Смекни!
smekni.com

работа «Путь к себе путь к уверенности» (стр. 4 из 12)

Тренинг, повышающий уверенность в себе

Тренинговая компания «Формула успеха» предлагает тренинг для повышения уверенности в себе. Условно (очень условно) курс можно разделить на четыре этапа:

Первый этап в развитии своей уверенности - осознать, что именно у Вас получается плохо, как именно Вы создаете себе препятствия и лишаете себя перспектив. Где Ваши привычки, создают Вам проблемы, где и в чем Вы тормозите себя. Где корни Ваших неудач. Где Вы позволяете другим людям вторгаться в Ваше жизненное пространство и манипулировать Вами.

Второй этап - открыть и заменить свои неэффективные модели поведения (когда Вы делаете что-то, что обычно делаете в похожих ситуациях, но это не приносит Вам того результата, на который Вы рассчитывали), на эффективные модели поведения (такие способы действовать и говорить, когда Вы достигаете задуманного). А также воспитать и сохранить уважение к себе.

Третий этап - узнать и испробовать в экспериментальной ситуации тренинга новые способы действовать. Эти способы Вы определяете для себя сами, выбирая то, что не противоречит Вашим жизненным взглядам, то, что вам больше всего подходит, безопасно для Вашей самооценки и способствует достижению Ваших целей.

Четвертый этап - развить в себе смелость сталкиваться с самыми разными и неожиданными последствиями Ваших изменений и суметь их обернуть в свою пользу. Обрести смелость быть собой и умение позволить другим быть теми, кем они являются на самом деле, а не теми, кого хотите видеть в них Вы.

Клиент-ориентированная терапия

Основной гипотезой этого подхода можно выразить одним предложением: если я смогу установить с человеком определенный тип отношений, он обнаружит в себе способность использовать эти отношения для своего развития, что и вызовет изменение, связанное с развитием его личности (6).

Карл Роджерс говорит, что «индивиды, у которых были такие отношения в течение даже весьма непродолжительного времени, претерпевают глубокие и значимые изменения личности, отношений и поведения, которые не наблюдаются в соответствующих контрольных группах. В таких отношениях индивид становится более цельным, более действенным. У него проявляется меньше невротических или психопатических черт и больше качеств нормального, здорового человека. У него изменяется восприятие себя, он оценивает себя более реалистично. Такой человек становится тем, кем он хочет быть. Он более уверен в себе и лучше владеет собой. Он лучше понимает себя, становится более открытым опыту, меньше отрицает и подавляет свои переживания. Такой человек лучше принимает других и видит их более похожими на себя».

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард и др. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм (7).

Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:

1. Человек целостен.

2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи.

3. Главной психологической реальностью являются переживания человека.

4. Человеческая жизнь — единый процесс.

5. Человек открыт к самореализации.

6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьезной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов. Гуманистическая терапия помогает: - найти себя; - разрешить внутренние и внешние конфликты; - принять трудные решения; - справиться с зависимостями; - выйти из депрессии; - преодолеть одиночество и наладить отношения с окружающими; - научиться получать удовольствие от жизни; - вернуть интуицию и спонтанность; - избавиться от психосоматических нарушений; - преодолеть непонимание в отношениях с близкими; - восстановиться после психологических травм и насилия; - повысить качество жизни.

Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.

Экзистенциальная психотерапия

Экзистенциальная психотерапия (existential therapy) выросла из идей экзистенциальной философии и психологии, которые сосредоточены не на изучении проявлений психики человека, а на самой его жизни в неразрывной связи с миром и другими людьми (тут-бытие, бытие-в-мире, бытие-вместе) (8).

Истоки экзистенциализма связаны с именем Серена Кьеркегора (1813—1855). Именно он ввел и утвердил понятие экзистенции (уникальной и неповторимой человеческой жизни) в философском и культурном обиходе. Он же обратил внимание на поворотные моменты в человеческой жизни, открывающие возможность жить далее совершенно иначе, чем жилось до сих пор.

В настоящее время целый ряд очень разных психотерапевтических подходов обозначается одним и тем же термином экзистенциальной терапии (экзистенциального анализа). Среди основных из них можно упомянуть:

1. Экзистенциальный анализ Людвига Бинсвангера.

2. Dasein анализ Медарда Босса.

3. Экзистенциальный анализ (логотерапия) Виктора Франкла.

4. Экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле.

Большинство из них уделяет внимание одним и тем же базовым элементам существования: любви, смерти, одиночеству, свободе, ответственности, вере и т. д. Для экзистенциалистов принципиально неприемлемо использование каких бы то ни было типологий, универсальных интерпретаций: постичь что-либо в отношении каждого конкретного человека можно только в контексте его конкретной жизни.

Экзистенциальная терапия помогает справиться со многими, казалось бы, тупиковыми жизненными ситуациями:

1. депрессиями;

2. страхами;

3. одиночеством;

4. зависимостями, трудоголизмом;

5. навязчивыми мыслями и действиями;

6. опустошенностью и суицидальным поведением;

7. горем, переживанием утрат и конечности существования;

8. кризисами и неудачами;

9. нерешительностью и потерей жизненных ориентиров;

10. потерей ощущения полноты жизни и др…

Терапевтическими факторами в экзистенциальных подходах являются: понимание клиентом уникальной сути своей жизненной ситуации, выбор отношения к своему настоящему, прошлому и будущему, развитие способности действовать, принимая ответственность за последствия своих действий. Экзистенциальный терапевт заботится о том, чтобы его пациент был максимально открыт навстречу возникающим в течение его жизни возможностям, был способен осуществить выбор и актуализировать их. Цель терапии — максимально полноценное, насыщенное, осмысленное существование.

Человек может быть тем, кем он решил быть. Его существование всегда дано как возможность выхода за пределы самого себя в виде решительного броска вперед, через свои мечты, через свои стремления, через свои желания и цели, через свои решения и действия. Броска, всегда сопряженного с риском и неопределенностью. Экзистенция всегда непосредственна и уникальна, в противоположность универсальному миру пустых, застывших абстракций.

Дневник самонаблюдений

Предтеча дневника брезжит в письменных домашних заданиях, которые К.-Г. Юнг предлагал своим пациентам выполнять во время тех перерывов в анализе, которые он вводил для того, чтобы снизить зависимость клиента от психолога и развить у человека чувство автономии (9).

Еще решительнее действовала Карен Хорни, считая, что «анализ протекает тем быстрее и эффективнее, чем активнее сотрудничество со стороны пациента », она сделала самоанализ частью терапевтического процесса. Самоанализ, в понимании этой исследовательницы, предстает как многотрудный, медленный, иногда болезненный и чреватый потрясениями процесс, который требует участия всех конструктивных энергий субъекта. К. Хорни доказала, что самоанализ может быть конструктивным. И тогда он становится формой сотрудничества психотерапевта и пациента .

Если обобщить результаты исследований по проблеме использования дневников в психотерапии и воспитании, то можно сказать следующее: ведение дневника экономит время во время сеансов; дневник может использоваться как средство самовыражения и как прием активной концентрации внимания и воли; он приучает человека фиксировать события своей жизни и размышлять над ними; служит для развития самооценки; способен дать представление о динамике развития психологического состояния человека; содействует анализу деятельности и составлению полной программы самовоспитания.