Смекни!
smekni.com

«Специфика проведения игр при обучении иностранному языку на среднем этапе обучения» (стр. 3 из 4)

4. Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.

5. Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.

6. Игры должны проходить под наблюдением воспитателей.

7. При строгом соблюдении этих условий игра становится серьезным делом, т.е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.

Украшением игры, по Я. Коменскому, являются подвижность тела, жизнерадостность духа, порядок, игра с толком и по правилам, победа доблестью, а не хитростью. Пороками же в игре являются леность, вялость, недоброжелательность, заносчивость, крик, коварство. А такие игры, как кости, карты, борьба, кулачный бой, плавание и другие, бесполезные и опасные игры, вообще не должны, считал Я. Коменский, использоваться в воспитании детей[5,стр. 141].

Таким образом, нами было установлено, что игра, специфический в процессе обучения и свойственный ребенку вид деятельности, была и остается предметом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. Игра как средство гарантирующее позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность и заинтересованность педагогов и учащихся, в отличие от монотонного исполнения определенных заданий, что приводит к полусонной обстановке в классе. Но как упоминалось ранее, не стоит увлекаться, помня о том, что игра, не смотря на все ее положительные моменты, это только средство, метод учебной работы, а целью остается освоение материала и приобретение знаний.

2. Практика проведения игр на среднем этапе обучения иностранному языку

2.1. Уровень подготовленности учеников к началу эксперимента

Эксперимент проводился в МОУ СОШ № 49 в 7 «А» классе. Психологическое развитие учеников класса соответствует норме. Дети проявляют достаточную самостоятельность в суждениях, умеют анализировать, сравнивать, отличать существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, делать самостоятельные выводы, находить пути решения. Большинство правильно выражает свои мысли в устной и письменной формах. Умеют самостоятельно работать над книгой, заучивать материал. Понимают значимость получаемых знаний. Обладают устойчивым вниманием на уроках. Дисциплинированны, уважительно относятся к учителям.

С удовольствием принимают участие в общешкольных и классных мероприятиях. Класс достаточно эмоционален, дружен. Дети между собой не конфликтуют. Занимаются в различных секциях и кружках (лепка из глины, хор, спорт, музыка, танцы). Большинство родителей принимают активное участие в воспитательном и образовательном процессах. Большее количество учеников соблюдает школьный режим.

Класс считается сильным. В группе 11 человек. Из них 3 учеников успевают на «5», 6 человек успевают на «4», 2 человека успевают на «3» и «4».

2.2. Организация процесса

Выбор игры в первую очередь зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др.), «продуктов» художественного творчества, новых знаний и др. В игре подмена мотивов естественна; дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

Первая цель – удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

Цель второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.

При выборе игры мы учитывали мотивы, присущие ученикам на среднем этапе обучения:

1. Мотивы самообразования, активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления.

2. Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуется социальные мотивы учения (нравственные ценности общества).

3. Позиционные мотивы – усиливается мотив поисками контактов и сотрудничества с другим человеком, овладение рациональными способами этого сотрудничества в учебном труде.

Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной задачи, но и последовательность нескольких целей, причем, не только в учебной работе, но и во внеклассных видах деятельности.

При разбивке на группы учитывались требования соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. В некоторых случаях применялись демократические игротехнические виды разделения на микроколлективы играющих, в частности и такие: жеребьевка, считалки и т.п.

Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. В ходе проводимой ролевой игры они были активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение не зависело от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Учитывая, какая роль особенно полезна ребенку, были использованы следующие приемы:

1. Назначение на роль непосредственно взрослым.

2. Выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект, костюм, сценарий).

3. Добровольное принятие роли ребенком, по его желанию.

4. Очередность выполнения роли в игре и т.д.

При распределении командных ролей целью было сделать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива – проявить себя, сдружиться со всеми.

В игре необходимо было следить за тем, чтобы не появлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре могло разрушить игру. Необходимо было следить за тем, чтобы у роли было действие, роль без действия мертва, ребенок мог выйти из игры, если ему нечего делать.

В рамках эксперимента нами были использованы разного рода игры: игры, направленные на активизацию речевой активности (анкета, угадай профессию); фонетические игры (скороговорка, резиновое предложение); лексические игры (части тела - соревнование); игры направленные на развитие письма (писатели); ролевая игра («Небо падает»).(см. Приложение 1,2)

Подготовка учителя предусматривала:

1. выбор темы и формулирование проблемы;

2. отбор и повторение необходимых языковых средств;

3. уточнение параметров ситуации: время, место, количество участников, степень официально­сти; статусно-ролевые характеристики партнеров; личностные характеристики персонажей; речевые намерения: запрос информации, выражение согла­сия/несогласия, аргументация собственного мнения и т.д.

4. подготовку атрибутов игры: наглядные пособия, карточки (со скороговорками ,с отрывками из художественных произведений и т.д.);

5. уточнение цели игры и планируемого конечного результата. Подготовка учащихся заключалась в следующем:

6. поиск дополнительных данных по теме и изучение раздаточного материала;

7. повторение речевых формул и лексики по теме.

Подготовка к игре в отдельных случаях длилась от нескольких минут до не­скольких дней. На данном этапе целесообразно было провести ряд рече­вых упражнений и коммуникативных игр, необходимых для после­дующего ролевого общения. Например:

• угадывание предмета по описанию;

• отгадывание задуманного классом предмета/ части тела с помощью вопросов. Вопросы могут задавать все одному, т.е. отгадывающему, или один — всем;

• продолжение диалога с помощью двусторонних карточек (на
одной стороне вопрос, на другой один-два возможных ответа).
Работа проводится в парах, а затем диалог проигрывается перед
классом;

• восстановление диалога по разрезанным диалогическим един­ствам (игра в парах или небольших группах).

2.3. Проведение игры

В зависимости от выбора игры вся группа играла в одну игру или делилась на две подгруппы из пяти-шести человек.

Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитателя и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. В предложения игры входило объяснение ее правил, и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Объяснение игры было кратким и точным непосредственно перед ее началом. В объяснение входило название игры, рассказ о ее содержании, и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров и т.д.

Ролевая игра была подготовлена заранее, т.о. к ней можно было приступить сра­зу же после уточнения ситуации. Распределение ролей проводилось в соответствии с уже рассмотренными требованиями и с опорой на лидеров класса, т. е. наиболее подготовленных по языку учащихся, обладающих юмором, инициативой, находчивостью.

Большое значение для успешного проведения игры имеет то, насколько удачно учитель подготовит учащихся к данной

форме занятий. В этой связи были выполнены требования: