Синтаксис оператора:
Код: (vb)
For Счетчик = Начальное значение To Конечное значение [Step Шаг]Оператор цикла Do...Loop
Цикл Do...Loop, уточняемый оператором While, выполняется до тех пор, пока верно условие, задаваемое в цикле. Если же конструкция цикла уточняется оператором Until, то цикл выполняется до тех пор, пока заданное условие ложно.
Синтаксис:
Код: (vb)
Do While (Until) условиеОператоры ветвления
Операторы управления порядком выполнения команд (ветвления) позволяют оценить реальную ситуацию и адекватно реагировать на нее, принимая решения о дальнейших действиях. Visual Basic предоставляет для этого ряд функций и операторов.
If...Then
Наиболее часто используется оператор If...Then, который может иметь простую однострочную или блочную структуру.
Однострочный синтаксис:
If Условие Then Оператор [Else Оператор] |
Функционирование оператора такой структуры относительно просто. Если условие после If истинно, т.е. результат равен True, выполняется оператор, указанный за Then. Если же результат равен False, то выполняется оператор, следующий за ключевым словом Else, если такое имеется:
If A = 7 Then Beep 'операторы If X < 9 Then Print "False!" Else Print "True!" |
В первом примере выдается звуковой сигнал, если переменная A равна 7. Во втором примере выводится текст False!, если значение переменной X меньше 9; в противном случае выводится текст True!.
Блочный синтаксис:
If Условие Then [Операторы1] [ElseIf Условие Then [Операторы2] Else [Операторы3]] End If |
В принципе блочная запись предоставляет такие же возможности, как и однострочная. Но если в зависимости от условия необходимо выполнить не простую команду, а группу операторов, следует использовать блочный синтаксис. Это относится и к ветви Else. Кроме того, блочная структура с ElseIf позволяет анализировать несколько условий:
If A = 5 Then Print "Ждите" 'Печать End If If Name = "Иванов" Then Print "Ваша карточка удерживается!" Else Print "Деньги, пожалуйста!" End If If Обращение = 1 Then Print "Глубокоуважаемый господин" ElseIf Обращение = 2 Then Print "Глубокоуважаемая госпожа" ElseIf Обращение = 3 Then Print "Глубокоуважаемые дамы и госпола" Else Print "Здравствуйте, люди" End If |
При формировании более сложных условий блочная запись удобнее. Использование в этом случае блочного синтаксиса улучшает читабельность программы.
Select Case
Еще одним оператором ветвления Visual Basic является Select Case, который позволяет выполнить одну из нескольких групп операторов в зависимости от значения условия.
Инструкция Select Case имеет следующий синтаксис:
Select Case Проверочное_выражение [Case Значение1 [Операторы1] [Case Значение2 [Операторы2]] [Case Else [Операторы3]] End Select |
В качестве значения для блока Case можно указывать не только одно значение (1), но и несколько, разделенных запятой (2, 3). Можно определять также области сравнения (4 To 6) или воспользоваться относительным сравнением (Is >= 9) Вместо непосредственного проверочного выражения можно использовать ключевое слово Is.
Блок Case Else выполняется, если ни одно из предыдущих условий не является истинным.
Если условию Select Case соответствует несколько блоков Case, то выполняется первый из них:
Private Sub Command1_Click() Select Case nVariable Case 0 Print "Равно 0" Case -10 To 10 Print "Между -10 и 10, кроме 0" End Select End Sub |
Во втором блоке Case обрабатываются значения от -10 до 10, однако значение 0 перехватывается первым блоком Case. Поэтому операторы второго блока Case будут выполняться, если значение условия больше или равно -10 и меньше 0, а также больше 0 и меньше или равно 10.
Основные понятия языков программирования. Развитие языков программирования.
Языки программирования — искусственные языки. От естественных они отличаются ограниченным числом «слов», значение которых понятно транслятору, и очень строгими правилами записи команд (операторов).
Язык программирования — формальная знаковая система, предназначенная для описания алгоритмов в форме, которая удобна для исполнителя (например, компьютера).
Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, используемых при составлении компьютерной программы. Он позволяет программисту точно определить то, на какие события будет реагировать компьютер, как будут храниться и передаваться данные, а также какие именно действия следует выполнять над этими данными при различных обстоятельствах.
Создатели языков по-разному толкуют понятие язык программирования. Среди общих мест, признаваемых большинством разработчиков, находятся следующие:
Функция: язык программирования предназначен для написания компьютерных программ, которые применяются для передачи компьютеру инструкций по выполнению того или иного вычислительного процесса и организации управления отдельными устройствами.
Задача: язык программирования отличается от естественных языков, тем, что предназначен для передачи команд и данных от человека компьютеру, в то время, как естественные языки используются лишь для общения людей между собой.
Исполнение: язык программирования может использовать специальные конструкции для определения и манипулирования структурами данных и управления процессом вычислений.
С помощью языка программирования создается не готовая программа, а только ее текст, описывающий ранее разработанный алгоритм.
Чтобы получить работающую программу, надо этот текст либо автоматически перевести в машинный код (для этого служат программы-компиляторы) и затем использовать отдельно от исходного текста, либо сразу выполнять команды языка, указанные в тексте программы (этим занимаются программы-интерпретаторы).
Интерпретатор моделирует некую виртуальную вычислительную машину, для которой базовыми инструкциями служат не элементарные команды процессора, а операторы языка программирования.
Компиляторы полностью обрабатывают весь текст программы (он иногда называется исходный код). Они просматривают его в поисках синтаксических ошибок (иногда несколько раз), выполняют определенный смысловой анализ и затем автоматически переводят (транслируют) на машинный язык — генерируют машинный код.
Развитие языков программирования
Языки программирования принято делить на пять поколений. В первое поколение входят языки, созданные в начале 50-х годов, когда первые компьютеры только появились на свет. Это был первый язык ассемблера, созданный по принципу «одна инструкция — одна строка» еще его называют язык «один в один».
Расцвет второго поколения языков программирования пришелся на конец 50-х — начало 60-х годов. Тогда был разработан символический ассемблер, в котором появилось понятие переменной. Он стал первым полноценным языком программирования. Благодаря его возникновению заметно возросли скорость разработки и надежность программ.
Появление третьего поколения языков программирования принято относить к 60-м годам. В это время родились универсальные языки высокого уровня, с их помощью удается решать задачи из любых областей. Такие качества новых языков, как относительная простота, независимость от конкретного компьютера и возможность использования мощных синтаксических конструкций, позволили резко повысить производительность труда программистов. Понятная большинству пользователей структура этих языков привлекла к написанию небольших программ (как правило, инженерного или экономического характера) значительное число специалистов из некомпьютерных областей. Подавляющее большинство языков этого поколения успешно применяется и сегодня.
С начала 70-х годов по настоящее время продолжается период языков четвертого поколения. Эти языки предназначены для реализации крупных проектов, повышения их надежности и скорости создания. Они обычно ориентированы на специализированные области применения, где хороших результатов можно добиться, используя не универсальные, а проблемно-ориентированные языки, оперирующие конкретными понятиями узкой предметной области. Как правило, в эти языки встраиваются мощные операторы, позволяющие одной строкой описать такую функциональность, для реализации которой на языках младших поколений потребовались бы тысячи строк исходного кода.
Рождение языков пятого поколения произошло в середине 90-х годов. К ним относятся также системы автоматического создания прикладных программ с помощью визуальных средств разработки, без знания программирования. Главная идея, которая закладывается в эти языки, — возможность автоматического формирования результирующего текста на универсальных языках программирования (который потом требуется откомпилировать). Инструкции же вводятся в компьютер в максимально наглядном виде с помощью методов, наиболее удобных для человека, не знакомого с программированием.
Fortran (Фортран). Это первый компилируемый язык, созданный Джимом Бэкусом в 50-е годы. Для этого языка было создано огромное количество библиотек, начиная от статистических комплексов и кончая пакетами управления спутниками, поэтому Фортран продолжает активно использоваться во многих организациях, а сейчас появился очередной стандарт Фортрана F2k.