«Тонинг высвобождает мощный поток природной энергии и позволяет ему свободно течь сквозь ваше тело», — пишет Стивен Халперн в книге «Настройка человеческого инструмента» (Steven Halpern. Tuning the Human instrument).
В завершение я хотел бы предложить вам собственное определение тонинга. Тонинг стоит за рамками человеческой речи. Это звук, не наделенный конкретным смыслом и состоящий в основном из гласных, хотя к ним иногда могут примыкать и согласные, образуя слоги. Целью тонинга является облегчение боли или просто снятие напряжения. Кроме того, тонинг позволяет создавать резонанс в физическом теле и эфирном поле. Вздохи, стоиы, «мычание», «мурлыкание» привязавшейся мелодии также можно считать разновидностями тонинга.
Тонинг — не песнопение в прямом смысле этого слова, хотя в отдельных случаях может принимать похожую форму. Песнопение — как церковное, так и магическое, — подразумевает осмысленный текст, будь то слова молитвы или заклинание. Мантры, которые строятся на установленных традицией звуках — «Ом На Ма Шива Я» или «Ом Мани 11адме Хум», например, — тоже являют собой вид песнопения, хотя пение отдельных слогов — «Ом» или «Ра» — можно считать тонингом. Граница между этими двумя системами определяется четко: как только слоги начинают складываться в слова, а слова — в связный осмысленный текст, тонинг кончается и начинается песнопение.
ТОНИНГ КАК СРЕДСТВО ИСЦЕЛЕНИЯ
Из всех разновидностей звукотерапии самой эффективной, пожалуй, следует признать именно тоиинг, и тому есть множество причин. Во-первых, в рамках этой техники мы можем научиться при помощи собственного голоса создавать резонанс в различных зонах своего тела и таким образом приводить их все в состояние гармонии. Этот метод основывается на принципе резонанса. Каждый орган, каждая кость и ткань нашего тела обладает природной, «здоровой» частотой вибрации. Когда же в организме поселяется недуг, эта частота изменяется. Создав тон, частота которого совпадает с изначальной частотой пораженного органа, можно воздействовать на измененную частоту и вернуть орган в прежнее состояние.
Ряд исследователей, в том числе доктор Питер Гай Мэн-нерс, применяют данный метод лечения, при помощи электронных приборов создавая нужные частоты и направляя их на охваченные болезнью участки. Однако той же цели можно добиться и с помощью одного человеческого голоса. Особенно убедительно говорит в пользу голоса тот факт, что частота настройки (т.е. природная частота колебаний) того или иного органа может немного варьироваться у разных людей, а прибор не способен учитывать эти различия. Используя голос, можно добиться гораздо большей точности.
Во-вторых, не следует забывать о важнейшей роли намерения. Намерение составляет энергетическое ядро звука, наполняет его эмоциями и стремлениями. Хотя многим понятие «намерение» может показаться нематериальным и расплывчатым, я не сомневаюсь, что, по мере того как будут умножаться наши знания о терапевтической силе звука, будет неуклонно расти интерес и к этому его аспекту.
Человеческий голос более, чем любой музыкальный инструмент, способен концентрировать энергию намерения и направлять в нужную точку. Конечно, направлять в больной орган целительную частоту можно и при помощи электронного прибора. И прибор этот будет работать независимо от того, чем занят его хозяин, — мечтает, спит или лежит на пляже. Но голосовая терапия требует от человека абсолютной концентрации, не важно, лечит ли он самого себя или кого-то другого. Чтобы создать терапевтическую ситуацию, мы должны всецело сконцентрироваться на настоящем мгновении — «здесь и сейчас». И именно в этот момент, при условии полной сосредоточенности, в звук закладывается целительное намерение.
Роль намерения нетрудно понять, если.вспомнить, как по-разному может действовать на нас пение. Мы можем зевать от скуки, слушая идеальное исполнение, не нарушаемое ни единой фальшивой нотой ^то есть неверной частотой). Голос звучит прекрасно, но в нем чего-то не хватает, и он оставляет слушателя равнодушным. В то же время хриплый и небогатый голос другого исполнителя, о чьих вокальных способностях отзываются весьма критически, может растрогать до слез.
Реакция слушателей никак не связана с тем, какие частоты производят эти голоса. Следовательно, эффект-занизит лишь от намерения, которое исполнитель вклады-luiirr и свое пение. Развивая эту мысль, можно заключить, что намерение является залогом терапевтического воздействия музыки в равной, если в не большей степени, чем сам звук.
Откуда же появляется намерение? Оно рождается в уме и сердце человека еще до создания звука. Оно может представлять собой мысленный образ того объекта, на который направляется звук. Когда появляется намерение? Обычно — в момент вдоха, предшествующего пению. Но наибольшую силу обретает то намерение, которое рождается в паузе между вдохом и началом пения.
ДЫХАНИЕ
Многие полагают, что в паузе между вдохом и выдохом (и нашем случае— звуком) все части человеческого ирганизма резонируют между собой. Исследователи, в числе которых и Ицхак Бентов, называют точную частоту волны, которая в этот момент возникает в организме, — 7,8 Гц. Считается, что такова же частота настройки нашей планеты, а следовательно, на один краткий миг человеческое тело настраивается в унисон с энергией Земли. Попробуйте сами уловить эту паузу. Сделайте глубокий вдох, задержите воздух, а затем выдохните. Дыхание — это основа всех звуков, которые мы производим при помощи голоса. Без дыхания они попросту невозможны. Дыхание составляет сущность самой жизни: ведь именно благодаря дыханию мы живем. Многие мировые традиции почитают священной жизненную энергию, заключенную в дыхании. В индийской традиции она именуется праной, в китайской — ци. Древние евреи обозначали дыхание словом руах, второе значение которого — «дух», «душа».
Учение о дыхании — тема настолько обширная и важная, что ей самой посвящено множество исследований и книг. Существует также множество различных методик правильного дыхания. Некоторые считают, например, что дышать следует через нос и лишь определенным образом. Другие, напротив, уверены, что вдыхать и выдыхать нужно исключительно через рот. Я же полагаю, что каждый волен дышать только так, как ему удобно и легко. Однако во время пения рекомендуется тщательно следить за осанкой, поскольку энергия, заключенная вдыхании, более успешно взаимодействует с другими системами физического и эфирного тела, когда спина выпрямлена. Кроме того, сидя прямо, значительно легче сделать глубокий вдох.
Вопрос о том, следует дышать через нос или через рот, остается открытым. Однако все специалисты в области дыхательных техник сходятся в одном: воздух во время вдоха должен достигать диафрагмы. Диафрагма расположена между грудной и брюшной полостями. Для меня всегда было естественным дышать именно таким образом, и я с большим удивлением узнал, что многие люди дышат иначе. Думаю, это результат неправильного воспитания: скорее всего, в школе или где-то еще этим людям запрещали глубоко дышать, поскольку от этого «задираются плечи».
Теперь сделайте глубокий вдох и осмотрите свое тело. Если у вас выпятились нижние ребра и живот, значит, вы дышите правильно и воздух достиг диафрагмы. Обычно именно так дышат люди в состоянии полного расслабле ния. Если же у вас приподнялись плечи, а живот остался неподвижным, значит диафрагма осталась незадействован-ной. Вероятно, вы слишком напряжены.
Диафрагмальное дыхание более глубокое, то есть при таком способе дыхания в легкие попадает больше воздуха. Кроме того, этот способ значительно легче второй разновидности глубокого дыхания, когда функционирует только верхняя часть легких. Диафрагмальное дыхание расширяет возможности наших легких, позволяя нашему организму вобрать в себя больше жизненной энергии.
Диафрагмальное дыхание — наиболее естественный способ дыхания, однако иногда нам приходится потрудиться, чтобы отвыкнуть от той дыхательной техники, к которой приучились в детстве. Научиться правильно дышать нетрудно: следует лишь доводить воздух до дна легких сознательным усилием. Поначалу вам, возможно, придется «о время вдоха специально надувать живот. Овладеть этой техникой дыхания будет легче, если вы ляжете на спину, положив на живот руки. Вдохнув, вы почувствуете, как он раздувается, оттого что воздух наполняет диафрагму. На несколько секунд задержите дыхание, а затем выпустите иоздух из легких. Тогда вы ощутите, как опал живот под вашими пальцами. Одновременно вы должны следить, чтобы при вдохе у вас не поднимались плечи. Поднявшиеся плечи — признак того, что человек привык дышать только верхней частью легких. Но избавиться от этой привычки не так уж трудно. Вы обнаружите, что диафрагмальное дыхание оказывает на организм приятное расслабляющее воздействие. Чем глубже вы дышите, тем больший объем воздуха попадает в ваши легкие и тем больше энергии вы вкладываете во вдох.
ТОНИНГ И ОБЕРТОНАЛЬНОЕ ПЕНИЕ
Главная тема настоящей главы — взаимосвязь между гармониками и голосовой терапией. Прежде чем ознакомиться с техникой обертонального пения, я некоторое время практиковал технику тонинга, которую перенял у своей подруги и учительницы Сары Бенсон. Сара научила меня особому приему, позволяющему при помощи голоса исследовать тело и энергетическое поле другого человека и направлять звук в их отдельные участки. Эту необычайную, мощную целительную технику мы подробно рассмотрим чуть ниже.
Через некоторое время я, как вам уже известно, услышал пение Гармонического хора и научился самостоятельно производить вокальные гармоники. Вскоре моему слуху открылось новое, таинственное явление. Впервые это произошло на мастер-классе по тоиингу, который я проводил на фестивале «Целительная сила искусства» в штате Мэн.