Интересно, кстати, что, по представлениям йогов, на поверхности нёба имеется крохотная «кнопка», на которую нажимают языком, чтобы стимулировать шишковидную железу. Располагается эта кнопка примерно в той же точке, в которой язык касается нёба в вышеописанном упражнении.
Теперь пропойте слог «Н-н-н-ё-ё-р-р», медленно продвигая язык от задней части нёба к передней. В какой-то момент вы услышите, что на определенном участке звучание обертона, напоминающее пронзительный свист, станет отчетливее и громче. Установив эту точку, задержите на ней язык и одновременно поэкспериментируйте с формой ротовой полости — к примеру, сделайте «рыбьи губы», как в одном из предыдущих упражнений. Это позволит вам произвести несколько различных гармоник.
Перейдем к следующему упражнению. Оно основано на слоге «Н-Н-о-о-Н-Н», состоящем из носовых согласных и гласного. В процессе пения этого слога открывается и закрывается голосовая щель (образованная мускулом на задней стенке гортани). Там располагается еще одна область образования гармоник. Для начала пропойте носовой звук «Н-Н-Н», а затем добавьте кнемуслог«а-а-Н». Получится — «Н-Н-а-Н». Затем пропойте носовой звук «Н-Н-Н» и добавьте к нему слог «о-о-Н». Повторите то же самое со слогами «Н-Н-Н-е-е-Н» и «Н-Н-Н-и-и-Н» (наподобие английского sing).
Теперь свяжите эти четыре слога — «Н-Н-а-Н-Н», «Н-Н-о-о-Н-Н», «Н-Н-Н-е-Н» и «Н-Н-Н-и-и-Н» — воедино, пропев их на одном дыхании. По существу, вы просто тянете звук «Н», периодически приоткрывая голосовую щель, чтобы пропеть тот или иной гласный. В процессе пения вы заметите, как в глубине вашей гортани, у задней стенки, образуются гармоники разной высоты.
Теперь, освоив слоги «МОР», «НЁР» и «НОН», попробуйте объединить их в непрерывную линию. Пропойте их по очереди, плавно переходя от одного к другому. Вы услышите, что каждому из этих слогов сопутствуют свои особые гармоники.
Попробуйте поменять порядок слогов: начните с «НОН», затем перейдите к «НЁР» и закончите «МОР». Потом поменяйте порядок следующим образом: «МОР», «НЁР», «НОН».
Это упражнение — наиболее легкий путь к созданию вокальных гармоник. Однако той же цели могут служить и некоторые другие фонемы. Попробуйте самостоятельно испытать их:
•Ф- «У-у-у-а-а-а-у-у»: медленно тяните этот звук на одном дыхании. В те моменты, когда вы будете открывать и закрывать рот, вы услышите гармоники разной высоты. Если вы назализуете звук, число отчетливо слышимых обертонов увеличится.
<f- «Х-х-х-х-ё-ё-ё-р-р-р — И-и-и-и»: этот звук, очень похожий на уже известный нам «НЁР», переносит место образования основного тона и обертонов из глубины гортани в переднюю часть ротовой полости. Пропойте этот слог на одном дыхании, но разделив его на две части: «Х-х-х-ё-ё-ё и «Р-и-и-и-и» (на звуке «р» язык практически не касается неба).
■Ф- «У-у-у-у-и-и-и-и»: этот звук больше всего подходит людям с высоким голосом или фальцетом. «У-у-у»
создает более низкие гармоники, тогда как«И-и-и» — гармоники более высокие. Некоторые люди считают это упражнение самым легким и действенным.
Пение слогов — это лишь начальный этап обучения технике обертонального пения. Следующая задача, стоящая перед вами, — обрести контроль иад гармониками, возникающими во время пения.
Разные гласные позволяют производить гармоники разных тонов. В ряду гласных от «У» до «И» (У, О, А, Э, И) заключена серия формант, тоны которых последовательно перемещаются вверх по гармоническому ряду. Немного потренировавшись, вы, скорее всего, уже научитесь производить и различать по меньшей мере девять обертонов.
Учимся регулировать звучание гармоник
Если вы освоили сам принцип гармонического пения, переходите к следующему этапу. Теперь вам предстоит научиться сосредоточивать внимание на одной из гармоник и увеличивать ее громкость. При этом не важно, какую именно фонему вы используете. Если вам удалось выполнить эту задачу с одной гармоникой, переходите к следующей.
Поскольку все мы обладаем разными вокальными возможностями, можно предположить, что и обертональный диапазон у каждого из нас свой. Если вы выполнили все вышеописанные упражнения, но так и не сумели различить в своем голосе гармоники, попробуйте немного поднять — или, наоборот, понизить — высоту основного тона. Вполне возможно, что хватит лишь небольшого изменения.
Кроме кассет с записью обертонального пения на первом этапе обучения вам могут помочь магнитофонные записи вашего собственного голоса. Запишите на пленку свои упражнения, а затем прослушайте. Нередко люди настолько поглощены процессом пения, стремясь во что бы то ни стало достигнуть желаемого результата, что сам результат ускользает от их внимания. Случается также, что человек просто не в силах определить, действительно ли в его голосе звучали гармоники. Магнитофонная запись поможет вам услышать, как при пении меняется высота и характер звука и как в вашем голосе естественным путем возникают гармоники. Таким образом вы сможете осознать, что искусство обертонального пения доступно каждому.
Помните, что путь к успеху лежит через упорные тренировки. Чем больше вы практикуетесь, тем совершеннее становится ваша техника. Не забывайте, что рано или поздно вы сможете добиться желаемого результата, хотя одни услышат в своем голосе гармоники после первого же упражнения, а другим для этого понадобится несколько дней.
Во время тренировок вам придется напрягать мышцы голосового аппарата совершенно новым, непривычным способом. Кроме того, вам, вероятно, понадобится некоторое время на то, чтобы освоить те области гортани, ротовой и носовой полости, которые прежде не участвовали в процессе звукообразования.
Рассчитайте, какое время вам удобно тратить на тренировки. Считается, что наибольшую пользу приносят ежедневные пятнадцатиминутные занятия. Прибавьте к этому сроку еще некоторое время для того, чтобы полностью прочувствовать и осмыслить полученный результат: ведь те звуки, которые вы научитесь издавать, будут, резонируя с вашим телом, воздействовать на ваш сердечный и дыхательный ритм, кровоток, температуру, мозговые волны и многое другое. Повторю свой совет на протяжении тренировки держать под рукой блокнот.
Во многих магических и религиозных традициях гармоники почитаются как священные звуки. Сейчас вы готовитесь пробудить их божественную силу, дремлющую в вашем собственном теле. Отнеситесь к этим волшебным звукам с должным почтением и трепетом. Но помимо прочего процесс обучения принесет вам море радости и веселья. Испытайте счастье и благодать, что несет в себе звук. Шагните в распахнутые врата нового мира.
10
ОБЕРТОНАЛЬНОЕ ПЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Из всех источников звука, какие только существуют на Земле, человеческий голос, по мнению многих, наделен наибольшей целительной силой. Ни один музыкальный инструмент не обладает столь богатым диапазоном звуков различной высоты и тембра. Фактически многие инструменты и были созданы лишь для того, чтобы воссоздавать те или иные аспекты звучания человеческого голоса. Диапазон, доступный человеческой гортани, простирается от горлового рева тибетских монахов до птичьего щебетания певцов из племен индейцев Южной Америки. Пользуясь одним лишь голосом, мы можем охватить необычайно широкий спектр частот и тембров. Наши голоса способны имитировать любые музыкальные инструменты (в том числе и ударные), подражать звукам окружающего мира, а также производить звуки принципиально новые, которые в природе не встречаются.
тонинг
Тонингом именуется техника лечения голосом. Этот термин ввела в употребление Лорел Элизабет Кейс, применив его в своей книге «Тонинг» (Laurel Elizabeth Keyes. «Toning»), которая к настоящему времени уже считается классическим трудом в этой области медицины. Фактически тонинг применялся уже тогда, когда пещерный человек, споткнувшись, ушибал ногу и пытался облегчить свои страдания криком. Но как разработанная методика врачевания при помощи человеческого голоса тонинг появился в начале 60-х гг. благодаря Лорел Кейс. В своей работе Кейс так описывает эту терапевтическую систему: «Тонинг — древний метод врачевания недугов... Цель его заключается в том, чтобы восстановить изначально присущую человеку гармоническую структуру».
С тех пор как Лорел Кейс заново открыла возможности тонинга, многие исследователи успели в свою очередь изучить и описать этот феномен. Значительно расширилась и практика применения голоса в медицинских целях.
Лэ Мэгги Гарфилд пишет в своей работе «Звукотера-пия» (Laeh Maggie Garfield. Sound Medicine):
«В основе тонинга лежит способность гласных звуков воздействовать на частоту колебаний в каждой клетке, каждой молекуле человеческого организма».
Дон Кэмпбелл в книге «Рокот безмолвия» тоже затрагивает тему тонинга:
«Тон — это доступный слуху звук, обладающий длительностью, достаточной для его распознания. Техника тонинга основана на сознательном удлинении звука при помощи дыхания и голоса».
Вот как описывает феномен тонинга Джон Боле, автор книги «Музыка и звуки в искусстве врачевания»:
«Эти вокальные упражнения, именуемые тонингом, — всего лишь выражение эмоций. Они не несут в себе семантического значения. Их главная цель — восстановление телесной гармонии и душевного равновесия».
Касается этого предмета и Рэндел Маклеллан в своей работе «Исцеляющие силы музыки»:
«Человек в течение продолжительного времени производит звуки произвольной высоты и окраски с целью вызывать резонанс в тех участках организма, куда направлен голос. Это и называется "тонингом"».