«Киматик» состоит из переносного компьютера размером с кейс и генератора звука, представляющего собой мо-лоточковый механизм.
Гармоники, производимые «киматиком», подвергаются компьютерной обработке — сводятся в таблицу и реконструируются, — после чего скорректированная частота направляется в пораженную зону. Гармоники «киматика» состоят из пяти разных частот, которые, по расчетам доктора Мэннерса, способны оказывать на человеческий организм наиболее мощное целительное воздействие. Звуки «киматика» принципиально отличаются от вокальных гармоник, которым посвящена эта книга: они создаются электронным прибором, и каждый из них представляет собой чистый тон. Тем не менее эти тоны являются гармониками эталонных частот человеческого организма, отделенными от этих частот на такое количество октав вверх или вниз, чтобы их могло воспринять человеческое ухо. Эталонная частота (которая может находиться в диапазоне как инф-ра-, так и ультразвуковых частот) выступает в данном случае основным тоном по отношению к тонам-гармоникам, создаваемым «киматиком». Тоны эти составляют с основным тоном интервал в одну или более октав. Именно поэтому к ним и применяется термин «гармоники».
Компьютерная память «киматика» содержит тысячи составных гармоник, призванных возвращать пораженное болезнью тело в здоровое состояние. Каждому органу и каждому заболеванию соответствуют особые частоты. Особыми же частотами лечатся психические расстройства. Вот лишь неполный перечень болезней, от которых избавляет «киматик»: анемия, астма, колит, запор, диабет, экзема, глаукома, порок сердца, различные виды грыжи, болезни почек, рассеянный склероз, ишиас, сонная болезнь, сифилис и тонзиллит. Если теория резонансной терапии верна, то звук может стать настоящей панацеей, лекарством практически от любого заболевания. «Киматик-терапия» — это лишь одна из множества новоизобретенных звукотерапевтических методик. Эти разновидности целительства уже успели прибрести значительную популярность, однако для официального признания в медицинском сообществе им не хватает научного обоснования. Дело в том, что проведение необходимых исследований занимает много времени и требует значительных финансовых затрат, то есть помощи спонсоров. А организации крайне неохотно выделяют средства на разработку непроверенных методик, и круг, таким образом, замыкается.
И все же нехватка средств на научные изыскания не мешает звукотерапии снова и снова демонстрировать свою эффективность. Я беседовал со многими людьми, на себе испытавшими целительное воздействие звука. Кроме того, мне неоднократно приходилось собственными глазами наблюдать случаи исцеления под воздействием звука, в особенности вокальных гармоник (о чем вы прочтете подробнее в главе «Обертональное пение»).
К сожалению, пока ни один из этих случаев не удалось зафиксировать на видео. Но мне хочется верить, что огромный целительный потенциал, заложенный в звуке, в ближайшем будущем перейдет в разряд научно доказанных фактов. По моему мнению, исследователи должны сосредоточить внимание не на поиске доказательств эффективности звукотерапии, а на раскрытии механизмов этой эффективности. И я уверен, что в процессе таких исследований на первый план непременно выйдет феномен резонанса.
В своей первой беседе с доктором Мэннерсом я спросил, каким образом ему удалось составить диапазон частот «ки-матика». Доктор ответил, что большинство из них были вычислены и рассчитаны научным путем, остальные же результаты были получены при помощи приборов, применяемых в радионике. Радионика исходит из предпосылки, что любое вещество излучает энергию — не просто обычную магнитную или электрическую, а энергию, проявляющуюся на тончайших, скрытых уровнях вибрации. Для выявления этой энергии применяются особые маятники, которые, реагируя на нее, начинают раскачиваться. При помощи подобных приборов исследователям и удалось определить частоты, соответствующие различным частям человеческого организма.
Доктор Мэннерс сообщил мне, что результаты лабораторных опытов (например, по выявлению природной частоты печени) совпали сданными радионических приборов. Следует при этом заметить, что один такой лабораторный опыт занимает несколько часов, тогда как исследование при помощи радионических приборов длится всего несколько минут.
«ЛЯМБДОМА»
Другой вид звукотерапии, разработанный Барбарой Хи-роу, основывается на пифагорейской таблице частот — «лямбдоме». (О «таблице лямбдомы» вкратце рассказывалось ранее, в главе «Теория музыки в научных дисциплинах».) Считается, что эту математическую систему разработал Пифагор, а спас от уничтожения его последователь Ямвлих.
Барбара Хироу, математик и художница, работает с «лямбдомой» уже на протяжении двадцати лет. Она убеждена, что в «лямбдоме» заключена формула излечения звуком, поскольку перечисленные в ней частоты способны посредством резонанса восстанавливать равновесие и гармонию в чакрах.
чакры представляют собой тонкоплановые энергетические центры, расположенные на центральной линии тела, то есть вдоль позвоночника. Во многих эзотерических традициях принят постулат, что энергия, воздействующая на физическое тело, исходит из чакр. В настоящий момент многие ученые проводят исследования, имеющие целью доказать существование чакр и других элементов тонкой энергетической системы в организме — таких как меридианы, на которых основана теория акупунктуры. Считается, что нарушения в системе чакр отрицательно влияют на состояние физического тела. Следовательно, методика восстановления баланса в чакрах одновременно является терапевтической техникой.
Разработанная Барбарой звукотерапевтическая система основана на восходящих и нисходящих гаммах синтезированных чистых тонов. Когда мне впервые довелось услышать эти звуки, они произвели на меня большое впечатление. Однако эта методика, видимо, не вполне подходит лично мне, и оттого я не смог по-настоящему ощутить ее воздействие. Сама система, однако, меня очень заинтересовала; в особенности мне захотелось понять, по какому принципу подбирались нужные частоты. В отличие от меня, моя жена Карен, значительно более восприимчивая, в полной мере ощутила благотворное воздействие этих звуков. Прослушивая пленку с записью частот «лямбдо-мы», она почувствовала, что определенные тоны вступают в резонанс с ее чакрами, восстанавливая в них гармонию и равновесие. Столь же благоприятные отзывы я слышал и от многих других людей, работавших по системе Барбары Хироу.
Внимательно исследовав частоты «лямбдомы», я обнаружил, что все они гармонически связаны между собой. Пифагорейская «лямбдома», собственно говоря, и представляет собой таблицу соотношений между обертонами. Таким образом, на свои кассеты Барбара записывала всего лишь ряды гармонически взаимосвязанных частот. Вполне допустимо, что чакры также гармонически взаимосвязаны, а потому и подвержены воздействию гармонически взаимосвязанных тонов.
Многие исследователи, в том числе Ицхак Бентов, автор книги «Охота на дикий маятник» (Izthak Bentov. Stalking the Wild Pendulum), считают, что между эфирными полями организма — астральным и ментальным, например, — также существует гармоническая взаимосвязь. Более того: гармонически связаны между собой чакры и физическое тело человека.
ГОЛОС В ЗВУКОТЕРАПИИ
До сих пор мы рассматривали лишь те разновидности зву-котерапии, которые основаны на гармониках, создаваемых электронными приборами. В процессе лечения пациент слушает эти гармоники либо в записи, либо непосредственно в воспроизведении самого прибора. Однако гармоник, которые способен производить наш собственный голос, мы пока не касались.
В своей первой беседе с доктором Мэннерсом я рассказал ему о технике обертонального пения, подробное описание которой вы найдете в главе десятой. Техника эта заключается в следующем: при помощи голоса целитель исследует физическое или эфирное тело пациента, а затем направляет туда гармоники, порожденные своим же голосом. Я неоднократно наблюдал эту методику в действии и могу засвидетельствовать, что она весьма эффективна. Я сказал доктору Мэннерсу, что, по моему мнению, эта методика практически идентична «киматик-терапии». Он согласился, добавив, однако, что медицинскую общественность скорее заинтересует инструмент, генерирующий целительные частоты, чем человек, выкрикивающий в лицо своему пациенту какие-то странные звуки.
Теоретически человеческий голос обладает не меньшим целительным потенциалом, чем электронный прибор, а, возможно, даже большим. Вы поймете, насколько правомерно это заявление, если вспомните формулу «ЧАСТОТА + НАМЕРЕНИЕ = ИСЦЕЛЕНИЕ», приведенную в одной из предыдущих глав. Если человек создает звук самостоятельно, ему совсем несложно вложить в этот звук нужное намерение. Однако далеко не просто всегда помнить об этом, когда нажимаешь клавиши синтезатора или вводишь числовую последовательность в компьютер.
ГОЛОС КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧАКРЫ
Методика восстановления равновесия в системе чакр при помощи голоса была описана еще три тысячи лет назад в аюрведе — ведической системе врачевания. В большинстве случаев воздействие на чакры сводится к пению мантр, однако может включать в себя и отдельные гармонически связанные звуки (о системе соответствия гласных звуков и чакр вы сможете прочесть подробнее в следующей главе). В числе прочих на системе гармонически взаимосвязанных тонов базируется и методика Рэндела Маклеллана.