Смекни!
smekni.com

Голдмен Д. Г60    Целительные звуки: Пер с англ. /Д. Голдмен (стр. 35 из 37)

OvertonesInstrumental: Light. Michael Vetter. Jecklin, 1989. Композиция для вокала и тамбуринов. Музыка для медитации, в большей степени инструментальная, нежели вокальная.

Overtones — Instrumental: Silence. Michael Vetter. Jecklin,

1989.

Композиция для голоса, «поющих чаш» и цимбал. Музыка для медитации, в большей степени инструментальная, нежели вокальная.

Overtones — Instrumental: Flowers. Michael Vetter. Jecklin,

1989.

Композиция для вокала и фортепиано. Музыка для медитации, в большей степени инструментальная, нежели вокальная.

Overtones Instrumental: Clouds. Michael Vetter. Jecklin, 1990. Композиция для вокала и кото в трех частях. Музыка для медитации, в большей степени инструментальная, нежели вокальная.

212


Overtones in Old European Cathedrals: Thoronet. Michael

Vetter. Wergo, 1987.

Композиция в двух частях. Прекрасное пение Феттера сопровождается игрой на тамбурине. Однако здесь он использует гармоники в гораздо меньшей степени, нежели в следующем альбоме — «Senanque».

Overtones in Old European Cathedrals: Senanque. Michael

Vetter. Wergo, 1987.

Композиция в двух частях. Аккомпанируя себе на тамбурине, Феттер создает совершенные вокальные гармоники. В последующих альбомах он будет много экспериментировать с различными звуками, не уделяя при этом достаточно внимания собственно обертонам. Но здесь его обертональное пение чудесно. «Senanque» — один из моих любимых альбомов этого исполнителя.

Missa Universalis: (Obertonmesse). Michael Vetter. Wergo, 1985. «Obertonmesse» состоит из шести частей, названных по аналогии с частями традиционной католической мессы: «Kyrie», «Gloria», «Credo», «Sanctus» и «Agnus Dei». Эти латинские слова и составляют тексты песнопений Феттера. В процессе такого пения, по собственному выражению певца, создается «трансвербальный» язык.

Rise my soul. Christian Bollman and the Dusseldorf Overtone

Choir. Network, 1988.

Восемь композиций этого альбома порой заставляют вспомнить обертональные аккорды Дэвида Хайкса н его Гармонического хора, а порой — вокально-инструментальные работы Михаэля Феттера: здесь вы услышите и сольное, и хоровое обертональное пение, и инструментальную музыку, включая произведения для флейты и тамбурина. Все мелодии очень нежные и успокаивающие. В целом это весьма интересный образчик творчества одного из последователей Карлхайнца Штокгаузена.

Drehmomente. Christian Bollman. Network, 1990.

Это сольный альбом Кристиана Боллмана, руководителя Дюссельдорфского обертонального хора. Как и на предыдущей кассете, здесь вы найдете обертональные композиции и в сольном, и в хоровом исполнении, а также инструментальную музыку, исполняемую на флейте и тамбурине в сопровождении гонга. Завершает альбом версия «Amazing Grace»

213


удивительной красоты, построенная исключительно на обертонах.

Movements of Mind. Nigel Charles Halfhide. Jecklin, 1986. Найджел Хафхайд — английский классический музыкант и обертональный певец, в настоящее время живущий в Швейцарии. Помимо классической музыки Хафхайд занимается звукотерапией и изучает искусство медитации. Обер-тональное пение он ценит прежде всего как связующее звено между различными культурами. Альбом Movements of Mind составлен из пяти композиций в исполнении Хафхайда и в сопровождении тамбурина или фисгармонии.

Colours of Silence. Nigel Charles Halfhide. Jecklin, 1989.

Альбом состоит из трех чудесных, по-настоящему медитативных обертональных композиций в замечательном исполнении Найджела Хафхайда, который аккомпанирует себе на тамбурине или фисгармонии. Эта пленка, на мой взгляд, лучшая из двух вышедших в свет кассет Хафхайда. Она также входит в число моих любимых сборников обертональной вокальной музыки.

Overtones. Paul Liekens. Heart Systems, 1986.

На первой стороне кассеты — демонстрация вокальных гармоник и лекция на немецком языке. На второй — пение «ОМ» с обертоном.

Overtone Chant. Danny Becher. Becher, 1985.

Сторона 1: Бекер исполняет композиции в стиле григорианского хорала с вокальными гармониками. Сторона 2: звуки тибетских колокольчиков и камертонов.

Overtone. Stephanie Wolff. Verlag Hermann Bauer KG, 1985. Сторона Г. демонстрация вокальных гармоник с инструкциями на немецком языке. Стефании Вольф — замечательная обертональная певица, владеющая многочисленными разновидностями стиля хоомей.

Сторона 2: обычные вокальные композиции в исполнении Стефании Вольф. Эта часть не так интересна, как обучающий курс на первой стороне кассеты.

Crystal Resonance. Jonathan Goldman. Spirit, 1986.

Сторона 1: обертональное пение в сопровождении тибетских колокольчиков. Звон колокольчиков записан на нескольких звуковых дорожках; в результате получилась захватывающая, медитативная музыка.

214


Сторона 2: запись инструментальных композиций, исполняемых на синтезаторе.

Jill Puree. Jill Puree. Puree, 1984.

На стороне 1 записано чрезвычайно интересное 10-минутное интервью. Оставшуюся часть пленки занимает запись сольного и группового обертонального пения.

Vocal Spaces. Bojidar Pinek. Hoomi, 1988.

Мастер хорового пения Пинек вместе с несколькими другими талантливыми вокалистами исполняет весьма необычные по форме вокальные композиции с вкраплениями обертонального пения.

Ancient Tongues. Victoria Dodd and Santiago Virreal. Great

Harmony, 1990.

Сантьяго Вирреаль — замечательный обертональный певец из Техаса. Виктория Додд — звукотерапевт. Пение Сантьяго и речитатив Виктории складываются в удивительную музыку, хотя и не медитативную в прямом смысле этого слова, но весьма захватывающую.

Fire Mass. StarScape Singers. Sun-Scape, 1989.

Вокальные композиции группы «StarScape Singers» получили почетное определение «хоровой музыки двадцать первого века». Действительно, обновленная версия католической мессы с вкраплениями монгольских и тибетских обертональ-ных песнопений звучит крайне необычно и захватывающе. Тексты для песнопений «StarScape Singers» написал Кеннет Миллз. Он же оказывал этому коллективу всяческую поддержку в процессе записи альбома.

Tuva — Voices from the Center of Asia. Rounder, 1989.

Этот альбом — результат поездки Теда Левина, одного из участников Гармонического хора, в Монголию с целью записать песнопения в стиле хоомей в естественной среде. На кассете вы услышите около тридцати песен в исполнении тувинских мастеров хоомей. Продолжительность большинства записей — не более полутора минут, однако это совершенно уникальные, изумительные звуки.

Tibetan Tantric Choir. The Gyuto Monks. Windham Hill, 1987. Эта кассета представляет собой запись тибетских песнопений монахов Гьюто в стиле «однотонального аккорда». Когда слушаешь «однотональный аккорд» с его «вторым голо-

215


сом» — звонким, отчетливым обертоном, на две октавы и терцию превышающим основной тон, — создается полное впечатление, будто одновременно с горловым ревом монахов звучит чистое пение детского хора. Монахи поют под аккомпанемент тибетских цимбал и горнов. Все вместе производит мощное гипнотическое воздействие и внушает мистический трепет. Эта кассета — не единственная, но лучшая среди сборников песнопений монахов Гьюто.

Tantric Harmonics. The Gyume Tibetan Monks. Spirit Music,

1986.

Монахи из монастыря Гьюдмед — представители иной тантрической школы, и «однотональный аккорд» у них звучит по-другому: «второй голос» в нем представлен обертоном, отстоящим от основного тона на две октавы и квинту. Этот альбом — результат первого в истории посещения монахами Гьюдмед современной студии звукозаписи.

Freedom Chants from the Roof of the World. Gyuto Monks.

RykoDisc, 1989.

Этот альбом представляет собой концертную запись хора монахов Гьюто. Помимо тибетских песнопений на этой кассете вы услышите музыкальные композиции в исполнении Кита-ро, Филипа Гласса и Микки Харта.

Tantras of Gyuto. Gyuto Monks. Folkways, 1981.

Первая полевая запись песнопений монахов Гьюто, сделанная в 70-е гг. Несмотря на условия записи, пленка вполне достойно воспроизводит хоровое пение нескольких дюжин монахов в стенах их родного монастыря.

Chants Secrets des Lamas Tibetan. Gyuto Tantric University.

Dewatshang, 1986.

Песнопения на этой кассете короче, чем на предыдущей, и исполняются без аккомпанемента. Эту уникальную, крайне интересную запись можно заказать во Франции.

Chog-ga Tantric and Ritual Music of Tibet. Dorje Ling, 1983. Сделанная в 1970 г. полевая запись обертонального пения монахов из Гьюто и Гьюдмед, а также других образцов тибетской вокальной музыки. Ряд песнопений на этой кассете звучит в исполнении огромного хора, состоящего из шестисот с лишним певцов. Качество записи, к сожалению, не всегда удовлетворительно.

216


Sacred Healing Chants of Tibet. Gaden Shartse Monastery. East

West Music, 1989.

Замечательный сборник молитв об исцелении и очищении, обращенных к Будде-целителю и Природе. Они звучат более мягко и мелодично, чем песнопения монахов из Гьюто и Гьюдмед, хотя также строятся на «однотональном аккорде».

Tibetan Sacred Temple Music. Eight Lamas from Drepung.

Shining Star, 1988.

Сборник из шести музыкальных опусов. Судя по всему, лишь один из девяти лам является истинным мастером «однотонального аккорда»; он и исполняет большую часть песнопений, записанных на кассете. Вас удивит, насколько непохож этот альбом на большинство других сборников тибетской обертональной музыки. Певческий стиль девяти лам с неожиданными вкраплениями григорианских и еврейских мотивов отличается замечательной самобытностью.

Let's the Lovers Be. David Hykes. Auvidis, 1991.

Хайкс продолжает успешно экспериментировать со звуком, изобретая все новые неожиданные сочетания. На сей раз он поет песни на слова персидского поэта Руми и играет на синтезаторе, порой — в сопровождении барабанщика. Let's the Lovers Be — прекрасный сборник вокальной и инструментальной музыки, однако обертонального пения здесь меньше, чем в предыдущих альбомах Дэвида.

True to the Times (How to be). David Hykes. New Albion, 1993. В этом альбоме Дэвид Хайкс вновь обращается к оберто-нальному пению. Дэвид поет соло под аккомпанемент барабанов, которые повторяют гармонические интервалы напева. Зард и другие барабаны, а также синтезатор — любимое музыкальное сопровождение Дэвида. True to the Times — замечательный сборник красивейшей вокальной музыки.