Предвидя, что моя лекция вызовет у слушателей вопросы, я специально отвел время на общение с аудиторией. Первым руку поднял врач, которого мне уже приходилось встречать на других лекциях. Он был дотошным слушателем и постоянно выискивал в докладах ошибки и неточности. Ни единое выступление не избегало его придирок и критики. Набрав в грудь побольше воздуха, я предоставил ему слово, уверенный, что сейчас услышу нечто вроде «Да как вы посмели потратить наше драгоценное время на такую чепуху!».
Но я ошибся. «Мистер Голдмен, — начал доктор, — вы поделились с нами могущественным и священным знанием. Что вы сейчас чувствуете?»
Я улыбнулся: «Я счастлив разделить с вами плоды своей работы. Настало время, когда религиозные и научные сообщества должны объединить усилия в общем стремлении познать исцеляющую и преображающую силу, заложенную в звуке».
Именно для того, чтобы каждый из вас смог приобщиться к этому удивительному дару, ниспосланному человечеству, я и изложил в книге накопленные мною знания.
Знакомство с волшебным миром звука повлекло за собою величайшие изменения в моей собственной судьбе, наполнило мою жизнь счастьем, а тело — здоровьем. Благодаря звуку я сделал удивительные открытия в сферах медитации, врачевания и во многих других важнейших областях. Звук стал моим учителем и проводником. Мне хочется верить, что и вы станете его преданными последователями.
1
ГАРМОНИКИ В ГЕРМЕТИЗМЕ
ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
фы разных народов повествуют о сотворении мира при помощи звука. Так, в соответствии с верованиями египтян бог Тот создал Вселенную голосом. В Древней Греции этот хранитель сокровенного знания был известен под именем Гермеса Трисмегиста, «Гермеса Триждывеличайшего», помощника богов. Считалось, что он выполняет роль посредника между землей и небом, передавая человечеству божественные откровения, и ему приписывалось авторство священных рукописей, на которых основывали свое учение древние мистические школы.
Моя книга целиком посвящена эзотерической музыке. На первый взгляд может показаться, что связь между оккультным знанием и проблемой звука весьма относительна. Но в мистических школах Древнего Египта, Рима, Греции, Индии и Тибета наука о звуке была тщательно разработана и занимала важнейшее место в обучении. В основе ее лежал постулат о вибрации как первоистоке Вселенной.
М
31В древних мистических школах жрецы и маги были зачастую еще и музыкантами. А многие великие ученые древности — такие, как Пифагор, — сочетали научное знание с эзотерическим. Источником их великой мудрости было особое понимание законов Вселенной, которое в наши дни только начинают ценить по достоинству и применять в тех областях, где возможно сочетание научного и духовного подходов, — таких, как квантовая физика.
Мистических и религиозных учений в мире великое множество. Однако скромный ряд постулатов, подаренный че-лоречеству Гермесом Трисмегистом, срел их рое воедичо. Я говорю о семи принципах, лежащих в основе герметической философии. Все они изложены и прокомментированы в «Кибалионе» — древнейшем собрании аксиом герметизма.
1. Принцип ментализма.
«Все есть Мысль». «Вселенная представляет собой мысленный образ».
2. Принцип соответствия (аналогии).
«Как вверху, так и внизу; как внизу, так и вверху».
3. Принцип вибрации.
«Ничто не покоится — все движется, все вибрирует».
4. Принцип полярности.
«Все двойственно, все имеет полюсз».
5. Принцип ритма.
«Все течет, втекает и вытекает, все имеет свои приливы, все поднимается и падает — маятникообразное колебание проявляется во всем».
6. Принцип причины и следствия.
«Каждый принцип имеет свое следствие, каждое следствие имеет свою причину. Все совершается в соответствии с законом».
7. Принцип пола.
«Все имеет свой мужской и женский принцип».
32Полагаю, читатель уже заметил, что два из этих принципов — принцип вибрации и принцип ритма — связаны со звуком. А скоро станет ясно, что к учению о звуке приложим и еще одни из них — принцип соответствия.
Чтобы проникнуть в смысл этих принципов, необходимо в первую очередь узнать побольше о самом звуке. В следующей главе мы более пристально изучим некоторые научные аспекты избранной нами проблемы, уделяя особое внимание гармоникам. Для начала же давайте рассмотрим основные принципы воздействия звука на физическое и душевное самочувствие человека.
РЕЗОНАНС
Как было доподлинно известно людям древности, все во Вселенной пребывает в состоянии вибрации. Вибрирует кресло, в котором вы, может быть, сейчас сидите, вибрируют страницы этой книги. Ту же вибрацию мы подразумеваем, говоря о звуке. «Резонансной частотой» называется частота колебаний, присущая от природы данному объекту. Такой частотой обладает каждый из окружающих нас предметов, независимо от того, ощутимы ли для нас его колебания. Вибрирует все — от планетарных орбит в Солнечной системе до электронов в атомах.
Важно также понимать, что в соответствии с этой концепцией собственной частотой колебаний обладает каждый орган, каждая кость и каждая частица человеческого тела. Все вместе они образуют частоту колебаний, присущую данному организму в целом. Принцип резонанса заключается в следующем: вибрация одного тела передается другому, приводя его в движение. Рассмотрим это явление на простейшем примере:от голоса певца разбивается стакан. Происходит это в силу того, что в определенный момент частота колебаний голоса совпадает с частотой механических колебаний стакана, приводя его стенки в состояние вибрации. В конце концов стеклянные стенки не выдерживают слишком сильного напора звуковой энергии.
3 Я-786
Должно быть, вам известно еще немало примеров проявления резонанса. Вероятно, вам приходилось видеть фильм о мосте, развалившемся от сильного ветра: сначала он зашатался, затем начал вибрировать, а в конце концов разлетелся на куски и рухнул в воду. Этот феномен хорошо известен архитекторам. Теперь они стараются разрабатывать конструкции, менее подверженные резонансу.
Через понятие резонанса легко объясняется ветхозаветная история о том, как Иисусу Навину удалось обрушить стены Иерихона. Иисус и его сподвижники принялись маршировать вокруг иерихонских стен, стуча в барабаны и трубя в трубы. Так прошли они семь раз, а затем остановились. И вдруг «воскликнул народ громким голосом» — и каменные стены с грохотом рухнули наземь. Возможно ли, что Иисусу была известна разрушительная сила резонанса?
Да, звук может разрушать. Однако он же может служить орудием исцеления и совершенствования. Если звук способен привести предмет в состояние вибрации через резонанс, значит, он способен и восстановить нарушенную частоту колебаний в тех объектах, которые по разным причинам утратили гармонию, оказались «расстроенными», подобно музыкальным инструментам. Когда частота колебаний отдельного органа диссонирует с общим аккордом, мы называем это «болезнью».
Давайте представим человеческий организм в качестве волшебного оркестра, исполняющего прекрасную симфонию. Когда человек здоров, оркестр играет гармонично и слаженно. Но вот один из музыкантов — вторая скрипка, скажем, — уронив с пюпитра ноты, вдруг вступает не в той тональности и в неправильном ритме. Это значит, что в организме поселился недуг. Поначалу фальшивые звуки нерадивого скрипача приводят в смятение все струнное отделение, а в конце концов и весь оркестр сбивается, теряя гармонию и ритм.
В традиционной аллопатической медицине существует несколько подходов к вышеописанной проблеме. Первый путь — травить несчастного скрипача лекарствами, в иных случаях даже до смерти, в надежде, что он перестанет играть. Второй, чаще применяемый,—■ удалить пораженный болезнью орган хирургическим путем. Но что если попросту подать музыканту ноты и восстановить тем самым нормальное звучание оркестра? То есть восстановить в больном органе природную частоту колебаний, временно им утраченную?
В здоровом организме совокупная частота колебаний всех его частей представляет собой гармоничный аккорд. Если в теле поселяется недуг, то вибрация определенного органа начинает выбиваться из общей гармонии. Следовательно, направив звук, происходящий из какого-либо внешнего источника, на пораженную область, можно перенастроить ее звучание на верный лад, оказав тем самым целительное воздействие на всю систему. Таким образом, резонанс — действенное средство восстановления природной вибрации организма.
«ЗАХВАТ»
С помощью звука можно также воздействовать на различные ритмы человеческого тела. Этот вид лечения получил название «захват». Основан он на следующем принципе: мощные ритмические колебания, исходящие от одного объекта, вступают во взаимодействие с более слабыми колебаниями другого объекта, изменяя их ритм и подстраивая их под себя. Звук способен влиять на ритм мозговых волн, на сердечный и дыхательный ритмы.
Специалисты разделили мозговые волны на четыре категории, каждая из которых соответствует определенному уровню сознания. Единицей измерения мозговых волн — как и в случае со звуковыми волнами — является герц (Гц). Категории эти таковы:
1. Бета-волны: от 14 до 20 Гц. Соответствуют обычному состоянию бодрствования.
352. Альфа-волны: от 8 до 13 Гц. Возникают во-время дневного сна или медитации.
3. Тета-волны: от 4 до 7 Гц. Соответствуют состоянию глубокого сна и медитации, а также шаманского транса.
4. Дельта-волны: от 0,5 до 3 Гц. Признак глубочайшего сна, полного погружения в медитацию или транс, конечной целью которого является исцеление.
Использование музыки в священных церемониях и шаманских ритуалах восходит к глубокой древности. И лишь недавно было доказано, что при помощи звука можно воздействовать на мозговые волны. Овладевая умением изменять тип мозговых волн, человек получает возможность свободно переходить в различные состояния измененного сознания.