ТИБЕТСКИЕ МОНАХИ И «ОДНОТОНАЛЬНЫЙ АККОРД»
Следующим моим шагом стало знакомство со священной музыкой Тибета. Однажды мне довелось услышать песнопения монахов из монастыря Гьюто. Издаваемый ими звук был таким глубоким и низким, что походил скорее на рев дикого животного. А к этому невероятному, нечеловеческому звуку примешивались еще и другие, высокие тона, словно пели фальцетом мальчики из школьного хора. Все вместе производило совершенно неземной эффект.
Мне, разумеется, немедленно захотелось воспроизвести услышанное, однако это казалось лишь несбыточной мечтой. Из того скудного материала по интересующей меня теме, который мне удалось добыть, я узнал: монахам требуется от десяти до пятидесяти лет, чтобы научиться петь «однотональный аккорд». И тем не менее я проникся твердым намерением самостоятельно овладеть этим искусством. В 1984 году у меня появился новый учитель вокальной техники. Он специализировался на индийской музыке, но помимо этого умел воспроизводить певческие приемы чуть ли не всех музыкальных традиций мира, а также в совершенстве владел техникой хоомей, применяемой монгольскими шаманами. Имитировать «однотональный аккорд» монахов Гьюто он тоже умел, хотя не мог тянуть его дольше пятнадцати секунд: мешала боль в горле. Просьба научить меня этой технике повергла его в недоумение. Он не мог понять, зачем кому-то учиться производить звуки, обременяющие голосовые связки такой непереносимой нагрузкой.
В то время я не знал, что он воспроизводит «однотональный аккорд» неверно. Мне казалось, что звук, издаваемый учителем, идентичен пению монахов из Гьюто. И лишь позже я понял, в чем заключалась ошибка: мой учитель производил «однотональный аккорд» не той частью голосового аппарата, какой следовало, и связкам действительно наносился значительный ущерб. Но тогда, не зная, в чем дело, я убедил его продемонстрировать мне свои приемы, а когда попытался их повторить, то сорвал голос. Горло у меня болело почти месяц, и от дальнейших попыток научиться воспроизводить «однотональный аккорд» пришлось отказаться.
Год спустя монахи из Гьюто отправились в турне по Соединенным Штатам. На карте их маршрута значился и Бостон. Мне выпала неоценимая привилегия провести некоторое время в их обществе и посетить все их выступления и мастер-классы по вокальной технике. Во мне возродилась надежда наконец узнать, как они производят свой «однотональный аккорд». Монахи, однако, упорно не желали передавать свои знания- слишком могущественным и священным орудием была для них эта музыка, чтобы раскрывать ее секреты непосвященному.
Спустя некоторое время в Бостон прибыла группа монахов из Гьюдмед. (Гьюто и Гьюдмед — тибетские тантрические школы,'основанные и изначально располагавшиеся в одноименных районах Лхасы, столицы Тибета.) Мне посчастливилось стать одним из организаторов уникального события — студийной записи священных песнопений монахов из Гьюдмед.
Тем вечером, после сеанса звукозаписи, я вернулся домой с кассетой и, прослушивая пленку, заснул прямо в комнате для медитации. А следующим утром, просыпаясь, я вдруг услышал, как из моего горла вырывается прежде неведомый ему звук. Это и был «однотональный аккорд» тибетских монахов. Потрясенный до глубины души, я отправился в студию и продемонстрировал свое достижение Дэвиду Ко-летту, вместе с которым мы делали вчерашнюю запись. Дэвидусмехнулся, затем открыл рот — и тот же самый звук слетел с его губ! Каким-то непостижимым образом мы оба вдруг овладели этим изумительным даром!
Спустя некоторое время монахи из Гьюдмед вернулись в Бостон, чтобы выступить на организованном нами концерте. Когда они вошли в студию, мы с Дэвидом улыбнулись им и пропели «однотональный аккорд». Ринпоче, рассмеявшись, что-то сказал переводчику. Тот повернулся к нам: «Ринпоче говорит, что на Западе вам нет равных!»
Все вышеописанное — один из удивительных примеров феномена, который я называю «гармонической передачей»: учитель передает священное искусство тому, кто жаждет его обрести, просто находясь с ним рядом. Мне приходилось слышать истории о том, как гуру подобным образом наделяли знанием своих учеников, однако я и не думал, что таким же путем может передаваться и вокальное мастерство.
Этот чудесный опыт сделал для меня мир звуков во сто крат притягательнее. Время от времени я использовал «однотоналыый аккорд» на сеансах группового пения, и всякий раз находилось немало желающих перенять мое умение. Но я ничем не мог им помочь. Позже мне довелось узнать, что в тибетских монастырях для обучения вокальному мастерству юношей просто помещают в среду старших, более опытных собратьев.
ОТ ЗВУКА-К СВЕТУ
Следующий год ознаменовался для меня опытом, полностью преобразившим мои представления о возможностях гармоник. Случилось это во время Гармонической ковергенции, проходившей 17 августа 1987 года9. Это был особенный момент: огромные массы людей, убежденные, что Земля стоит на пороге новой эры, стремились — путем медитации и песнопений — открыться потокам льющейся из космоса преображающей энергии. Я отправился в Мексику. Первой целью моего паломничества был знаменитый кипарис в Туле, под который, по древнему преданию майя, однажды должен возвратиться Кецаль-коатль, Пернатый Змей, чтобы установить на планете эру нового сознания. Затем я поехал в Паленке, древний город майя, где высятся сооружения, напоминающие о Древнем Египте.
Как-то раз поздно вечером местный гид пригласил меня и еще пятерых туристов в путешествие по Паленке, обещая показать его нам с совершенно новой стороны. Он привел нас в храм, обычно закрытый для публики, и, следуя за светом его фонаря, мы спустились по лестнице под землю. Вдруг, указав на дверной проем, он обратился ко мне со словами: «Пой здесь». Проводник знал о моем интересе к песнопениям, однако я и предположить не мог, для чего ему понадобилось заставлять меня петь.
Тем временем проводник погасил фонарь, и мы погрузились в кромешный мрак. Никогда прежде мне не приходилось бывать в такой непроглядной темноте, не оживляемой даже слабым лучиком.
«Пой!» — настойчиво повторил гид.
«Хорошо!» — отозвался я, пожав плечами, что было совершенно бессмысленно в этой чернильной тьме.
И я начал выпевать гармоники, направляя звук туда, куда указал проводник, прежде чем погасить фонарь. И вдруг помещение озарилось слабым светом. Вскоре я уже мог раз-
9 В этот день на Земле одновременно завершилось несколько космических, галактических и земных циклов. Согласно представлениям многих школ нью-эйдж, такое схождение («конвергенция») циклов дало всей нашей планете энергетический толчок, переведший ее на новый уровень сознания
личить очертания комнаты и фигуры людей. То же происходило и с остальными. Когда я закончил петь, мои спутники разразились изумленными восклицаниями. Гид же снова включил фонарь, и мы продолжили путешествие.
Лишь по возвращении в Соединенные Штаты до меня полностью дошел смысл этого происшествия. Значит, каким-то непостижимым образом при помощи звука человек может производить свет! Это открытие, однако, не имеет ничего общего с научной гипотезой о превращении звука в свет, согласно которой звуковая волна, получив определенное ускорение, становится световой. Здесь речь идет совсем о другом — об использовании звука, и в особенности вокальных гармоник, для создания светового поля.
О КНИГЕ «ЦЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ»
Книга «Целительные звуки» посвящена гармоникам — мощнейшему инструменту самосовершенствования и врачевания недугов. Мы подойдем к предмету нашего изучения с научной стороны, затронув физику и математику, а затем увидим, как все вещи в нашем мире гармонически связаны между собой. Мы рассмотрим звук в качестве первичной и главнейшей созидательной силы во Вселенной, вспомним об использовании гармоник в шаманских ритуалах и магических традициях, начиная с монгольского священного пения хоомег и заканчивая каббалой и ее Древом жизни. Ближе познакомившись с искусством тибетских мастеров священного пения, мы перейдем к практике, освоим азы звуковой йоги и научимся самостоятельно использовать гармоники для медитации и самосовершенствования. И постепенно мы сможем приблизиться к полному осознанию великой силы, заложенной в звуке.
На страницах этой книги вы найдете упражнения и практические советы, призванные помочь вам овладеть искусством гармонического пения. И даже если вам не удастся достичь желаемого результата, часы, проведенные за чтением, не следует считать временем, потраченным впустую.
Человек не способен в полной мере оценить тот величайший потенциал, что заложен в звуке, не испытав на себе чудотворной силы вокальной гармоники. Помочь ему в этом и призвана моя книга.
Несколько лет назад в Германии мне выпала честь выступать с докладом, посвященным гармоникам, перед большой — около полутораста человек — группой врачей и ученых. Все они состояли в международном обществе «Музыка в медицине». На протяжении первого часа лекции я говорил о гармониках как природном явлении и об их использовании в различных эзотерических традициях. Второй час я посвятил подробному рассказу о вокальных приемах, позволяющих производить гармоники самостоятельно. «Я поделился с вами всеми известными мне сведениями о том, что представляется мне наиболее мощным и действенным орудием в области лечения звуком, — сказал я в заключение. — Не обладая присущим вам опытом и доступным вам оборудованием, я не в силах подвести истинно научную основу под свои изыскания. Однако вам не придется ехать в Монголию и вывозить оттуда шамана, поскольку вы сами теперь посвящены в основы его вокального искусства. Может быть, вы захотите продолжить работу в этой области, и результаты ваших исследований потрясут мир. Благодарю за внимание».