Смекни!
smekni.com

работа (стр. 15 из 18)

Отдел сбыта неуклонно осуществлял важнейший принцип фирменной торговли - контролировал сбыт от завода до прилавка. Проданным считался только тот автомобиль, который поступил к зарегистрированному конечному потребителю. Хокинс считал стратегически важной задачей увеличение чис­ла дилеров, делающих закупки у производителя (центральный завод или филиалы) и продающих автомобили конечному потребителю. Это позволило бы укоротить каналы товародвижения и упростить контроль и учет, умень­шив количество посредников и субподрядчиков за счет развития прямой розничной торговли. Если сбытовая территория слишком велика, дилер ста­новится посредником, передавая часть автомобилей субдилерам и получая от компании компенсацию за предоставление им скидок.

Компания Форда поставила дело так, чтобы не допустить накручивания цен - известного приема, когда посредники «зарабатывают», перепрода­вая товар друг другу, а потом вынуждают за все платить покупателя. Это подрывает репутацию поставщика и продавца. Все каналы движения про­дукции и денег строго контролировались. Каждый дилер и субдилер был зарегистрирован, а территории сбыта разграничены. Местности, где еще не имелось постоянных торговых точек, объявлялись открытыми для других фордовских продавцов, пока там не появлялся официальный дилер, зак­лючивший договор с компанией.

В феврале 1912 г. было упорядочено размещение рекламных объявле­ний - компания давала их в центральной прессе, а дилеры - в местной. Дилеров обязывали следовать как можно ближе стилю фордовской рек­ламы, присылать в компанию свои образцы, а в течение весны вывесить во всех торговых точках трафаретное изображение торговой марки - тре­угольника с крыльями и каллиграфической надписью «Ford, The Universal Car», которая вскоре стала известной всему миру. Образцы торговой мар­ки и объявлений высылались. Компания выпустила также рекламные бук­леты и каталоги «Фордовский автомобиль к услугам врачей», «Фордовский автомобиль к услугам женщин», «Автомобиль для доставки товаров», которые раздавали и отправляли по почте, чтобы привлечь соответствую­щих покупателей20. Эти печатные издания выпускались карманного, жур­нального и посылочного формата, чтобы они проходили сквозь щель почтового ящика. Конверты и сопроводительные бумаги, естественно, были фирменными, с указанием адреса и телефона ближайшего фордовского автомагазина.

Так компания стала сегментировать свой рынок сбыта. В инструктивных письмах подчеркивалось, что продажа пикапов для доставки мелких гру­зов должна заинтересовать владельцев магазинов, аптек, типографий, по­чтовую службу и других, но это дело тонкое, так как убеждать придется коммерсантов, а не автолюбителей. Продать две-три машины в год какой-нибудь фирме недостаточно, это не отличается от обычной розничной про­дажи без скидки. Заключать специальный договор о продаже со скидкой можно тогда, когда появится уверенность в том, что фирма купит не менее четырех «фордов». Реализовать партию машин должен сам менеджер фи­лиала, если этого не смог добиться рядовой сотрудник. «Те, кто не будет пытаться продавать пикапы, не нужны компании, но продать их сможет только умный торговец».

Торговый персонал часто объясняет собственные неудачи стереотипной фразой: «Покупатель не интересуется нашими предложениями», - писал Хокинс. В конце 1912 г. он потребовал учредить в каждом филиале ком­мерческие отделы, в которых наиболее опытные продавцы занимались бы сбытом машин организациям. В марте следующего года «Ford Times» опубликовал список коммерческих клиентов компании Форда, куда вошло 90 фирм и организаций. Среди них строительные, риэлторские, торговые, фармацевтические и другие компании. Так, Standard Oil начала покупать «форды» вначале в Сан-Франциско, а затем по всей стране21. Вскоре ими обзавелись AT&T, American Tobacco, Coca-Cola, National Can, Texas Refining, Edison Illuminating Company и др.

Самым смелым начинанием Хокинса по усовершенствованию стратегии сбита стало изучение покупательских предпочтений и возможностей рын­ка. 31 марта 1912 г. он обратился к владельцам «фордов» от имени потен­циальных покупателей, чтобы узнать причины популярности этих машин.

Компания разослала тысяче владельцев «фордоз» конверты с марками обратным адресом, в которые была вложена записка: «Не могли бы вы сообщить нам, какая причина или причины побудили вас приобрести фордовский автомобиль?». 16 сентября того же года он послал аналогичный вопрос уже двум тысячам владельцев. Ответов на второе послание в архи­ве не обнаружено, а на первое они были такими: 842 респондента заяви­ли, что купили «форды» по совету других покупателей, 108 - из-за деше­визны его эксплуатации, 38 похвалили систему зажигания, и только 12 че­ловек сослались на низкую цену автомобиля.

Хотя более 84% ответов были «глухими» ссылками на мнение других покупателей, а низкая цена являлась одним из главных рекламируемых достоинств модели Т, знаменателен, конечно, сам факт изучения спроса. В маркетинге такие действия предпринимаются, чтобы скорректировать рек­ламу продукта - например, усилить в ней те моменты, которые привлека­ют потребителя и не навязывать им того, что думает о продукте его произ­водитель.

Учитывая непрерывный рост объемов производства и реализации ав­томобилей, Хокинс пытался обследовать возможности территориальных рынков. 30 июля 1914 г. он отправил менеджерам филиалов циркуляр с вопросами, какие из закрепленных за ними территорий являются преиму­щественно сельскохозяйственными и какие культуры там выращивают, какие являются промышленными и какого рода продукция там изготовля­ется, где доминируют горные промыслы, лесозаготовка и т. п., и каково состояние дел: имеют ли место неурожаи, забастовки, политические бес­порядки, банкротства, снижение железнодорожных тарифов и т. д. Все это интересовало его с точки зрения перспектив продажи автомобилей: «Мы сможем лучше знать, что ожидать от вашей территории сбыта, и соответственно измерять ваши результаты сегодня и в будущем».

Известный специалист по истории компании Форда Дэвид Л. Льюис, сославшись на два упомянутых документа, отметил, что компания вскоре прекратила свои новаторские исследования рынка, поскольку Генри Форд сам решал, что хорошо для покупателей, и вплоть до 1940-х годов не про­водила подобных опросов.

Чем больше разрасталась сбытовая сеть, тем труднее ею становилось управлять. Поток бумаг: отчетов, справок, сводок, инструкций и циркуля­ров, писем и телеграмм - отнимал уйму времени у руководителей отдела сбыта, филиалов и у дилеров. Поводов для придирок хватало: то не в порядке документация, то грязное помещение, то мало внимания уделяют продаже продукции Форда. Если бы продавцы до мелочей соблюдали правила, отвечали на все запросы, представляли все до единой справки, у многих из них, наверное, не осталось бы времени на продажу автомо­билей.

«Форд» за рубежом.

Одновременно с развитием сбытовой сети в США компания Форда ста­ла энергично продвигать свою продукцию за рубеж. С 1903 г. «форды» первых моделей покупали европейские торговые фирмы, но в 1907 и 1909гг. Джимми Казенс специально ездил в Европу и побывал даже в Москве с целью открытия там фордовского бизнеса. Приближалась «все­мирная эра» модели Т. В 1908 г. в центре Парижа открылся салон фордов­ского дилера Анри Депасса, а в 1909 г. дилером в Лондоне стал англича­нин Персиваль Перри. Он успешно продавал «форды», в том числе непо­пулярную в Америке модель К.

Еще в 1906 г. Перри познакомился с Фордом, которого оценил как «че­ловека с непростым характером, но с задатками гения». Джимми Казенс вызвал у Перри неприязнь: «Злобный тип, любит оскорблять людей и все­гда недоволен, когда его вынуждают делать кому-то добро». Несколькими годами позже, прибыв в Детройт, Перри поинтересовался у него: «Вы все такой же сварливый, дружище?» На что тот огрызнулся: «Да, все такой же, и горжусь этим!» В 1910 г. Перри набрал 60 субдилеров, а в следующем году в Манчестере стал действовать сборочный завод. В 1913 г. модель Т завоевала около 29% британского автомобильного рынка.

По ряду соображений, связанных с налогами и с особенностями рабо­ты в Великобритании, предприятию Форда придали статус не филиала Ford Motor Company, а британской фирмы, и в марте 1911 г. появилась Ford

Motor Company (England) Ltd. Весь ее капитал принадлежал материнской компании, английских компаньонов не было, и Генри Форд владел конт­рольным пакетом - 58,5%. Персиваль Перри стал управляющим британс­кой компанией Форда.

Крупным достижением стали продажи «фордов» во Франции, где авто­мобилестроение развивалось быстрыми темпами и действовали прослав­ленные фирмы Renault, Clement-Bayard, Lorraine-Dietrich и др. Дело пошло в гору, когда в октябре 1913 г. фордовский менеджер и дилер Г. Б. Уайт открыл в Бордо отделение компании Форда (не компанию, как в Англии) со сборочным заводом. Комплектующие поступали из Манчестера и из Дет­ройта. Низкие цены, простота и стандартизация «фордов» преодолевали, хотя и с неодинаковым успехом, недоверие взыскательных покупателей. Повторилась, но в меньшем масштабе, история с американским рынком: у «европейцев» своя ниша, у «фордов» - своя. Зато в Германии, где рынок плотно захватили немецкие автомобилестроители, «форды» почти не име­ли спроса.

Самая разветвленная сбытовая сеть сформировалась в Англии и во Франции. Из этих стран, из Америки и отчасти из Канады «форды» разъез­жались по Европе. В Брюсселе, Барселоне, Гамбурге, Копенгагене, Сток­гольме, Санкт-Петербурге и ряде других городов в начале 1910-х годов имелись дилеры, автомагазины, мастерские и склады запчастей.

В августе 1904 г. Гордон Макгрегор, производитель карет и экипажей из Уокервилла, провинция Онтарио, Канада, заключил с Фордом соглаше­ние о создании автосборочной фирмы Ford Motor Company of Canada, в которой 51% учредительного капитала принадлежал Генри и его компань­онам. На первых порах ею даже управляли из фордовской штаб-квартиры. Их разделяла река Детройт, по которой проходила граница с Канадой. За­вод начал работать в феврале 1905 г. Двигатели и коробки передач приво­зили из Детройта, а колеса и кузова изготовляли на месте. Канадская ком­пания получила бесплатно патенты, чертежи и лицензию на выпуск и про­дажу «фордов» в Канаде и других британских владениях.