Третье направление – реализация системы творческих заданий, ориентированных на преобразование объектов, ситуаций, явлений, способствовало приобретению творческого опыта в осуществлении фантастических (реальных) изменений внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.); изменению внутреннего строения систем; учету при рассмотрении системы свойств, ресурсов, диалектической природы объектов, ситуаций, явлений.
Четвертое направление – реализация системы творческих заданий, ориентированных на использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, обеспечивало накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Выполнение заданий данной группы позволило учащимся рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения; находить фантастические применения реально существующим системам; осуществлять перенос функций в различные области применения; получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов.
Эффективность применения вышеизложенных методов и приемов работы над развитием творческой активности детей заключается в следующем:
1. расширение словарного запаса детей;
2. повышение уровня восприятия художественных произведений;
3. развитие творческого воображения;
4. активизация познавательного процесса;
5. способствование успешному изучению литературы и языка в старших классах (выполнение творческих работ, различных видов сочинений, изложений, составление рассказов, пересказов и т.д.)
Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, развивается творческая активность, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.
2.2. Анализ полученных результатов
По окончании второго этапа исследования нами была проведена выходная диагностика для проверки того, насколько эффективно применение на уроках системы творческих заданий для развития творческой активности младших школьников. По тем же методикам была проведена повторная диагностика. Результаты диагностики представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты контрольного этапа эксперимента
№ | Номера творческих характеристик | Сумма баллов | Уровень креат. | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
1 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 35 | ОВ |
2 | 1 | 2 | 4 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 23 | С |
3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 17 | Н |
4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 36 | ОВ |
5 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 30 | В |
6 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 23 | С |
7 | 2 | 3 | 2 | 3 | 4 | 4 | 2 | 1 | 2 | 2 | 25 | С |
8 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 39 | ОВ |
9 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 39 | ОВ |
10 | 1 | 1 | 4 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 22 | С |
11 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 21 | С |
12 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 17 | Н |
13 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 31 | В |
14 | 1 | 3 | 4 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 22 | С |
15 | 4 | 2 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | 32 | В |
16 | 4 | 1 | 1 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 23 | С |
17 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 4 | 3 | 2 | 2 | 3 | 24 | С |
18 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 4 | 4 | 2 | 3 | 2 | 24 | С |
19 | 2 | 4 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 20 | Н |
20 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | 4 | 28 | В |
21 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 2 | 2 | 4 | 3 | 4 | 32 | В |
22 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 29 | В |
23 | 4 | 1 | 1 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 23 | С |
24 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 23 | С |
25 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | 4 | 28 | В |
26 | 4 | 2 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | 32 | В |
27 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 39 | ОВ |
28 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 21 | С |
Из таблицы 2 следует, что показатели уровня креативности у детей повысились: