Усилия множества врачей вернуть монахам былую бодрость оказались безрезультатными. Один известный французский специалист, осмотрев больных, заключил, что недуг их порожден недоеданием (рацион бенедиктинцев практически полностью состоял из растительной пищи) и предписал им новую диету, основанную на мясных продуктах и картофеле. Французский доктор, очевидно, забыл, что бенедиктинские монахи были вегетарианцами еще с XII в. и прежде аскетический образ жизни не причинял вреда их здоровью. Итак, больные начали питаться мясом и картофелем, отчего состояние их только ухудшилось.
Наконец руководство монастыря обратилось за помощью к доктору Томатису. И тот обнаружил, что монахи заболели из-за того, что их лишили возможности петь. Ведь именно терапевтический эффект григорианского хорала придавал им сил, чтобы проводить дни в беспрестанных трудах и молитвах. Лишь только практика ежедневных песнопений по указанию Томатиса была восстановлена, монахи вновь обрели прежнюю энергию.
Человеческий слух, являясь проводником звука, отвечает за стимуляцию коры головного мозга и восстановление 90-95% процентов общей энергии организма. В этом доктор Томатис и видит одну из главных функций слуха. Григорианские песнопения, в соответствии с его подсчетами, «содержат в себе все частоты голосового диапазона — приблизительно от 70 до 9000 Гц». Этот же диапазон охватывают и тибетская техника «однотонального аккорда», техника хоомей и иные традиции обертонального пения, описанные в этой книге.
В интервью, опубликованном в статье «О системе То-матиса», доктор отмечает, что в области звукотерапиц «наиболее важны частоты от 2000 до 4000 Гц, то есть верхний уровень голосового диапазона. Высокочастотные обертоны составляют тембровую окраску голоса, тогда как низкочастотными обертонами передается смысловая часть высказывания».
По теории Томатиса, терапевтический эффект гармонического пения достигается главным образом благодаря проводимости костной ткани: последняя резонирует на частоте около 2000 Гц:
«Звук образуется не во рту, не в теле, а, по сути дела, в костях. Кости "поют", как поют стены церкви, резонируя с голосом певца».
В частности, звук усиливает путем резонанса костная ткань черепа. Кроме того, проводимость костной ткани обеспечивает стимуляцию стремечка (слуховой косточки среднего уха), которое, как считает Томатис, в первую очередь отвечает за активизацию работы мозга. Томатис утверждает, что, ежедневно в течение четырех часов либо прослушивая звуки, богатые высокочастотными гармониками, либо производя их самостоятельно, человек может поддерживать высокую активность мозговой деятельности. Сам доктор сохраняет бодрость на протяжении большей части суток, обходясь максимум четырьмя часами сна. Эту свою способность он объясняет тем, что регулярно слушает звуки, содержащие высокочастотные гармоники. Доктору также удалось открыть и описать явление, известное как «эффект Томатиса». Суть его заключается в том, что человеческий голос способен производить и имитировать лишь те звуки, которые способно воспринимать ухо. То есть до тех пор, пока вы не научитесь различать определенные обертоны, вы не сумеете и воспроизвести их. Следовательно, изменения в слуховом восприятии, в способности слышать, влекут за собой изменения в работе голосового аппарата и голосовом диапазоне. Итак, активизируя систему слухового восприятия, открывая свой слух гармоникам, мы обретаем возможность не только воздействовать на деятельность мозга и общее состояние своего организма, но и качественно изменить свои вокальные данные.
Дэвид Хайкс, человек, основавший Гармонический хор и пробудивший в западном обществе интерес к оберто-нальному пению как виду искусства, внес собственный вклад в концепцию активного слухового восприятия. Вот что пишет он в заметке, сопровождающей программу концерта Гармонического хора:
«Сможет ли человечество заново научиться слушать звуки мира, вместо того чтобы постоянно отключаться от них? Вслушайтесь внимательнее в окружающие звуки, и однажды вы различите ту целительную гармонию, что кроется в бессмысленном грохоте повседневной суеты. Это будет означать, что вы сделали второй шаг на длинном пути, ведущем к активному слуховому восприятию. Вам предстоит пройти этот путь целиком, этап за этапом. Начинается же он с познания тишины. Искусство активного слухового восприятия неотделимо от искусства гармонической музыки. Гармоническая музыка — источник всего самого важного и самого прекрасного в мире звука и в мире людей, связанных воедино законами вибрации».
Активное слуховое восприятие — ключ не только к искусству гармонического пения, но и к познанию иных уровней сознания. К примеру, индуистская традиция рассматривает активное слуховое восприятие, «слушание» как мощное средство расширения сознания. Выражением этой концепции является образ шабды, «звукового потока»: оседлав его, словно крылатого коня, человек уносится в другие миры. Приобщение к «звуковому потоку» достигается медитацией на звук.
ЗВУКИ ТАЙНЫЕ И ЯВНЫЕ
В санскрите, языке Вед, существует два разных термина для обозначения внешнего и внутреннего звука. Звук слышимый, физический носит название «ахата». Он возникает в результате возбуждения колебательной системы, то есть когда какая-либо внешняя сила приводит физический, объект в состояние вибрации. Ему противостоит «анаха-та» — звук скрытый, непостижимый. Он не является порождением вибрации физического тела. Ахата доступна практически каждому; анахату же может услышать лишь опытный мастер медитации.
Меня всегда волновал вопрос: возможно ли, что гармоники представляют собой связующее звено между ахатой и анахатой и, следовательно, между сферой физической и метафизической? Ведь в результате физического воздействия возникает основной тон, но не гармоники.
Духовные учителя подтвердили правоту моей догадки: гармоники действительно являются связующей нитью между физическим планом бытия и другими, высшими планами. Пир Вилаят Хан, глава Западного суфийского ордена, сравнил обертоны с лестницей, по которой человеческое сознание может подняться к иным уровням реальности. С этим утверждением перекликаются слова медиума Каймо-ры, сказанные в трансе: гармоники связывают между собой семь уровней бытия: физический, астральный, каузальный (причинный), ментальный и еще три уровня. Путь к высшим планам реальности лежит через пение или активное слушание гармоник.
ГАРМОНИКИ В МЕДИТАЦИИ
Слушание гармоник — ключ к освоению техники медитации. Чтобы открыть для себя путь к иным мирам, мы должны расширить свое слуховое восприятие, научившись различать «звуки внутри звука», то есть гармоники17.
Найджел Чарльз Хафхайд, европейский мастер оберто-нального пения, пишет:
«То, что человеческим слухом воспринимается как тембр, на деле представляет собой отражение универсального принципа — принципа гармонического ряда. Гармонический ряд — это система организации обертонов, мельчайших элементов звука. Принцип гармонического ряда не является принадлежностью исключительно музыкальной сферы: он приложим к любому звуку, встречающемуся в природе».
Впервые прослушав альбом Гармонического хора «Песни солнечных ветров», я то ли уснул, то ли вошел в состояние измененного сознания посреди шумного холла вашингтонского отеля. Впоследствии я слушал эту пленку еще неоднократно, и записанные на ней гармоники неизменно оказывали на мое сознание столь же необычайное воздействие. И не я один-испытал на себе удивительную силу этих звуков. Роберт Палмер, также прослушавший альбом, изложил свои впечатления в статье, опубликованной в «Нью-Йорк Тайме»:
«Слух наполняют волшебные звуки — словно с небес льется гармония ангельских хоров и огромных невесомых оркестров. Прозрачно звенят мириады струн, раскатисто гудят ряды валторн, нежно поют свирели... Превращение
17 В разделе «Список музыкальных произведений» перечислены замечательные музыкальные сборники, которые помогут вам в процессе медитации. По большей части это кассеты с высококачественной записью обертонального пения различных исполнителей.
происходит внезапно. На несколько секунд я невольно отвлекаюсь, а когда вновь обращаюсь к музыке, вдруг понимаю, что голоса мистера Хайкса и его шести певцов непостижимым образом преобразились. Откуда-то издали ко мне несутся волны призрачной, неземной музыки. В изумлении я начинаю снова напряженно прислушиваться. И чем больше вслушиваюсь, тем больше чудесных звуков открывается моему слуху».
По теории доктора Альфреда Томатиса, почти все черепные нервы соединены с ухом. В частности, слуховой аппарат оказывает воздействие на работу зрительного и глазодвигательного нерва; следовательно, органы слуха участвуют в процессах зрительного восприятия и движения. Кроме того, со слуховым аппаратом связан блуждающий нерв (десятая пара черепных нервов), который регулирует работу гортани, бронхов, сердца, желудочно-кишечного тракта. Таким образом, в сфере воздействия органов слуха находятся голос, дыхание, сердечный ритм и пищеварение. Это, на мой взгляд, полностью объясняет тот факт, что обертональное пение с его нежными, мягкими мелодиями так легко погружает человека в расслабленное, медитативное состояние.
Не думайте, дорогие читатели, что я слишком отклонился от первоначальной темы. Да, настоящая глава не посвящена «врачеванию» в прямом смысле этого слова. Однако и приверженцам холизма, и специалистам в области аллопатической медицины прекрасно известны целительные свойства релаксации и медитации. Вопрос о взаимосвязи между физическим здоровьем и душевным состоянием неоднократно поднимался в литературе. Релаксация и медитация — путь к исцелению множества телесных недугов, включая сердечные болезни, последствия инсульта, нарушения в иммунологической системе. Некоторое время назад даже возникла новая научная дисциплина — психонейроиммунология, объектом изучения которой как раз и стала взаимосвязь тела и сознания.