СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и принципы правового государства. 4
2. Развитие идей правового государства в России. 12
3. Условия формирования правового государства. 22
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что, во-первых, доктрина правового государства связана с фундаментальными проблемами понимания государства и права, с особенностями интерпретации природы этих важных социальных явлений. Доктрина и ее теоретические основы имеют важное идеологическое и научное значение для политической и правовой теории и практики, предопределяя в свою очередь решение целого ряда других вопросов теории права и государства.
Во-вторых, доктрина правового государства – одна из исторических форм интерпретации роли и места государства в мире и в обществе, его природы, ценностных и целевых ориентиров.
Объектом исследования является правовое государство.
Предмет исследования заключается в анализе политико-правовой мысли, определяющей понятие и сущность правового государства, а также проблемных моментов, возникающие при построении правового государства в РФ.
Целью курсовой работы является исследование концепции правового государства в юридической науке.
Задачи курсовой работы:
1. раскрыть доктрину правового государства в истории политико-правовой мысли;
2. проанализировать сущность и признаки (принципы) правового государства;
3. изучить проблемы построения правового государства в РФ.
При подготовке курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты РФ, исследования правового государства, учебная литература.
Правовое государство — многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом.
Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового государства[1].
Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан — носителей общественного прогресса.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства.
В развитии правового государства можно выделить ряд этапов:
1. Разработка фрагментарных положений теории правового государства в политико-правовой мысли Древней Греции, Древнего Рима в Средние века - до XVI в. (Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.).
2. Обоснование концептуальных положений теории правового государства в Новое время, в период буржуазных революций, в период смены традиционных государств государствами конституционными - XVI - XVIII вв. (Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель и др.).
3. Становление теории правового государства как целостной философской и политико-юридической концепции в первой половине XIX в. (К.Т. Велькер, Р. Фон Моль, Ф.Ю. Шталь, Р. Гнайст, Л. Штайн и др.).
Первый этап характеризуется появлением отдельных положений теории правового государства. Мыслители Древнего мира понимали важность взаимозависимости человека, общества и государства. Они считали, что справедливый закон, умеренное принуждение и дифференциация ответственности способны обеспечить такое распределение собственности, труда и управления, при котором сгладятся социальные противоречия и усилится единство распадающегося общества[2].
Для греческого и римского государства было характерно правовое ограничение властных органов любого уровня, существование конкретных, работающих механизмов привлечения к ответственности представителей государства, признание и защита со стороны государства естественных прав своих граждан (но еще не человека). В Средние века слабость светской власти способствовала созданию благоприятных условий для усиления церковной. В эпоху Ренессанса и Нового времени отрицалась юридическая ответственность главы государства. Право становилось основным регулятором общественных отношений.
В Средние века, когда критерием допустимого поведения была Библия, ее официальное толкование, а наказание рассматривалось как самоцель, искупление за грех, тенденция рассматривать ответственность как кару еще более усилилась. Слабость светской власти способствовала созданию благоприятных условий для усиления власти церковной. Церковь не только выступает как религиозно-культурная организация, но и становится крупнейшим собственником земли, на которой работает огромное количество людей, формируется собственная казна. Кроме того, в ее организации просматриваются римские традиции: власть папы абсолютна, четкие задачи развития (войны с неверными, организационные реформы и т.д.), огромная территория, не ограничивающаяся рамками отдельного государства, собственная юрисдикция и т.д. Верховной становится сила божественного закона под охраной церкви, и в таких условиях монарх вынужден был действовать как исполнитель, в установленных пределах и под угрозой реализации религиозной или "народной" санкции.
Все эти положения нашли свое отражение в творчестве таких представителей Средневековья, как Ф. Аквинский, М. Падуанский, Р. Туллий, благодаря которым можно сделать вывод о возрождении идей достоинства человека, неотчуждаемости естественных прав, народного суверенитета, борьбы народа против тирании, приоритета естественного права над государством. Теоретические разработки нашли практическое отражение в законодательстве того времени: в Великой хартии вольностей (ст. 61), Золотой булле 1222 г. (ст. 31), в Привилегии унии 1287 г. и Ассизах (ст. 24).
Дальнейшее развитие государства связано с усилением средневековых городов и ростом абсолютизма. Самостоятельность города, выражающаяся в собственной юрисдикции и самоуправлении, создавала благоприятные условия для значительного ослабления вассальных отношений, доминирования односторонних актов государственной власти договорному началу, развития прав союзов. Право становится основным регулятором общественных отношений в эпоху Ренессанса и в Новое время. Для того периода характерно отрицание юридической ответственности главы государства[3].
В первой половине XIX в. наряду с теорией правового государства ученые уделяли внимание вопросам формирования ответственного правительства, юридической ответственности государства и чиновников "за виновное превышение власти", взаимной ответственности государства и личности и т.д., разрабатывали передовые идеи, востребованные их временем.
Третий этап развития теории правового государства связан с именами К.Т. Велькера, Р. фон Моля, Ф.Ю. Шталя, Р. Гнайста, Г. Аренса и других. Вместе с разработкой положений теории правового государства они уделяли внимание таким вопросам, как формирование ответственного правительства, ограничение государственного вмешательства в жизнь общества, независимость судей и безопасность правосудия, признание основных гражданских прав, верховенство законов, наличие народного представительства и его участие в законодательной власти.
В первой половине XIX в. наряду с теорией правового государства ученые уделяли внимание вопросам формирования ответственного правительства, юридической ответственности государства и чиновников "за виновное превышение власти", взаимной ответственности государства и личности и т.д., разрабатывали передовые идеи, востребованные их временем.
С учетом исторических данных, общественной и государственной практики и с позиций современного научного знания можно выделить такие принципы правового государства:
Принцип приоритета права.
Приоритет права означает:
а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;
б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;
в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов;
г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т. д.).
2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина.
Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов. Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т. д. Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.