Решение любой исследовательской задачи предполагает выбор теоретико-методологической стратегии, в качестве которой может выступать методологический подход к исследованию. Проблема развития творческой активности в настоящее время решается с позиций системно-функционального, комплексного, личностно-ориентированного, индивидуально-творческого и других подходов.
Системный подход, составивший общенаучную основу исследования, по мнению Г. В. Тереховой, является одним из наиболее эффективных современных методов научного познания, поскольку позволяет анализировать, исследовать, развивать некоторый объект как целостную, единую систему. В исследовании системный подход позволяет рассмотреть в единстве совокупность разнообразных видов творческих заданий и методов их выполнения; определить соотношение различных видов творческой деятельности, обеспечивающее эффективность развития творческой активности учащихся.
Личностно-деятельностный подход в исследовании предполагает развитие творческой активности младших школьников в процессе деятельности, в ходе которой педагог не ограничивает свободу выбора (поиска) метода выполнения творческих заданий, поощряет конструирование каждым учащимся личностных творческих продуктов, учитывает субъективно-творческий опыт учащихся, индивидуально-психологические особенности младших школьников, что осуществляется через содержание и форму творческих заданий, через общение с учеником [16, с.24].
Творческая деятельность на уроках в начальной школе должна быть подчинена единой системе творческих заданий, через которую и происходит освоение, осмысление конкретных деталей, понятий, формирование навыков.
Под системой творческих заданий понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества и ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие творческой активности младших школьников в учебном процессе [16, с.22].
Выделенные группы творческих заданий позволяют представить содержание системы творческих заданий в виде взаимосвязанных групп творческих заданий, выполняющих развивающую, познавательную, ориентационную, практическую функции, способствующие развитию составляющих креативных способностей младших школьников. Развивающая функция носит определяющий, стратегический характер и оказывает положительное воздействие на развитие творческой активности младших школьников. Познавательная функция направлена на расширение творческого опыта, изучение учащимися новых способов творческой деятельности. Суть ориентационной функции заключается в привитии устойчивого интереса к творческой деятельности и вместе с познавательной является базовой, опорной для всей системы творческих заданий. Практическая функция направлена на получение младшими школьниками творческих продуктов в различных видах практической деятельности.
Система творческих заданий, по нашему мнению, существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка. Творческие задания позволяют широко опираться на субъектный опыт ребенка и вполне созвучны с концепцией личностно-ориентированного обучения. Важно, чтобы творческие задания носили и развивающий характер.
Творческие задания должны, по сути, пронизывать весь урок от начала и до конца, независимо от темы урока и целей и задач, поставленных на нем.
Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческой активности личности, мы приходим к следующим выводам:
1. При кажущейся феноменологической похожести понятий «творчество» и «креативность» есть основание и необходимость их различения как не совпадающих по содержанию. Творчество – это стиль (качественная характеристика) деятельности, а креативность – это совокупность индивидуальных психологических характеристик творческой личности.
2. Младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для развития творческой активности, поскольку ребенок активен и любознателен по своей природе. Особенности младшего школьного возраста оказывают существенное влияние на познавательные возможности детей, обуславливают дальнейший ход общего развития и являются факторами становления креативности как общей универсальной способности к творчеству.
3. Успех в обучении и воспитании творческой личности зависит не только от добротного усвоения уже известных фактических знаний и их объема. Творчество предполагает свободное развитие личности, и в этом развитии школа занимает одно из центральных мест. Но такая школа должна быть построена на нетрадиционных принципах организации учебно-воспитательного процесса. Творчество и нестандартный подход в построении школьного обучения тесно взаимосвязаны.
4. Развитие творческой активности детей младшего школьного возраста должно происходить на каждом уроке: на уроке математики, русского языка и чтения, риторики, обществоведения и т.д.
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика уровня креативности младших школьников
Для выявления эффективности применения на уроке творческих заданий для развития творческой активности младших школьников нами было проведено экспериментальное исследование, которое проходило в три этапа. На первом констатирующем этапе эксперимента мы диагностировали у детей уровень креативности.
Второй этап эксперимента – формирующий – заключался в проведении с учащимися уроков с использованием системы творческих заданий для развития у детей творческой активности.
На третьем этапе – контрольном – нами был определен итоговый уровень креативности младших школьников и проведен анализ полученных результатов.
Итак, цель эксперимента: выявление эффективности системы творческих заданий для развития у детей творческой активности.
В исследовании приняли участие 28 учащихся 2 «А» класса УПК «Школа-сад № 6» г.Бреста. Каждому школьнику для удобства обработки результатов эксперимента был присвоен порядковый номер согласно алфавитному списку (приложение 1).
В настоящее время для оценки уровня креативности наиболее широко применяются тесты творческого мышления Торренса – адаптированный вариант, выполненный Туник Е.Е., батарея креативных тестов, созданная на основе тестов Гилфорда, и адаптированный вариант опросника креативности Джонсона, направленный на оценку и самооценку характеристик творческой личности.
В курсовой работе мы использовали Опросник креативности Дж.Рензулли [19].
Опросник креативности – это объективный, состоящий из десяти пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Заполнение опросника требует 10–20 минут, в зависимости от количества оцениваемых и опытности заполняющего опросник.
Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта за поведением интересующего нас лица в различных ситуациях (в классе, на занятиях, на собрании и т.д.) Данный опросник позволяет провести как экспертную оценку креативности различными лицами: учителями, психологом, родителями, социальными работниками, одноклассниками и т.д., так и самооценку (учащимися 8–11-х классов).
Каждый пункт опросника оценивается по шкале, содержащей четыре градации:
· 4 – постоянно,
· 3 – часто,
· 2 – иногда,
· 1 – редко.
Общая оценка креативности является суммой баллов по десяти пунктам (минимальная возможная оценка – 10, максимальная – 40 баллов).
Творческие характеристики:
1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.
2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.
3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.
4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.
5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если...»); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.
6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
7. Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.
8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.
9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку.
10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.
Обработка данных: каждый пункт оценивается и заносится в специальный лист ответов (приложение 2).
Уровень креативности
Уровень креативности | Сумма баллов |
Очень высокий | 40–34 |
Высокий | 33–27 |
Нормальный, средний | 26–21 |
Низкий | 20–16 |
Очень низкий | 15–10 |
На констатирующем этапе эксперимента нами были получены следующие результаты: