Я обучал участников семинара вышеописанному приему Сары Бенсон. В какой-то момент я заметил, что, как только человек, выполняющий упражнение, находит нужный звук и нужный участок, звучание его голоса изменяется. Впервые столкнувшись с таким явлением, я поначалу даже не мог понять, в чем конкретно заключается это изменение. И вдруг меня осенило: как только моему ученику удается правильно настроить свой голос и направить его в тело другого человека, в голосе его начинают звучать гармоники! Я мог бы, закрыв глаза или повернувшись спиной, без труда определить, кто из присутствующих производит верный звук. Это было настоящее чудо: люди, которые никогда прежде не слышали вокальных гармоник, вдруг начинали издавать их сами!
Снова и снова приходилось мне сталкиваться с этим явлением. Впервые я услышал гармоники в собственном голосе, когда занимался тониигом. Правда, поначалу я решил, что смог произвести эти звуки, поскольку некоторое время обучался обертональному пению. Но потом, после случая с учениками, мне стало ясно, что гармоники возникают сами собой в процессе выполнения этого вокального приема.
Именно с этого момента я начал сознательно обучать желающих тонингу вкупе с основами обертонального пения. Мною двигало следующее соображение: если мои ученики и так. непроизвольно, издают вокальные гармоники, то, может быть, освоив фундаментальные принципы гармонического пения, они смогут значительно расширить свои возможности в области звукотерапии. Обычно я подкрепляю эту мысль следующим сравнением: тоиинг без применения гармоник подобен стрельбе из дробовика. Конечно, стрелок поразит цель, но растратит при этом массу лишней энергии и множество дробинок. А обертональное пение уподобляет голос лучу лазера, который непременно попадет прямо в яблочко. При помощи гармоник можно точнее фокусировать звук и направлять его в нужные участки.
ТОНИНГ И КРИСТАЛЛЫ КВАРЦА
Повествуя о своем приобщении к искусству обертональ-иого пения, не могу не отметить, какую важную роль сыграли в этом кристаллы кварца. Как вам уже известно, с удивительной способностью кварцевых кристаллов преобразовывать энергию я познакомился еще в самом начале своей работы со звуком. Однажды во время пения я взял кристалл в руки и направил на него звук. №, к своему немалому изумлению, я заметил, что кристалл резонирует с некоторыми гармониками, значительно усиливая их звучание. Другой кристалл таким же образом взаимодействовал с гармониками иных частот. Затем этот опыт — с идентичным результатом — повторил мой Друг, обучавшийся у меня гармоническому пению.
Однажды ко мне в гости зашла одна из певиц Гармонического хора. Ей никогда не приходилось работать с кварцевыми кристаллами, да и вообще она не интересовалась терапевтическим аспектом звука. Обертональное пение нанимало ее лишь как форма вокального искусства. Решившись на эксперимент, я попросил ее спеть, направляя звук на кварцевый кристалл. Женщина эта всегда считала меня немного чудаком и потому не слишком удивилась этой просьбе. И в ответ на мое гостеприимство согласилась ее исполнить.
«Не могу в это поверить! — вскричала она, пропев несколько звуков. — Кристалл усиливает звучание пятой гармоники!»
Я вручил ей второй кристалл.
«Не может быть! — снова воскликнула она. — Этот усиливает третью гармонику. Дайте-ка мне еще один!»
Вокальные упражнения заняли большую часть вечера. Моя гостья брала все новые и новые кристаллы и, направляя в них голос, обнаруживала, что каждый их них резонирует с новой гармоникой. Думаю, она ушла домой озадаченная и немного потрясенная столь необычным опытом. Вскоре же после этого мне посчастливилось познакомиться с Марселем Фогелем, старшим научным сотрудником компании IBM, изучавшим возможность применения кварцевых кристаллов в терапевтических целях.
«Занимаясь обертональным пением, — начал объяснять я, — я заметил, что разные кварцевые кристаллы резонируют с различными гармониками, значительно увеличивая их громкость. Скажите, мне это просто почудилось?»
«Поздравляю! — отвечал на это Марсель. — Вы освоили очень древний и поистине чудодейственный способ работы с кристаллами кварца. Нет, вам ничего не почудилось: кристаллы действительно способны резонировать с гармониками разных частот. Возможно, вам первому удалось заново открыть этот удивительный феномен».
Кварцевые кристаллы обладают способностью обращать звук в свет (чуть позже мы обсудим это явление применительно к обертональиому пенню). Приведу отрывок еще одного своего разговора с Марселем Фогелем, на сей раз телефонного:
«Кварцевый кристалл представляет собой осциллятор. При помощи давления его можно настроить на определенную частоту. Кроме того, можно огранить его таким образом, что, когда вы настроите его, он будет производить инфразвук. Этот инфразвук вызывает в человеческом теле люминесценцию — холодный свет, порожденный сменой частоты колебаний в электронах. Обращая звук в свет, вы продвигаетесь от низшего энергетического уровня к высшему. Чтобы трансформировать энергию в свет, ее нужно подвергнуть сжатию и воздействию вибрации». Процесс превращения звуковых волн в световые, происходящий внутри кристаллов, обозначается термином «крнсталло-люминесценцня».
Хотя читателю может показаться, что, затронув тему кварцевых кристаллов, я отклонился от главной темы, на самом деле это не так. Ведь именно случай с кварцевыми кристаллами помог мне понять, что в процессе звукового (резонансного) воздействия на различные кристаллические структуры возникают вокальные гармоники. Большую часть человеческого тела составляют кристаллические субстанции — начиная от костной ткани и заканчивая тканями мозга, имеющими кристаллоколлоидную структуру. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что в процессе тонинга звук, войдя в определенную зону, меняется помимо нашей воли.
Многие исследователи в попытке осмыслить это, казалось бы, простое, ио таинственное явление выдвигали самые разнообразные гипотезы. Согласно одной из них, голос вступает в резонанс с больным органом, настраиваясь на его «здоровую» частоту, в результате чего и происходит смена тона. По другой версии, в человеческой ауре существует некий сквозной канал, который каким-то образом вступает в резонанс с гармониками, усиливая их звучание.
Вот как описывает феномен тонинга Кэй Гарднер в своей книге «Звуковое исследование внутренних органов»:
«Сара Бенсон и Джонатан Голдмен, члены Ассоциации звукотерапевтов, применяют вокальную технику, описанную еще Лорел Элизабет Кейс. Техника эта заключается в следующем: целитель становится напротив пациента и начинает издавать звук, подобный вою сирены или волка. Звук, первоначально направленный пациенту в ноги,медленно перемещается вверх по телу до самой головы. В какой-то момент в голосе поющего возникает тон, который сами целители определяют как "густой" или "вязкий". Тогда целитель перестает продвигать звук вверх и многократными мягкими толчками устремляет этот "густой" тон в одну и ту же зону. Цель этих действий — облегчение боли, снятие стресса и напряжения».
Хотя сам я описал бы нашу технику несколько иначе (и уж точно обошелся бы без сравнения с волчьим воем!), в целом Кэй вполне точно и лаконично излагает суть целительного приема, именуемого «сиреной». В этой же главе, но чуть ниже, мы рассмотрим его более детально.
ГОЛОСОВАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО САМОЛЕЧЕНИЯ
Прежде чем переходить к технике «сирены», предназначенной для лечения других людей, советую вам для начала заняться самолечением. В этом параграфе вы найдете несколько упражнений, которые помогут вам научиться направлять звук в различные участки собственного тела. Форма тониига, которую я предлагаю вам освоить, — вполне естественный, но забытый большинством из нас способ применения голоеа. Возможно, ключевым элементом этой техники является намерение и, следовательно, ваша воля. После некоторой тренировки вы сможете направить любой тон в любой участок собственного тела — от большого пальца йоги до макушки, — особенно если сконцентрируете на этом всю свою волю.
Большинство из нас каждый день применяют тонинг, даже не подозревая об этом. Ведь, как я уже говорил, вздохи, стоны, ворчание и другие звуки, которые мы издаем, чтобы снять стресс или напряжение, представляют собой формы тонинга. Очень часто тонинг берет на себя функцию мощного обезболивающего. К примеру, вы споткнулись и ушибли палец. Что вы сделаете непосредственно вслед за этим? Вскрикнете. Что же произойдет, если вы сдержите невольное восклицание? Палец у вас будет болеть гораздо сильнее!
Итак, когда нам больно, мы издаем звук, и этот звук уменьшает наши страдания. Я знаком с людьми, которые при помощи тоиинга излечивали даже хронические боли. Отчасти этот феномен объясняется тем, что звук способствует образованию эндорфинов — нейрохимических веществ, по силе обезболивающего воздействия превосходящих морфий. Но тонинг н сам по себе является мощным орудием против боли, включая, разумеется, и боль душевную. Многим нз вас хорошо известно, как рыдания и стоны помогают облегчить последствия сильной психологической травмы.
Тонинг как средство снятия боли
Прежде чем вы приступите к лечебному тонингу, позвольте дать вам одно напутствие: не зажимайтесь. Начинайте петь спокойно и свободно. Пусть звук получается громким — не ограничивайте его. Этот звук должен идти из самого сердца и приносить истинное облегчение. Возможно, я смогу лучше проиллюстрировать свою мысль, рассказав вам историю из собственной жизни.
Однажды по какой-то причине, которой теперь не помню, меня обуял страшный гнев, и я решил выйти из этого состояния при помощи звука. Однако заниматься этим дома я не хотел, поскольку стояло лето и все окна были настежь распахнуты. Зная силу своего голоса, я опасался, что, если излишне увлекусь, мои соседи попросту вызовут полицию. Наконец, я нашел выход: вместе с женой и моим другом мы отправились в ближайший лес.