Смекни!
smekni.com

Голдмен Д. Г60    Целительные звуки: Пер с англ. /Д. Голдмен (стр. 17 из 37)

Недоступные сведения порой обрастают самыми невероятными теориями и догадками. К примеру, гид, сопровождавший в путешествии по Штатам монахов из Гьюто, на одном из концертов поведал группе любознательных слушателей, что монахи проглатывают кусок мяса, привязанный к струне, и поют, удерживая мясо в гортани. Этот прием и позволяет им добиться столь необычного звучания голоса. Год спустя один человек, слышавший рассказ гида, пересказал его настоятелю монастыря Гьюдмед. Выслушав рассказ, переданный через переводчика, монахи дружно расхохотались. Настоятель же заметил, что секрет их искусства заключается не в глотании мяса, а в тренировке.

Вняв совету настоятеля, я стал прилежно тренироваться в надежде в конце концов освоить «однотональный аккорд», однако мои упражнения не принесли ощутимых результатов. Я был очарован этими волшебными звуками с той секунды, когда впервые их услышал, но повторить их мне не удавалось. Я лишь напрасно напрягал голосовые связки. Несколько раз я даже пробовал свистеть, одновременно издавая горлом низкую ноту. Однако все это не имело никакого отношения к «однотональному аккорду».

Но однажды мне выпала великая честь провести с монахами Гьюдмеда первый в истории сеанс студийной звукозаписи. Тем вечером я отправился домой с целой кассетой священных песнопений. Устроившись в своей комнате для медитации, я стал слушать эти «тантрические гармоники». Через некоторое время я уснул.

Проснувшись наутро, я ощутил, как во мне многократным эхом отзываются голоса монахов. Я попытался воспроизвести их. И на сей раз вместо вялого, невнятного звука из моего горла вырвался «однотональный аккорд». Так, неожиданно и навсегда, ко мне пришел долгожданный дар. Но хотя теперь я могу издавать «однотональный аккорд», я не в силах точно объяснить, как это у меня получается. Вот что пишет о тибетской вокальной технике Питер Майкл Хэмел в своей книге «Через музыку к внутреннему Я»:

«Надо подчеркнуть, что этот удивительный звук не имеет никакого отношения к виртуозной технике вокала в обычном понимании. "Однотональный аккорд" возникает в тот момент, когда структурная связь между звуком, дыханием и разумом трансформируется в результате выполнения сад-ханы. [Под "садханой" в данном случае понимается декламация мантры, сопряженная с медитацией; человек, осуществляющий садхану, соединяется с призываемым божеством. — Дж. Г. J».

Терри Джей Эллингтон в книге «Мандала звука» также пытается объяснить механизм Возникновения «однотонального аккорда»:

«Очевидно, в основе этого феномена лежит особая методика управления голосовым аппаратом; одни мышцы гортани напрягаются, в то время как другие — расслабляются, в результате чего рождается тон чрезвычайно низкой частоты. Одновременно путем особого рода координации и напряжения верхних и нижних мышц туловища производится сильный выдох, и под давлением воздуха колебания голосовых связок достигают высокой амплитуды».

У меня за плечами большой опыт преподавания иных разновидностей обертонального пения, но обучить кого-либо технике создания «однотонального аккорда» мне до сих пор не удавалось. Опишу вам, какие ощущения я сам испытываю в процессе пения. Басовый тон (низкий горловой рев) образуется в глубине гортани. Я стараюсь сделать его максимально низким и глубоким, но так, чтобы это ие вызвало напряжения н болезненных ощущений. Голосовые связки в этот момент расслаблены: если в гортани произойдет сокращение мышц, звук не сможет идти дальше. Затем я направляю звук как можно глубже в область легких и диафрагмы. Иногда у меня даже возникает ощущение, будто звук доходит до самого желудка. Полагаю, именно так образуется субгармоника — тон на октаву ниже основного. Из самого низкого участка диафрагмы звук поднимается обратно в горло. Когда звук начинает выходить изо рта, я напрягаю щеки и складываю губы трубочкой. Очевидно, это внезапно обретенное умение связано с моим пребыванием в обществе тибетских монахов. Тибетское буддийское учение гласит, что искусство «одиотональ-ного аккорда» дается тому, кто в прошлой жизни поднес Будде жертвенный дар в раковине моллюска. Не знаю, в этом ли причина или в чем-то ином. Однажды во сне мне пригрезился тот вечер, проведенный с монахами, когда мне был ниспослан дар «однотонального аккорда». В том же сновидении я услышал повеление не злоупотреблять этим даром, не пытаться за его счет добиться внимания и славы. Может быть, я на собственном опыте испытал феномен «гармонической передачи» — когда вокальное мастерство напрямую передается ученику просто в силу того, что он пребывает рядом с учителем, ощущая на себе воздействие его вибрации.

Позже я узнал, что как раз таким способом молодые монахи овладевают техникой исполнения «однотонального аккорда». Может быть, именно этим путем и передавалась от поколения к поколению священная традиция с тех самых пор, как пятьсот лет назад Джецун Шераб Сенге увидел свой удивительный сон.

Методология обучения, принятая в тантрических школах, включает в себя следующий прием: новичков заставляют петь «однотональный аккорд» вместе с опытными певцами. Подражая старшим монахам, новички постепенно обучаются направлять звук в более глубокие участки легких и диафрагмы. Когда же в достаточной мере раскрываются их голосовые чакры, ученики уже могут издавать нужный звук.

Вот как описывает этот процесс профессор Колумбийского университета Роберт Турман, специалист по культуре Индии и Тибета:

«Молодые монахи поют вместе с учителем, пытаясь подражать его пению. Однако овладеть этой техникой чисто механическим путем невозможно: обучение включает в себя все аспекты дхармы. Путь к искусству полифонического пения лежит через отказ от собственного "я", что достигается последовательной целенаправленной медитацией. И лишь на определенной ступени такой медитации человек раскрывается достаточно, чтобы стать вместилищем и проводником этого необыкновенного звука. Исполнитель в момент пения пребывает на земле лишь физически; сознание его витает в иной сфере. Издаваемый им звук не порождается им, а лишь проходит сквозь него».

Тибетские монахи верят, что участвуют в создании «однотонального аккорда» лишь в качестве инструмента, средства передачи звука. Это важнейший постулат исповедуемого тибетскими буддистами учения о божественном звуке. Система священной вокальной музыки тантрических школ Гьюто и Гьюдмед базируется на этом принципе; и полифоническое пение, удивительное по красоте и силе воздействия, являет собой его наглядную иллюстрацию. Певец впускает в себя божественный звук, сливается с ним, и тогда в его голосе начинают звучать гармоники.

6

ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ. ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНЫМ МИРАМ

ПАССИВНОЕ И АКТИВНОЕ СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

С познанием гармоник в качестве одного из аспектов звука система вашего слухового восприятия претерпевает кардинальные изменения. Вы начинаете различать гармоники в стуке воды, капающей из крана, или в завывании ветра за окном. А вместе со слухом меняется и ваше сознание.

Умение слушать дается нам при рождении, однако с возрастом, к сожалению, многие из нас полностью или частично теряют этот дар. Слуховое восприятие имеет два аспекта: пассивный и активный. В первом случае ухо воспринимает или не воспринимает звук, если он не входит в рамки доступного слуху диапазона. После этого — если звук услышан — сигнал поступает в мозг, который распознает характер и значение этого звука. Однако существует и активный вид слухового восприятия.

Система Томатиса

Доктор медицины Альфред Томатис, французский врач-отоларинголог, посвятил сорок пять лет упорной работы изучению человеческого аппарата слухового восприятия — его устройства и назначения. Доктор Томатис выделяет три важнейшие функции слуха:

1. Поддержание равновесия в организме (стабилизация состояния нервной системы, восстановление физического тонуса, а также координация сенсорной информации и двигательных реакций.

2. Анализ и расшифровка движения за пределами организма (за это отвечает улитка, передняя часть ушного лабиринта) и соотнесение самого организма с этим движением (такова функция вестибулярного аппарата), то есть установление слухового и голосового контроля.

3. Стимуляция работы мозга.

В соответствии с теорией доктора Томатиса, звуки одного рода изнуряют слушателя, приводят его в состояние усталости; другие же, напротив, заряжают его бодростью. Особенно благотворное воздействие, считает доктор Томатис, оказывают звуки, содержащие в себе высокочастотные гармоники (к примеру, звуки григорианского хорала). Именно высокие частоты (около 8000 Гц) способны стимулировать центральную нервную систему и кору головного мозга.

Чтобы помочь своим пациентам перейти от пассивного к активному слуховому восприятию, доктор Томатис изобрел прибор, получивший название «электронного уха». Наушники, которыми снабжен прибор, представляют собой особого рода фильтр, позволяющий различать высокие частоты (и таким образом заново научиться воспринимать их самостоятельно). Слушая записи обер-тональных песнопений различных традиций (названия сборников перечислены в разделе «Список музыкальных произведений»), мы обнаружили, что важнейший элемент мелодии песнопений составляют высокочастотные гармоники, активизирующие работу мозга. Кроме того, пациенты Томатиса обучаются распознавать и применять г, лечебных целях гармоники, образуемые их собственнь'м голосом.

Доктор Томатис открыл для себя целительные способности высокочастотных звуков после того, как высшие иерархи одного бенедиктинского монастыря обратились к нему за помощью. После II Ватиканского собора новый аббат прекратил практику духовных песнопений, занимавших прежде от шести до восьми часов, сочтя их пустой тратой времени. А через некоторое время после этого решения монахи впали в состояние хронической усталости и депрессии.