Представляется, что целесообразно включить в часть 3 ГК РФ соответствующие предписания, которыми определялся бы коллизионный принцип решения вопроса о применении процентов годовых (по праву страны, применяемому для регулирования соответствующего отношения) и устанавливался бы порядок определения размера процентной ставки для случаев, когда применимым являются российское право и расчеты производятся в иностранной валюте или в условных денежных единицах.
Заключение
Подведем некоторые итоги. Нами подробно рассмотрено понятие коллизионной нормы. Коллизионные нормы являются основой международного частного права и составляют его ядро. Наименование коллизионная норма имеет латинское происхождение (colision, collision; conflits de lois – фр., conflicts of laws – англ.) и буквально означает "конфликт, столкновение". Так называемый конфликт между законами различных государств, претендующих на регулирование данного отношения, и предназначены разрешить коллизионные нормы, обеспечивающие выбор соответствующего правопорядка и конечное решение вопроса по существу, т. е. отыскание необходимой материально-правовой нормы. Коллизионные нормы состоят из двух структурных элементов – объема и привязки. Объем указывает на круг общественных отношений, подпадающих под регулирование, и условия, при которых действует данная коллизионная норма. Привязка "прикрепляет", "привязывает" рассматриваемое общественное отношение к конкретному правопорядку.
В зависимости от формы выражения привязки различают двусторонние и односторонние коллизионные нормы. Односторонние коллизионные нормы отсылают регулирование отношения к определенно обозначенному правопорядку – как правило, национальному соответствующего государства. Двусторонние коллизионные нормы не называют компетентное право непосредственно, а лишь указывают на признак, с помощью которого таковое можно отыскать. Выбор соответствующего материального права, которое будет регулировать рассматриваемое отношение по существу, зависит от фактических обстоятельств, характеризующих данное отношение. Привязки двусторонних коллизионных норм оперируют различными критериями определения компетентного правопорядка. Среди них наибольшее распространение в международной и национальной практике получили гражданство физического лица, место его постоянного жительства или преимущественного проживания, место заключения договора, совершения действия (акта), место нахождения вещи (внесения ее в реестр), место причинения вреда, место рассмотрения спора и др., что именуется "формулами прикрепления", или коллизионными принципами. Например: "отношения, вытекающие из трудового договора, регулируются, – если стороны не договорятся иначе, – правом места выполнения работы работником" (№ 16 Закона Чешской Республики о международном частном праве и процессе); "форма сделки определяется по законодательству места ее совершения" (ст. 39 Договора от 14 сентября 1992 г. между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам); "к договорам, которые должны быть исполнены в пределах территории Китайской Народной Республики, будет применяться право Китайской Народной Республики" (ст. 5 Закона КНР о хозяйственных договорах с иностранным участием). Наличие коллизионных формул прикрепления и именно их разнообразие, обеспечивают реальный результат при выборе соответствующего правопорядка. Кроме того, коллизионные нормы так же, как и другие правовые нормы, могут различаться между собой по их юридической силе, вследствие чего можно говорить об императивных, диспозитивных или альтернативных нормах.
С точки зрения правовой природы коллизионные нормы могут быть национальными, т. е. созданными в рамках автономного правотворчества конкретным государством, и международными (договорными), т. е. возникшими из международно-правового соглашения. В большинстве случаев государства самостоятельно разрабатывают массив коллизионных норм. Однако в современный период все большее значение приобретает развитие коллизионно-правового регулирования с помощью международно-правовых средств преимущественно в договорном порядке. Создание несколькими государствами единообразных коллизионных и иных норм МЧП путем разработки и заключения соответствующих международных договоров получило название унификации национально-правовых норм.
В современной практике МЧП наблюдается усложнение характера и структуры коллизионной нормы. Если в предшествующие времена выбор права состоял, по существу, в альтернативе между персональным и территориальным началом, то ныне он раздвинул границы более широко. В частности, значительное развитие в последнее время получили альтернативные коллизионные привязки, обеспечивающие большую гибкость регулирования и предоставляющие больший диапазон выбора сторонам (участникам) правоотношения, а в необходимых случаях также и правоприменительным органам.
Возрастающую роль сегодня играют и другие явления, связанные с коллизионно-правовым регулированием. На национально-правовом и международно-правовом уровнях активно используется такое средство регулирования отношений, характеризующихся проявлением юридической связи с правопорядками различных государств, как "кумуляция коллизионных привязок", т. е. объединение, комбинирование в одной привязке двух или более признаков, в результате чего осуществляется отсылка правоотношения не к одному, а к нескольким правопорядкам одновременно. В частности, это явление весьма распространено в коллизионном регулировании брачных отношений.
Коллизионный способ регулирования в настоящее время осуществляется в двух правовых формах: национально-правовой (посредством национальных коллизионных норм, разработанных каждым государством в своем праве самостоятельно) и международно-правовой (посредством унифицированных коллизионных норм, разработанных государствами совместно в международных соглашениях). Обе формы относятся к одному способу регулирования – коллизионному, так как в обоих случаях коллизия права решается способом выбора права, отсылки к праву конкретного государства.
Второй способ регулирования гражданских отношений, осложненных иностранным элементом, – материально-правовой. Сущность его заключается в создании специальных норм гражданско-правового характера, которые должны непосредственно применяться к данным отношениям минуя коллизионную стадию выбора права.
Ясно, что одной из причин возникновения коллизии, являются различия в содержании гражданского права разных государств. Из этого следует, что коллизионную проблему можно снять, если будут созданы и применяться единообразные, одинаковые по своему содержанию, гражданско-правовые нормы. Материально-правовой метод осуществляется посредством создания унифицированных (единообразных) материальных норм гражданского права, что снимает коллизионную проблему.
Обязательным условием унификации материального гражданского права как способа регулирования является использование международно-правовых форм (главным образом – международного договора). В процессе взаимодействия государств происходит взаимовлияние национальных правовых систем, в результате чего в гражданском праве разных государств встречаются одинаковые по содержанию правила. Встречаются и полные текстуальные совпадения законов разных стран.
Однако никакое фактическое совпадение, даже значительное, в гражданском праве разных стран не исключает возможности возникновения между ними коллизий и необходимости выбора права: формально совпадающие нормы позитивного права получают разную интерпретацию в реальной юридической практике. Материально-правовой способ регулирования может осуществляться и в национально-правовой форме: государство в своем внутреннем праве устанавливает материальные гражданско-правовые нормы, специально предназначенные для регулирования гражданских правоотношений с иностранным элементом.
Итак, международному частному праву присуще два способа регулирования: коллизионно-правовой, который осуществляется в двух правовых формах – национальной и международной, и, во-вторых, материально-правовой, осуществляемый в международно-правовой форме. Оба способа направлены на преодоление коллизионной проблемы, хотя и разными средствами. Они являются различным проявлением общего метода международного частного права. Оба способа взаимодействуют, дополняя друг друга.
Список использованной литературы
Список нормативных актов
Венская конвенция ООН 1980 г.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.
Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г.
Закон РФ от 7 июля 1993 г. "О международном коммерческом арбитраже".
Кодекс торгового мореплавания СССР.
Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 1958).
Конституция Российской Федерации.
Московская конвенция 1972 г.
Общие условия поставок СЭВ 1968/1988 гг.
Общие условия поставок СЭВ – Финляндия.
Основные условия регулирования договорных отношений при осуществлении экспортно-импортных операций, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 г. № 888.
Основы гражданского законодательства 1991 г.
Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г.
Положение о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (Приложение 1 к Закону РФ от 7 июля 1993 г. "О международном коммерческом арбитраже").
Положения о поставках, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 г. № 888.