставятся в соответствие различные гласные звуки, ноты и музыкальные интервалы. Древо Жизни на протяжении многих веков вызывало неослабевающий интерес у философов и мыслителей самых разных направлений. Все они стремились постичь смысл этой схемы и соотнести ее с собственными представлениями о Вселенной.
КРИСТАЛЛЫ МАРСЕЛЯ ФОГЕЛЯ И ДРЕВО ЖИЗНИ
Изобретатель Марсель Фогель, старший научный сотрудник компании *ЬМ, посвятил долгие соды работы изуче нию целебных свойств кварцевых кристаллов. В середине 80-х гг. он пришел к выводу, что определенная огранка кристалла увеличивает его целительную силу. Один такой кристалл Фогель подарил и мне. А вскоре я познакомился с учением каббалы и схемой Древа Жизни. Помню, как в гостях у друга я изумленно разглядывал плакат с изображением Древа. В то время я ничего не знал о каббале. Однако форма была мне знакома: именно такие очертания придавал своим кристаллам Марсель Фогель.
Кварцевые кристаллы действуют как преобразователи энергии. То есть они обладают способностью воспринимать одну форму энергии — например, ударные волны -— и трансформироьать ее в друг>ю, высшую форму, такую, как электричество. Кварцевые кристаллы «аку-сто-люминесцентны»: это означает, что они могут преобразовывать звуковые волны в световые, создавать из звука свет.
Схема Древа Жизни, которую я увидел в гостях у друга, потрясла меня. Я позвонил Марселю Фогелю, желая поделиться своим открытием. Прежде мы неоднократно обсуждали взаимосвязь между звуком и кристаллами кварца — в частности, способность определенных гармоник резонировать с кристаллами.
— Марсель! — начал я. — Я тут увидел каббалистическое Древо Жизни и понял, что именно эту форму ты придаешь своим кристаллам. Сам-то ты это знаешь?
— Разумеется! — отозвался он. — Мне эта форма привиделась во сне, и я стал использовать ее для огранки кристаллов.
— Может быть, это универсальная схема преобразования энергии?
— Вот именно, — сказал Марсель. — Мало того, это структура молекулы воды!
Каждой из сфер-сефырот, составляющих каббалистическое Древо Жизни, присвоено особое священное имя. Произнося это имя нараспев, как мантру, певец вступает в резонанс с частотой данной сферы. Тот же принцип применяется и в тантрической технике тибетских монахов, основанной на вокализации и визуализации: практикующий произносит мантру, связанную с определенной сущностью, и, визуализируя эту сущность, сливается с ней воедино.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ В КАББАЛЕ
Во многих каббалистических школах применяется метод работы с гласными звуками, позволяющий пробудить энергию, заключенную в различных сефирот. С этой целью чтец растягивает и выделяет гласные звуки, входящие в священное имя данной сефиры.
Вот что пишет о гласных Уильям Грей, один из величайших магов Запада, в своей книге «Говорящее Древо» (W. Grey. The Talking Tree):
«В иврите слова записываются одними согласными, а гласные звуки читающий подставляет сам, выводя значения слов из общего контекста. Изначально гласные представляли собой совершенно особый вид звуков: в основном они входили в состав только "имен Бога" и иных сакральных слов и терминов. Согласные образуют тело слова, однако лишь гласные способны вдохнуть в него душу.
В сочетаниях гласные складываются в Имя Сущего: И-А-О, И-Э-О-А, ХУ, ЯХ и так далее. Любая комбинация гласных звуков символизирует Создателя всего сущего. Именно поэтому гласные наделялись сакральной функцией во всех магических системах... Таким образом, гласные для языка то же, что жизнь и сознание — для сотворенного мира».
Мастера каббалистической магии, по словам Грея, полагают, что пение определенных гласных позволяет приобщиться к божественной энергии. Выпевая гласные того, что Грей называет «ключом к "Слову" А-Э-И-О-У», можно «полностью раскрыть в себе космическое сэзнание». В тех или иных сочетаниях гласные звуки помогают войти в резонанс с тем нли иным аспектом -божественной сущности.
Согласно Грею, гласный «А» соответствует элементу Земли и северу, «Э» — элементу Воздуха и востоку, «И» — элементу Огня н югу; «О» — элементу Воды и западу, а гласный «У» соответствует эфиру (который Грей именует элементом Универсальной истины) и «всему сущему вокруг нас».
Использование комбинаций гласных звуков в качестве магических формул восходит, очевидно, к глубокой древности. Эдгар Кейс, знаменитый «спящий пророк», пребывая в трансе, сообщил, что древние егнптяие прн помощи семи гласных звуков активизировали энергетические центры тела. Подтверждение этим сведениям можно найти н в иных, совершенно независимых источниках. Вот что пишет об использовании гласных в Древнем Египте Джеймс Андерсон Уинн, профессор Йельского университета, в своей работе «Легкомысленная риторика» (J. Winn. Unsuspecting Eloquence): «Исполняя гимны во славу богов, египетские жрецы произносят в определенном порядке семь гласных звуков».
Труды, посвященные магии и каббале обходят молчанием — возможно, умышленным — вопрос о взаимосвязи между гласными звуками и гармониками. Однако профессор Уинн в своем исследовании затрагивает и эту проблему:
«Каждый гласный звук требует определенного положения языка и определенной формы ротовой полости. Следовательно, каждый гласный приобретает собственный обертон, который будет сопровождать ее в любом случае, 'независимо от того, поется этот гласный или произносится, рожден ли он горлом женщины или мужчины. Попробуйте произнести один за другим, например, такие слоги — "би-ит", "бит", "бет", "бэ-эт", "боут", "бот", и вы услышите последовательное понижение высоты обертона. Если перейти на шепот, исключи?, таким образом, голосовой элемент, эффект будет еще отчетливее».
Ученые возводят некоторые аспекты каббалы к древнеегипетским храмовым церемониям. Значит, нет ничего удивительного в том, что вокальная техника, используемая Уильямом Греем и другими западными магами, схожа с сакральными ритуалами египетских жрецов.
ДРЕВО ЖИЗНИ И ИМЕНА БОГА
Первое препятствие на пути изучения оккультных и магических практик — то обстоятельство, что этн системы по большей части остаются закрытыми для непосвященных. Один нз примеров тому- — имена Бога, связанные с различными сефирот Древа Жизни. С одной стороны, любой желающий может почерпнуть сведения о них нз многочисленных книг по каббале. Как уже было сказано, произнося эти имена нараспев, человек получает возможность посредством резонанса приобщиться к энергии соответствующего божественного имени.
На илл. 3.2 представлено Древо Жизни с именами Бога, соответствующими каждой сефире. Кроме того, указаны имена архангелов, обитающих в этих сферах. Согласно учению каббалы, человек может призвать ангела, произнося его имя.
69
Илл. 3.2. Имена Бога и имена архангелов на Древе Жизни
Но, с другой стороны, как пишет Уильям Грей, «пенне гласных звуков и сакральных имен ничего не даст непосвященному. Тот, кто не прошел подготовительного обучения, никогда не сможет овладеть этими рычагами, управляющими человеческим сознанием». Главным же условием успеха в области магического песнопения является постижение взаимосвязи между вокализацией н визуализаций — звуковым воплощением н зрительным.
И в древнеегипетской, и в древнееврейской традиции акт творения представлен следующим образом: бог-творец произносит название объекта и тем самым создает его. Вот пример из Книги Бытие: «Бог сказал: "Да будет свет", и стал свет». Свет был создан путем произнесения самого слова «свет».
Наомн Яновиц, автор работы «Поэтика восхождения» (N. Janowitz. The Poetics of Ascent), выдвигает следующую теорию: чтобы божественное слово вылилось в вещественное воплощение, в нем должно быть «закодировано» конкретное действие или иное содержание. Таким образом, к процессу вокализации — сотворения предмета путем называния — добавляется еще один фактор: произнося название предмета, Бог-творец должен представлять его. Следовательно, в сфере нашего внимания оказывается концепция визуализации — зрительного воплощения. Эти понятия объединяет формула:
ВОКАЛИЗАЦИЯ + ВИЗУАЛИЗАЦИЯ = ВОПЛОЩЕНИЕ
И формула эта приложима почти ко всем исследованным мною традициям священного песнопения. К примеру, человек задался целью вступить в контакт с каким-либо божеством. Для этого он должен не только произнести определенный звук, резонирующий с ним, но и визуализировать это божество. То же самое и в случае с каббалистическим Древом Жизни: практикующий вызывает перед своим мысленным взором образ какой-либо сефиры, а затем произносит нараспев соответствующее ей имя Бога.
Отмечу еще раз, что проникнуть в тайны эзотерического учения, постичь истинный смысл обрядов и церемоний непосвященным бывает крайне нелегко. А пение сакральных имен Древа Жизни без надлежащей подготовки не принесет желаемого результата.
ПЕНИЕ ИМЕН БОГА ПО МЕТОДУ РЕГАРДЬЕ
Благодаря моим ученикам, учителям и друзьям мне несколько раз представлялась счастливая возможность участвовать в священных ритуалах, испытывая на себе их истинное, глубинное воздействие, хотя формально я и не являлся членом какого-либо магического ордена или сообщества. Однажды мне довелось приобщиться и к учению каббалы.