Министерство образования по делам молодежи Республики Карелия
Комитет по вопросам образования, культуры, делам молодежи, семьи, физической культуры Администрации города Петрозаводска
Муниципальное образовательное учреждение «Державинский лицей»
Работа на 4 Международный конкурс работ школьников, студентов и преподавателей
«Память о Холокосте – путь к толерантности»
Реферат
«Империя смерти».
По материалам Birkenau State Museum and the Auschwitz – Birkenau Death Camp Victims Memorial Foundation»
Выполнила: Титова Александра, учащаяся
11 класса МОУ «Державинский лицей»
Руководитель: Иванов В.С., учитель истории МОУ «Державинский лицей».
Петрозаводск, 2005
2005
Содержание:
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 - 5
Основная часть
Глава 1 «Предыстория к истории».
1.1. Нацистская идеология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 - 8
1.2. 40 гектаров смерти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1.3. В Освенцим со всего света . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 - 12
Глава 2 «Деятельность «фабрики смерти».
2.1. Условия существования в концентрационном лагере . . . . . 13 - 15
2.2. Жизнь женщин и детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 - 18
2.3. Уничтожение заключенных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 - 21
2.4. Побеги из лагеря . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 - 23
Глава 3 «Постскриптум».
3.1. Освобождение узников Освенцима . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
3.2. Статистика смерти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 - 27
3.3. Воспоминания бывших узников концлагеря . . . . . . . . . . . 28 - 30
3.4. Президенты призывают помнить о Холокосте . . . . . . . . . . 31 - 32
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 - 34
Conclusion . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Введение
Холокост – не миф, а
страшная реальность
фашизма.
(Безыменский Л.)
Трагедия, унесшая жизни более шести миллионов евреев в мире и трех миллионов евреев на территории бывшего Советского Союза. Трагедия, превратившая в преступников не только нацистов, усеявших землю лагерями смерти, но и тех, кто стал их молчаливыми или открытыми соучастниками, кого поразила социальная болезнь, которую можно было бы назвать расчеловечеванием. Чем дальше мы отходим от Холокоста, тем более пронзительно становится ясно, что по социальным и психологическим последствиям Холокост, как и другие вспышки геноцида, - это опаснейший синдром человекофобии для всех жителей Земли.
Гитлеровские «фабрики смерти» запечатлены в памяти человечества как зловещие символы беспрецендентного преступления – уничтожения миллионов ни в чем не повинных людей. И было бы безумием предать забвению страшные уроки нацистских зверств. Об этом много говорилось, когда отмечалось 60-летие освобождения Советской Армией концлагеря Аушвиц (Освенцим).
Моя работа называется «Империя смерти», и в ней мне бы хотелось рассказать обо всех тех ужасах, зверствах и безумствах, которые творились в стенах концентрационного лагеря Освенцим, надпись над входом которого гласила: «Труд делает свободным» (“Arbeit macht frei» – нем.). В процессе изучения истории Холокоста в Европе я обращалась к различным статьям из журналов «Эхо планеты»[1], «Новое время»[2], «Знание – сила»1 и т.д., к таким известным книгам, как «Передайте об этом детям вашим…»2, которая издавалась в рамках шведского проекта «Живая история», «Цыгане под свастикой»[3] английского автора Д.Кенрике и к книге «Фабрика смерти»[4], которая была написана бывшими узниками Освенцима О.Краусом и Э.Кулкой. В книге «Передайте об этом детям вашим…» говорится о том, что одни люди способны сотворить с другими людьми, если на место уничтоженных демократических ценностей приходит идеология, проповедующая нетерпимость, ненависть, насилие. В книге приведены факты о Холокосте и делаются попытки объяснить, каким образом стало реальностью то, что невозможно себе представить.
Кроме того, мне было очень интересно познакомиться с информационной бюллетенью «Pro memoria»5, издающейся в государственном музее Освенцима. В ней главным образом затрагиваются проблемы депортации евреев в Освенцим.
Многолетняя стена умолчания Холокоста разрушена, эта катастрофа воспринимается как общечеловеческая, а не только национальная трагедия. Знание о Холокосте не может и не должно быть политическим товаром. Об этом событии следует писать. И я также хочу поведать об этом пусть небольшому кругу лиц, но я все же надеюсь, что эта проблема найдет отклик в сердцах многих людей. На мой взгляд, человечество, если оно хочет себя сохранить, обречено на толерантность, на поиск стратегии согласия людей, различающихся цветом кожи, национальностью, вероисповеданием, взглядами и убеждениями. Поэтому давайте не будем забывать о проблеме Холокоста.
Едва ли когда-нибудь удастся установить точное число пострадавших от нацистской идеи «расово чистой» Германии. Но что такое цифры? Они столь огромны, что легко могут превратиться в абстракцию, утерять подлинный, человеческий смысл. Но за каждой цифрой – дети, родители, родственники, каждое имя – это друг, сосед, любимый, это навеки потерянное будущее.
Глава 1 «Предыстория к истории»
История нацистской Германии неотделима от нацистского мировоззрения. Холокост вытекал из нацистской идеологии, ясно выраженной в книге Адольфа Гитлера «Майн кампф». Гитлер и его партия никогда не скрывали ни своего отвращения к демократическому обществу и его ценностям, ни своего принципиально расистского взгляда на человечество. Для нацистов не было ничего выше расы. Человеческая личность не имела никакой ценности, служила всего лишь винтиком в машине расистского государства. «Эта идеология стала насаждаться сразу после прихода Гитлера к власти 30 января 1933 года».
«Ничто не является столь непреложным, как сознание принадлежности к определенной расе. Человек, в чьих жилах течет кровь чистой расы, никогда не утрачивает этого… - говорил Х.С. Чемберлен, один из идеологов европейского расизма. – Раса возвышает человека и наделяет его необыкновенной, можно даже сказать, сверхъестественной силой, делая столь непохожим на тех, кто произведен на свет в результате хаотического смешения особей со всего мира».
В 20-е годы группа немецких «ученых» стала пропагандировать идею уничтожения людей, чье существование они объявляли бесполезным. В «бесполезные» они зачисляли некоторые категории инвалидов и умственно отсталых. Была даже отчеканена формула: «Жизнь, не стоящая жизни». Эти идеи с готовностью подхватили нацисты, чья идеология требовала от общества помогать «здоровым» и избавляться от «больных» и «увечных». Евреи и цыгане представляли собой как бы внешнюю угрозу для немецких «народных масс». А психически и физически неполноценные и все остальные, по тем или иным причинам не соответствующие официальному представлению о «германской нации», считались внутренней угрозой. Было объявлено: поскольку эти люди не вносят своего вклада в экономику, они становятся непосильным бременем для здоровых и производительных сил общества. С расово-биологической точки зрения они признавались «некачественным материалом», а их болезни – наследственными и угрожающими здоровью нации.
В борьбе за «чистоту» общества и «арийской расы» нацисты преследовали и заключали в тюрьмы тысячи граждан, произвольно отнесенных ими к разряду «асоциальных». Арестам, помимо прочих, подвергались проститутки и даже лица, дважды отклонившие предложения о работе. Нацистская идеология преследовала и тех, кто был уличен в совершении непристойных действий. В соответствии с постулатами так называемой «криминальной биологии» даже мелкие преступники объявлялись биологически неполноценными. Эта категория граждан нередко подвергалась принудительной стерилизации или кастрации. В концлагерях отличительным знаком этой социальной группы был черный треугольник.
Начиная с 1933 года еврейских детей планомерно изгоняют из немецких школ. Вот свидетельства еврейских школьниц о том, как изменилась их жизнь после принятия нацистского «Постановления о мерах по борьбе с переполнением немецких школ».
Хильма Геффен–Людомер из берлинского пригорода Рангсдорфа: «От дружелюбной атмосферы не осталось и следа… Никто больше не хотел со мной дружить. А многие соседи даже боялись разговаривать. Некоторые, когда мы сами к ним заходили, говорили напрямик: «Больше к нам не ходите, мы боимся. Нам нельзя общаться с евреями». Жительнице Нюрнберга Лоре Ганг-Зальхмейер, которой в 1933 году исполнилось 11 лет, разрешили учиться в немецкой школе, потому что ее отец был ветераном Первой мировой войны. Но и ей не удалось избежать изоляции. «Мы с тобой не можем идти домой, говорили дети-немцы» – Нельзя, чтобы нас видели вместе на улице».
«С каждым новым днем нацистского правления, - писала Марта Аппель, пропасть между нами и нашими соседями становилась все шире. Мальчики и девочки, с которыми мы много лет были в самых теплых отношениях, отвернулись от нас. Вдруг выяснилось, что мы другие».
Освенцим… Небольшой провинциальный польский город в 50 километрах от Кракова. Тощие березки, сырая почва, грязь. Обилие болот, сырость, комары. Неслучайно гитлеровские палачи избрали это гнилое место для создания лагеря в мае 1940 г. Почти на 500 гектаров расползлось по земле нечто чудовищное – фабрика по уничтожению людей. Ничего подобного прежде не встречалось ни по масштабам, ни по степени изуверства. Всего здесь было уничтожено около 4 млн. узников – евреев, поляков, цыган, советских военнопленных.
Немецко-фашистский концентрационный лагерь Освенцим был создан в мае 1940 года и рассчитан был на одновременное пребывание 250 тыс. человек. Освенцим имел 45 внешних рабочих команд и филиалов, наиболее крупные – Бжезинка, основанная в октябре 1941 года и Моновице. «Лагерь предназначался для массового уничтожения людей с использованием достижений техники (крематорий, газовые камеры)».1