Как-то раз мой друг — музыкант и практикующий маг — дал мне послушать запись тайной каббалистической церемонии. Я сам учил его пению гармоник, и, овладев этим искусством, он стал применять его в магических ритуалах и обучать ему других людей.
То была запись голоса Израэля Регардье, знаменитого западного мага, члена ордена Золотой Зари: Регардье пел имена °»ога, соответствующие различным сферам Древа Жизни. Теперь'эту запись растираживали, но в то время она стала для меня настоящим откровением. Слушая, как Регардье поет имена Бога — например, «Яхве», которое в его исполнении звучало как «Йод-Хе-Вау-Хе», — я сразу отметил для себя, что он растягивает и акцентирует гласные. Иными словами, он пел не просто «Йод-Хе-Вау-Хе», а «Йоооод-Хеееее-Ваааау-Хееееее». Прислушавшись внимательнее, я заметил, что в этих долгих гласных отчетливо выделяются гармоники.
При этом обертоны получались вовсе не случайно. Регардье сознательно старался производить гармоники и усиливать их звучание. Не вызывало сомнений, что в его системе магин это обертональное пение представляло собой один из высших и самых со'кровенных уровней магической практики. Лично мне представляется, что гармоники в сочетании с именами Бога образовывали магическую звуковую формулу, призванную пробуждать те или иные аспекты божественной энергии. Согласен со мной и мой друг—музыкант и маг. Поскольку каждый гласный обладает собственной устойчивой системой обертонов, то каждое данное имя Бога дает при правильном исполнении вполне определенную, конкретную звуковую формулу.
СУФИЙСКАЯ ВОКАЛЬНАЯ ТЕХНИКА
Сакральное значение гласных звуков открыто признается во многих духовных традициях мира. Суфии, например, наделяют гласные звуки различными божественными свойствами. Услышав суфийское пение, можно постичь всю силу гармоник, заключенных в гласных звуках.
Вот что пишет о вокальном искусстве суфиев Пнтер Майкл Хэмел в своей работе «Через музыку к внутреннему Я» (P. Hamel. Through Music to the Self):
«В исламской среде также сложилась особая певческая техника, изменявшая голос до неузнаваемости. С незапа • мятных времен муэдзин, нараспев выкрикивавший текст священного Корана, в час молитвы всходил на минарет и, прижав руки к вискам, принимался возносить хвалу Аллаху неестественно высоким головным голосом, фальцетом. В тихих районах пронзительные звуки разносились на несколько миль вокруг и на расстоянии напоминали нежное женское пение. И лишь в непосредственной близости от певца можно было заметить, какие огромные усилия он прикладывает и как напрягает голосовые связки. Таким образом, и в мусульманской традиции певец, наделенный сверхъестественными способностями, входит в число людей, непосредственно причастных к учению Пророка. Суфии развили эту технику пения на высоких тонах. В момент экстаза исполнитель священного текста начинает издавать горловые звуки — нечто вроде икоты или очень быстрого йодля1,1, — в результате чего голос перескакивает на более высокий регистр, словно звук флейты, в которую дунули слишком сильно. Посредством такого пения мистическое содержание священных текстов или экстатических молитв напрямую передается слушателям. Эта вокальная техника отражает присущее исламу мистическое сочетание сурового аскетизма и религиозного рвения».
14 Йодль — песенный жанр у альпийских горцев с рефреном-вокализом, исполняемым с характерной частой сменой регистров.
Суфизм представляет собой эзотерическое ответвление ислама. Суфии много знают о целительных способностях гласных и активно их используют. Приведу отрывок из книги шейха Хакима Абу Абдуллы Гулам Мойнуддина «Книга суфийского пения» (Hakim Abu Abdullah Ghulam Moinuddin. The Book of Sufi Chanting):
«Долгие гласные,"а", "и", "у" занимают центральное место среди прочих звуков. Суфийская традиция именует их константами вселенской гармонии. Эти гласные играют важнейшую роль в любой мистической системе, основанной на использовании звуков...
Долгий гласный "а" движется из гортани вниз, чуть налево и останавливается в сердце... Долгий "и" устремляется в противоположном направлении: вверх, за носовую перегородку,- и вибрирует в центре шишковидной железы... Долгий "у" возникает на кончике вытянутых трубочкой губ, в точке, где соединяются вдох и выдох».
Автор отмечает, что слово «Аллах», к примеру, «представляет собой продленный гласный "а"» и, следовательно, пробуждает энергию сердца. Другой пример молитвы, с помощью звука «а» раскрывающей сердечную чакру, — молитва Господня: «Отче наш, сущий на небесах...».
Среди бесспорных знатоков гармонического пения и заложенных в нем чудотворных сил непременно следует назвать Пир Вилаят Хана, духовного главу Западного суфийского ордена. В его книге <-К Единому» (Pir Vilayat Khan. Towards the One) приводится схема соответствий гласных звуков н чакр (см. илл. 3.3).
ОБЕРТОНЫ В РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЯХ
Отцом Пир Вилаят Хана был Хазрат Инаят Хан. Как музыкант, он был весьма сведущ в лечении звуком. Его идеи изложены Сармадом Броуди в статье «Врачевание и музыка: Точка зрения Хазрат Инаят Хана» (Sarmad
Илл. 3.3. Схема Пир Вилаят Хана: соответствия гласных звуков и чакр
Brody. Healing and Music: the Viewpoint of Hazrat Inayat Khan):
«Главным приемом в области звуколечения, позволяющим обуздать волю и направить ее в нужное русло, является пение открытой гласной в одном и том же тоне. Именно так добиваются правильного звучания и получают возможность расслышать в производимом звуке различные обертоны... Еще более отчетливо обертоны проступают, если петь поочередно разные гласные, медленно переходя от одной к другой: "оо-аа-ии". С каждой новой гласной новые обертоны будут выходить на первый план».
Особое внимание Броуди уделяет четвертому обертону, который отстоит от основного тона на две октавы и большую терцию. Исполняя свои тантрические песнопения,
монахи из монастыря Гьюто делали акцент именно на этой гармонике.
«Умение различать четвертый обертон приведет в гармонию все ваше существо и вознесет сознание на высочайший уровень. Если вы овладели этим умением, значит, ваших сил хватит теперь на то, чтобы исцелить себя. Кроме того, научившись одновременно вслушиваться в четвертый обертон й посылать мягкий, нежный звук в ту область, где заблокирована энергия или возникло напряжение, вы сможете это напряжение ослаблять».
Другие традиции также наделяют гармоники необычайными силами и способностями. Роберт Льюис, член Братства розенкрейцеров, в своей работе «Священное Слово и его созидательные обертоны» (Robert С. Lewis. The Sacred Word and its Creative Overtones) рассматривает гармоники с позиций христианского мистицизма.
Согласно Льюису, основной тон — это проявление Святого Духа в форме звука на физическом плане. Той же энергии причастны и обертоны, отстоящие от основного тона на октавы. Эти гармоники Льюис обозначает нотой до, а из геометрических фигур ставит им в соответствие квадрат. Следующий обертон, составляющий с основным тоном терцию, соотносится с Духом Христа. Льюис обозначает его нотой ми и соотносит с пятиконечной звездой (пентаграммой). Ооертон, отстоящий от основного точа на кьлнту, Льюис связывает со'Вседержнтелем и ооозначает нотой соль. Этому обертону соответствует шестиконечная звезда (гексаграмма).
Для розенкрейцеров — Льюиса, Макса Хейнделя и прочих — базисным учением является христианский мистицизм. Но ядро их духовной системы составляет концепция звука как основного принципа мироздания (и в этом заключается сходство розенкрейцеров со многими эзотерическими традициями). «Все сущее во Вселенной, — пишет Льюис, — изначально возникло как мысль, которая затем воплотилась в звуковой образ, то есть в слово. Звук породил бесчисленное разнообразие внешних форм и сам проник в эти формы, наполнив их жизнью...
Обертоны всех музыкальных звуков являются связующей нитью между миром физическим и миром духовным. Именно поэтому религиозный обряд практически невозможно представить без музыки. Идет ли речь об индийской мантре или о пенни иудейского кантора, о призыве мусульманского муэдзина, о христианском гимне или о кантате Баха, музыка везде преследует единую цель: воздействовать на частоту вибрации каждого слушателя и через гармонический ряд возвести ее на высший духовный уровень».
ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ
На первый взгляд может показаться, что, обращаясь к католической традиции григорианского хорала, мы откло-* няемся от нашей главной темы. Однако между техникой, основанной на использовании гласных звуков и вокальных гармоник, и григорианским пением существует немалое сходство. Первые христианские гимны появились с зарождением христианства (Августин Блаженный называл их «песнями, возносящими хвалу Господу»). Музыкальная форма григорианского обряда распространилась по всей Европе и. Как считают исследователи, наивысшего расцвета достигла в WT p Зет что пишет в развитии христиан ской музыкальной традиции Джоселнн Годвин в своей книге «Гармония Небес и Земли» (Joscelyn Godwin. Harmonies of Heaven and Earth):
«Вполне осознавая силу психологического воздействия музыки, приверженцы христианства тем не менее редко использовали ее в ритуальных целях на глубинном, эзотерическом уровне. Причиной тому послужила историческая ситуация, в которой протекало становление этой религии. Для раннего христианства, зародившегося в Римской империи, музыка оказалась олицетворением всего самого греховного и отталкивающего: языческих культов с их экстатическими ритуалами, фривольных празднеств, сексуальной вседозволенности, ужасов гладиаторских битв. Пение гимнов отцы церкви считали позволительным, однако не допускали и мысли, что музыка может представлять собою нечто большее, чем источник обыкновенного чувственного наслаждения».