Совместное пение порождает любопытный эффект, о котором у меня до сих пор не было случая упомянуть: когда два тона звучат одновременно, возникают еще два тона разной высоты. Эти дополнительные тоны — их называют «комбинационными» — представляют собой явление несколько иного рода, нежели гармоники. Они возникают на основе суммы и разности частот двух главных тонов. Если, к примеру, частота первого тона составляет 300 Гц, а частота второго — 400 Гц, то частота третьего тона будет равняться 100 Гц(400 — 300 = 100), а частота четвертого — 700 Гц (400 + 300 = 700).
Итак, будьте готовы к тому, что в процессе совместного обертонального пения помимо самих обертонов могут возникнуть — словно сами собой, из воздуха, — и другие тоны. Когда я слышу эти звуки, мне вспоминаются слова Христа из Евангелия от Матфея: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (18:20). Когда несколько человек собираются вместе, чтобы заняться священным искусством обертонального пения, новые звуки нисходят с небес и вплетаются в хор их голосов. Вы непременно должны на собственном опыте испытать это чудесное, непостижимое явление.
Надеюсь, мне удалось увлечь вас своим повествованием настолько, чтобы вам захотелось продолжить путешествие в мир гармоник и — уже самостоятельно — сделать в этой сфере новые открытия. За помощью и информацией вы можете обратиться к специалистам в области гармонического пения и других аспектов звукотерапии: их в мире уже немало, как и просто людей увлеченных. Если вы захотите испытать на себе удивительное воздействие обертонального пения в группе, вы с легкостью найдете сподвижников и партнеров.
В городе Боулдер (Колорадо) представители Ассоциации звукотерапевтов проводят еженедельный семинар, посвященный теории и практике обертонального пения. Однако это не уникальный случай: я знаю, что такого рода деятельность ведется по всему миру, во множестве других городов. Тем из вас, кто захочет углубить свои знания в области исцеления звуком, Ассоциация звукотерапевтов предлагает посетить наши лекции, семинары, мастер-классы или записаться в «Школу терапевтического пения». Семинары, лекции и другие познавательные мероприятия проводятся также и за пределами Боулдера. За дополнительной информацией обращайтесь по адресу:
Sound Healers Association
P.O. Box 2240
Boulder, CO 80306, USA
Телефон:1-800-246-9764 Международный номер: 303-443-8181
Приглашаю вас также посетить наш сайт:
http://www.healingsounds.com/
Там вы найдете много полезной информации и материалов по теме данной книги.
Говорят, что одна картина стоит тысячи слов. Я могу добавить к этому, что в случае с гармониками один звук стоит тысячи картин. По этой причине я записал кассету, которую желательно использовать в качестве приложения к моей книге. Эта обучающая запись поможет вам овладеть техникой обертонального пения. Распространитель этой кассеты — компания «Spirit music», заказать ее можно по вышеуказанному адресу.
Изучение гармоник всегда составляло важную часть моей жизни, и по сей день это занятие продолжает приносить мне неподдельное удовольствие. Мне очень приятно поделиться своими знаниями и опытом с вами, дорогие читатели. Надеюсь, моя книга станет для вас началом долгого прекрасного путешествия в мир звука. Желаю вам удачи в пути!
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Надеюсь, ваше путешествие в волшебный мир звуков было приятным и увлекательным. Мне хочется верить, что сведения и упражнения, которые вы почерпнули из моей книги, принесут вам пользу и даже вдохновят вас на свершение новых, еще более удивительных открытий в области звукотерапии.
Многие идеи и гипотезы, выдвинутые в этой книге, еще десять лет назад не имели убедительных обоснований. И лишь сейчас, в результате упорной работы исследователей, они начинают переходить в область научных фактов.
К примеру, доктора философии Ранджи Сингха заинтересовала глава седьмая данной книги. Там сказано, что в результате пения определенных гармонически связанных звуков в организме человека выделяется гормон мелато-нин. Проведя тщательное исследование, Ранджи Сингх доказал справедливость этого утверждения. В 1997 г. он опубликовал свое открытие в книге «Эффективные методики самоисцеления» (Ranjie Singh. Powerful Self-healing Techniques). В 2000 г. японский ученый Масару Эмото опубликовал книгу «Записки из воды» (Masaru Emoto. The ssage from Water), в которой проиллюстрировал фотографиями молекул льда теорию о преобразовательной силе звука и связанного с ним намерения. Молекулы чистой воды напоминают снежинки своими сложными, удивительными по красоте геометрическими конструкциями. В загрязненной же воде молекулы уподобляются комкам грязи. В книге представлены две фотографии молекул одного и того же образца воды из крайне загрязненного водоема. Вторая фотография была сделана после того, как над емкостью с грязной водой в течение часа пел и читал молитвы праведный человек. На этой второй фотографии видно, что под воздействием звука вкупе с намерением молекула вновь обрела свою первоначальную структуру.
Я очень рад и горд, что мои идеи и гипотезы вдохновили ученых на проведение таких исследований и что эти исследования принесли столь убедительный результат. Я не сомневаюсь, что в ближайшем будущем нас ожидают еще более поразительные открытия.
Что же до меня лично, то судьба подарила мне счастливую возможность продолжить собственные изыскания в области звукотерапии. Мои дружеские и деловые отношения с музыкантами, мастерами вокальной техники, учеными, врачами и целителями — приверженцами звукотерапии, о которых я рассказывал на протяжении всей книги, — со временем лишь укрепились. Мой бывший подопечный, юный монах, ламаТаши, вместе с другими монахами из Дрепунг Лоселинг приезжавший в 1991 г. в США, теперь стал в своем монастыре одним из ведущих мастеров пения. Мы по сию пору остаемся добрыми друзьями, а когда выпадает возможность, вместе проводим мастер-классы и делаем записи. Композитор Китаро в 2001 г. получил премию Грэмми за альбом «Думая о тебе» (Kitaro. Thinking of you). Я горжусь тем, что участвовал в записи этого альбома и многих других его дисков.
Что касается моей собственной работы, то помимо «Целительных звуков» вы можете прочесть еще две мои книги: «Частотный сдвиг» (Goldman J. Shifting frequencies) и «Потерянный аккорд» (Goldman J. The Lost Chord). Я выпустил множество сборников музыки для медитации и лечения, которые завоевали общественное признание и даже несколько музыкальных премий. Среди них — «Песни чакр» (Chakra Chants), «Потерянный аккорд» (The Lost Chord) и «Последний Ом» (Ultimate От). Мне часто приходится выступать со статьями в прессе, а также на радио и телевидении в разных странах мира. Общественный интерес к звукотерапии продолжает расти.
Если вы хотите всерьез приобщиться к этой сфере деятельности, предлагаю вам записаться на «Интенсивный курс терапевтического пения», который я основал в 1996 г. Этот уникальный девятидневный курс охватывает все области звуколечения, описанные в моей книге. На эти девять дней к нам со всего мира съезжаются люди, чтобы вместе с нами познавать удивительный мир звука. Если мое приглашение вызывает резонанс в вашей душе, пожалуйста, обратитесь за дополнительными сведениями на наш сайт: http://www.healingsounds.com/.
Мир звука бесконечен. Чтобы познать его, вам не понадобится ничего, кроме голоса. Экспериментируйте, тренируйтесь и наслаждайтесь радостью звука!
СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Hearing solar winds. David Hykes and the Harmonic Choir. Ocora,
1982.
Эта неземная, гипнотическая музыка словно обволакивает вас прозрачным облаком. Альбом открывает восьмиминутная композиция «Rainbow voice» в исполнении Дэвида Хай-кса, руководителя хора и лучшего на всем Западе мастера вокальной техники хоомей. Не уступают своему учителю и остальные вокалисты. Каждый певец вносит свои обертоны в идеально точные, мелодичные аккорды, воссоздающие гармонические ряды пифагорейской матрицы. Чарующая мелодия производит на слушателя поистине магический эффект.
Current circulation. David Hykes and the Harmonic Choir.
Celestial Harmonies, 1983.
Второй альбом Хайкса. По содержанию и технике исполнения практически не отличается от «Solar winds».
Harmonic meetings. David Hykes and the Harmonic Choir.
Celestial Harmonies, 1986.
В этом альбоме Хайкс отходит от бессловесных напевов, исполняемых с закрытым ртом. Теперь в основе его композиций — священные слова, такие как «Halleluyah» или «Kyrie». На этом диске вы найдете также несколько тибетских песнопений в исполнении Тима Хилтона. В сопроводительной статье упоминается о готовящемся к выпуску четвертом альбоме Гармонического хора — «The Harmonic Mass».
211
Windhorse Rider. David Hykes and Djamchid Chemirani. New Albion, 1989.
Хайкс не стоит на месте: его обертональные аккорды звучат совершенно по-новому в сопровождении ближневосточных барабанных ритмов. Живая и динамичная мелодия базируется на арабских и индийских звукорядах. Пение Хайкса по-прежнему совершенно.
Overtones and Tambura. Michael Vetter. Wergo, 1982.
В первой части этого альбома вы услышите обертональное пение в сопровождении тамбурина — североиндийского струнного инструмента. Особая вокальная техника (основанная на попеременном раскрытии и закрытии гортани) позволяет Феттеру добиться замечательного звучания. Вторую же часть альбома составляют инструментальные композиции на тамбурине.
Overtones — Instrumental: Wind. Michael Vetter. Jecklin, 1987. Композиция для вокала, флейт и гонгов в трех частях. Музыка для медитации, больше инструментальная, нежели вокальная.
Overtones — Instrumental: Spaces. Michael Vetter. Jecklin, 1989. Композиция для вокала и гонга. Музыка для медитации, в большей степени инструментальная, нежели вокальная.